Документ не применяется. Подробнее см. Справку

12 Управление рисками

12

Управление рисками

12.1

Разработка инфраструктуры управления рисками

12.1.1 Наличие и выполнение документированных процедур, представляющей базовые основы и мероприятия, которые должны использоваться во всей организации на всех уровнях.

12.1.2 Необходимые элементы инфраструктуры и способы, обеспечивающие взаимосвязь итеративным образом, включающая в себя полномочия, обязательства, разработку, внедрение, мониторинг и постоянное улучшение.

12.2

Понятие оценки риска

12.2.1 Наличие и выполнение документированных процедур, включающих деятельность:

- обмена информацией;

- консультирование;

- определение контекста (формулирование целей, определение внутренних и внешних параметров).

12.3

Подход определения рисков, их оценки и обработки

12.3.1 Наличие и выполнение документированной процедуры с учетом принятия решений о:

- необходимости предпринимать соответствующие действия;

- способах максимальной реализации всех возможностей снижения риска;

- необходимости обработки риска;

- выборе между различными видами;

- приоритетности действий по обработке риска;

- выборе стратегии обработки риска, позволяющей снизить риск до приемлемого уровня.

12.4

Идентификация, анализ и оценивание риска

12.4.1 Наличие и выполнение документированной процедуры, регламентирующей порядок управления рисками путем:

- краткого обзора менеджмента риска при разработке в части общей схемы процесса;

- решение организационных проблем:

а) ответственность руководства;

б) ресурсов;

в) обмена информацией;

г) управление документацией;

- определение процессов менеджмента риска при разработке в части:

а) определения ситуации;

б) оценка риска;

в) идентификация риска;

г) обработка риска;

д) мониторинг и анализ риска;

- создание схемы процесса менеджмента риска при разработке.

12.4.2 Наличие и выполнение документированной процедуры по управлению рисками разработки, которая может быть ориентирована на рассмотрение этапов заключения контракта:

- выбор критериев условий заключения контрактов;

- анализ требований конкурсной разработки;

- оценки затрат на этапе жизненного цикла;

- прогнозирование надежности и качества;

- ожидаемые характеристики систем;

- анализ принципов руководства программой создания продукции;

- анализ рациональных подходов к управлению конфигурацией разработки.

12.4.3 Наличие и выполнение документированной процедуры управления обменом информации при управлении рисками разработки, включающей:

- угрозы со стороны персонала;

- оценку риска со стороны отдельных сотрудников;

- изучение и анализ интересов причастных сторон;

- проблемы доступа к информации, а именно:

a) доступа к информационным системам;

b) доступа к сайтам;

c) доступа к разработанным/разрабатываемым технологиям;

d) доступа к персоналу;

e) вовлечение причастных сторон;

12.4.4 Наличие и выполнение документированной процедуры комплексной системы управлениями рисками на предприятии, устанавливающей:

- общее руководство по оценке рисков;

- область применения руководства;

- общие положения;

- оценки риска опасных событий;

- мероприятия по оценке риска;

- оценку допустимого риска;

- обработку риска;

- описание среды организации;

- вопросы оценки методов обработки риска;

12.5

Определение оценки вероятности, связанных с рисками

12.5.1 Наличие и выполнение документированной процедуры, регламентирующей порядок оценки событий и содержащий:

- использование соответствующих хронологических данных для идентификации события;

- оценку вероятности методов прогнозирования;

- оценка последствий;

- использование экспертных оценок в систематизированном и структурированном процессе оценки вероятности;

- контрмеры.

12.6

Оценка рисков в терминах их возможных последствий с использованием установленных критериев и влияния на Летную годность

12.6.1 Наличие и выполнение документированной процедуры, регламентирующей порядок обзора рисков и определения степени тяжести последствий при квалификации различных компонентов риска на основе:

- учета существующих методов управления риском, направленных на снижение последствий и всех сопутствующих факторов, влияющих на последствия;

- исследования взаимосвязи последствий опасного события и установленных целей;

- раздельного изучения отдаленных последствий события и происходящих в настоящий момент времени, если они включены в область применения оценки риска;

- рассмотрения вторичных последствий, таких как последствия, воздействующие на взаимосвязанные системы, виды деятельности, оборудования или организацию.

12.7

Сообщение о мерах по обработке рисков в соответствии с политикой и обязательств в области менеджмента риска

12.7.1 Наличие и выполнение документированной процедуры, устанавливающая цели организации и обязательства, включая:

- обоснование потребности организации в менеджменте риска;

- связь между целями и политикой организации и менеджмента риска;

- подотчетность и ответственность;

- обеспечение доступа к необходимым ресурсам;

- пересмотр, улучшение политики и инфраструктуры.

12.8

Применение оценки риска на различных стадиях жизненного цикла

12.8.1 Наличие и выполнение документированной процедуры, регламентирующей порядок анализа и обобщения зарегистрированных данных при разработке процедур в нормальных и чрезвычайных условиях на разных стадиях жизненного цикла.

12.9

Воздействие на риск

12.9.1 Наличие и выполнение документированной процедуры, регламентирующей выбор и применение вариантов воздействия на риск, включающий;

12.9.2 Наличие и выполнение документированной процедуры, определяющий порядок реализации выбранных альтернативных вариантов воздействия на риск;

12.9.3 Наличие и выполнение документированной процедуры, предусматривающая постоянный мониторинг и пересмотр процесса управления рисками и его результатов;

12.9.4 Наличие и выполнение документированной процедуры результатов процесса управления риском, его регистрация и отображение в отчетности.