III. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления
22. Решение о проведении аудиторской проверки принимается директором ФСИН России, руководителем администратора бюджетных средств (лицами, временно исполняющими их обязанности).
Для проведения аудиторской проверки должностным лицам субъекта аудита выдается предписание на право ее проведения, которое оформляется на бланке ФСИН России, бланке администратора бюджетных средств, подписывается должностным лицом, принявшим решение о проведении аудиторской проверки, и заверяется гербовой печатью.
23. По прибытии на объект аудита руководитель аудиторской группы (аудитор) обязан:
предъявить руководителю администратора бюджетных средств, руководителю объекта аудита (лицам, их замещающим) предписание на право проведения аудиторской проверки;
ознакомить руководителя администратора бюджетных средств, руководителя объекта аудита (лиц, их замещающих) с программой аудиторской проверки;
запросить информацию о должностных лицах администратора бюджетных средств, объекта аудита, уполномоченных на получение акта аудиторской проверки (далее - представители администратора бюджетных средств, объекта аудита).
24. В случае принятия директором ФСИН России, руководителем администратора бюджетных средств решения о проведении камеральной аудиторской проверки руководитель субъекта аудита направляет руководителю администратора бюджетных средств, руководителю объекта аудита уведомление о назначении камеральной аудиторской проверки не позднее 3-х рабочих дней до начала ее проведения.
Уведомление должно содержать следующую информацию:
номер, дата предписания на проведение аудиторской проверки;
сроки проведения камеральной аудиторской проверки;
фамилию, имя, отчество (при наличии), должность, специальное звание (при наличии) руководителя камеральной аудиторской проверки.
25. После получения уведомления руководитель администратора бюджетных средств, руководитель объекта аудита в течение 2-х рабочих дней определяет должностное лицо, ответственное за своевременное предоставление, полноту и достоверность запрашиваемых в ходе камеральной аудиторской проверки информации и документации. Сведения о должностном лице направляются субъекту аудита до начала камеральной аудиторской проверки.
26. Аудиторские проверки проводятся на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта аудита.
27. Программа аудиторской проверки должна содержать:
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
В случае проведения аудиторской проверки аудиторской группой руководитель аудиторской группы распределяет вопросы программы аудиторской проверки, подлежащие изучению в ходе аудиторской проверки, между участниками аудиторской группы. Участники аудиторской группы несут ответственность за качество и полноту изучения распределенных вопросов аудиторской проверки.
Вопросы оценки надежности внутреннего финансового контроля и достоверности бюджетной отчетности изучаются руководителем аудиторской группы.
28. Каждый участник аудиторской группы готовит отдельную справку по вопросам аудиторской проверки, возложенным на него в соответствии с программой аудиторской проверки, и представляет ее проект не позднее чем за три дня до окончания срока участия в аудиторской проверке на рассмотрение руководителю аудиторской группы. Руководитель аудиторской группы, рассмотрев проект справки, при необходимости возвращает его на доработку. После доработки справка передается на ознакомление руководителю объекта аудита.
Ознакомившись со справкой, руководитель объекта аудита ставит на справке подпись об ознакомлении.
Справку, подписанную участником аудиторской группы, с подписью руководителя объекта аудита об ознакомлении, текст справки в электронном виде, заверенные копии необходимых документов, подтверждающие выявленные нарушения, а также объяснения или возражения должностных лиц объекта аудита участник аудиторской группы обязан передать руководителю аудиторской группы не позднее чем за два дня до окончания срока участия в аудиторской проверке.
29. Программа аудиторской проверки содержит следующие вопросы вне зависимости от направления аудиторской проверки:
организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой внутренней бюджетной процедуры;
применение автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств;
наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры.
30. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:
инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;
наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет руководителем аудиторской группы (аудитором) или участниками аудиторской группы;
аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
31. Срок аудиторской проверки не может превышать 30 дней.
32. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено при наличии следующих оснований:
отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита - на период восстановления (приведения в надлежащее состояние) объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки;
непредставление объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств.
Решение о приостановлении аудиторской проверки принимается директором ФСИН России, руководителем администратора бюджетных средств (лицом, его замещающим) на основании докладной записки руководителя субъекта аудита.
33. На время приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
34. При получении информации от объекта аудита об устранении причин, послуживших основанием для приостановления проведения аудиторской проверки, но не позднее чем через шесть месяцев со дня ее приостановления, руководитель субъекта аудита подготавливает докладную записку на имя директора ФСИН России, руководителя администратора бюджетных средств о возобновлении аудиторской проверки для принятия соответствующего решения.
35. Срок проведения аудиторской проверки может продлеваться должностным лицом, назначившим ее проведение, но не более чем на 20 календарных дней, на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы (аудитора). Основаниями продления срока проведения аудиторской проверки являются:
получение в ходе проведения аудиторской проверки информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;
наличие обстоятельств непреодолимой силы.
36. Должностные лица субъекта аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса (далее - аудиторский запрос) документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов.
37. Аудиторский запрос направляется администратору бюджетных средств (в том числе администратору бюджетных средств, структурные подразделения которого не являются объектами аудита в рамках конкретной аудиторской проверки, в случае, если запрашиваемые документы, материалы или информация необходимы для проведения аудиторской проверки, назначенной в отношении конкретного объекта аудита), объекту аудита не менее чем за 3 рабочих дня до начала аудиторской проверки, либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки. Документы, материалы и информация представляются в сроки, указанные в аудиторском запросе.
Право должностных лиц субъекта аудита запрашивать и получать на основании аудиторского запроса документы, материалы и информацию, письменные заявления и объяснения от должностных лиц администратора бюджетных средств, объектов аудита не ограничивается периодом, подлежащим аудиторской проверке, если документы, материалы и информация, письменные заявления и объяснения от должностных лиц администратора бюджетных средств, объектов аудита за предыдущие периоды необходимы для исследования вопросов программы аудиторской проверки.
Аудиторский запрос вручается должностному лицу администратора бюджетных средств, объекта аудита, либо направляется в электронном виде по системе электронного документооборота или иным каналам ведомственной электронной почты.
Аудиторский запрос подписывается руководителем субъекта аудита или руководителем аудиторской группы (аудитором).
При вручении аудиторского запроса непосредственно должностному лицу администратора бюджетных средств, объекта аудита данное должностное лицо на втором экземпляре запроса делает расписку в получении аудиторского запроса с указанием даты и времени получения.
38. Должностные лица администратора бюджетных средств, объекта аудита, подготавливающие в рамках аудиторского запроса документы, материалы или информацию, а также должностные лица администратора бюджетных средств, объекта аудита, осуществляющие контроль за выполнением аудиторского запроса, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность предоставляемых документов, материалов или информации.
Информация, представляемая в рамках аудиторского запроса в виде справок, аналитических таблиц, пояснительных записок, расчетов, подписывается сотрудником структурного подразделения администратора бюджетных средств, объекта аудита, подготовившим их, а также его непосредственным начальником, или начальником структурного подразделения, сотрудником которого он является.
39. При истребовании письменных объяснений от должностных лиц администраторов бюджетных средств, объектов аудита руководитель аудиторской группы (аудитор):
доводит в письменном виде вопросы, на которые надлежит дать письменные объяснения;
определяет срок представления письменных объяснений.
Срок представления письменных объяснений не может быть меньше одного рабочего дня.
При наличии срочной необходимости получения письменных объяснений или в целях исключения согласования письменных объяснений между заинтересованными должностными лицами для сокрытия причин финансовых нарушений руководитель аудиторской группы (аудитор) может истребовать от должностных лиц администраторов бюджетных средств, объектов аудита представление письменных объяснений в своем присутствии.
40. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля в ходе аудиторских проверок изучаются в том числе:
организация планирования внутреннего финансового контроля, в том числе применяемые критерии отбора операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) для их включения в карты внутреннего финансового контроля;
содержание квалификационных требований к профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников ФСИН России, администраторов бюджетных средств, организующих и осуществляющих внутренние бюджетные процедуры, указанных в должностных инструкциях, соответствие их квалификации установленным квалификационным требованиям;
укомплектованность объектов аудита;
разграничение между сотрудниками объекта аудита обязанностей по осуществлению внутренних бюджетных процедур и ответственности за их результаты;
доведение до сотрудников информации, необходимой для выполнения внутренних бюджетных процедур;
учет результатов внутреннего финансового контроля при принятии решений о стимулировании сотрудников или применении к ним мер ответственности;
своевременность заполнения журналов (регистров) внутреннего финансового контроля;
учет результатов проведения контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля и результатов проведения аудиторских проверок при формировании (актуализации) карт внутреннего финансового контроля;
наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;
наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий.
41. В целях подготовки предложений по повышению надежности внутреннего финансового контроля (качества выполнения внутренних бюджетных процедур) в ходе аудиторских проверок изучаются в том числе:
организация работы по обмену опытом, повышению квалификации и переподготовке сотрудников администратора бюджетных средств, сотрудников объекта аудита;
использование практики периодического подведения итогов осуществления внутреннего финансового контроля за прошедшие периоды и принятия решений по изменению процедур внутреннего финансового контроля;
понимание сотрудниками объекта аудита значимости осуществления внутреннего финансового контроля;
применение автоматизированных информационных систем в процедурах внутреннего финансового контроля.
42. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Минфином России, в ходе аудиторских проверок изучаются в том числе:
непрерывность ведения бюджетного учета;
укомплектованность сотрудниками структурных подразделений ФСИН России, администратора бюджетных средств, ведущих бюджетный учет и формирующих бюджетную отчетность, квалификация таких сотрудников;
наличие и практика разрешения разногласий в отношении ведения бюджетного учета между руководителем администратора бюджетных средств и главным бухгалтером администратора бюджетных средств или иным должностным лицом администратора бюджетных средств, на которое возложено ведение бюджетного учета;
наличие и актуальность учетной политики, соответствие ее установленным требованиям, частота и причины ее корректировки;
правильность и своевременность оформления и принятия к учету первичных учетных документов;
включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного учета в регистрах бюджетного учета;
правильность и своевременность ведения регистров бюджетного учета, частота и правильность внесения в них исправлений, соответствие их требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими ведение бюджетного учета;
соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации к проведению инвентаризации активов и обязательств;
соответствие состава форм и показателей бюджетной отчетности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими составление и представление бюджетной отчетности, ее составление на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
наличие (отсутствие) случаев неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее;
организация хранения документов бюджетного учета и бюджетной отчетности;
наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности объекта аудита;
надежность и эффективность мер защиты информационной системы бюджетного учета и отчетности от несанкционированных изменений, неавторизованного использования, повреждения и потери данных;
наличие случаев отражения в учете отдельных хозяйственных операций в результате распоряжения руководителя администратора бюджетных средств.
43. В целях подготовки предложений объекту аудита по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств в ходе аудиторских проверок изучаются:
соответствие кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной программы, непрограммных расходов бюджета;
качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;
полнота обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в случае их наличия;
обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;
равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий;
обоснованность выбора способов размещения государственных закупок с целью достижения экономии бюджетных средств;
наличие, объем и структура дебиторской задолженности, в том числе просроченной;
наличие, объем и структура кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
обоснованность расчетов при принятии решения об осуществлении капитальных вложений объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта недвижимого имущества после ввода его в эксплуатацию или его приобретения.
44. В ходе проведения аудиторских проверок могут быть изучены другие вопросы, касающиеся системы внутреннего финансового контроля, процедур ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, определяемые руководителем субъекта аудита.
45. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
46. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц объектов аудита;
копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875