См. Прогноз на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Внутренний водный транспорт

Перевозки грузов. По итогам 2020 г. объем перевозок внутренним водным транспортом России достиг 109,0 млн т, что на 0,8% больше, чем в 2019 году.

В речных портах по итогам работы за 2020 г. объемы погрузочно-разгрузочных работ составили 123,6 млн тонн (97,7% к уровню 2019 года).

Снижение объема перевалки по экспортным грузам составило 0,4%, импортным - 14,0%, по внутренним - 2,4%. Объем перевалки сухогрузов в 2020 г. составил 117,2 млн тонн (-1,8% к 2019 г.), наливных грузов - 6,4 млн тонн (-10,4%). Снижение объема перевалки грузов в речных портах обусловлено главным образом падением перегрузки угля и кокса - на 39,2%, нефтепродуктов - на 9,5%.

В 2021 г. перевозки грузов внутренним водным транспортом ожидаются в объеме 111,0 млн тонн (рост на 1,8%), грузооборот - 65,4 млрд тонн-км (рост на 1,8%).

В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема перевозок грузов внутренним водным транспортом. В 2024 г. он прогнозируется на уровне 117,9 млн тонн (рост на 8,1% к 2020 году), а грузооборот - 69,5 млрд тонн-км (рост на 8,2%).

Перевозка пассажиров. Пассажирооборот предприятий речного транспорта России за 2020 г. составил 0,224 млрд пасс-км (снижение на 59,5%), внутренним водным транспортом перевезено 7,54 млн пассажиров (снижение на 31,8%).

Учитывая данные за отчетный период 2021 г., а также особенности водного транспорта, по итогам 2021 г. ожидается рост пассажирооборота до 0,448 млн пасс-км (100,0%).

С учетом прогнозируемых темпов роста реальных располагаемых доходов населения в среднесрочной перспективе к 2024 г. пассажирооборот на внутреннем водном транспорте ожидается на уровне 0,504 млрд пасс-км.

Рост перевозок пассажиров речным транспортом возможен на туристических линиях при условии модернизации пассажирских судов на повышенный класс комфортабельности и безопасности, а также строительства современных речных круизных судов.

Инвестиции. На внутреннем водном транспорте объем инвестиций в 2020 г. снизился на 37,5% к уровню 2019 г. и составил 39,3 млрд рублей. Снижение (на 51,6% к уровню 2019 г.) произошло в основном за счет внебюджетных средств, которые составили в 2020 г. 27,4 млрд рублей.

За счет средств федерального бюджета объем инвестиций вырос к уровню 2019 г. в 2,5 раза и составил 9,6 млрд рублей.

Реализация комплекса мероприятий в рамках федерального проекта "Внутренние водные пути" в 2020 г. обеспечила прирост пропускной способности внутренних водных путей в объеме 5,3 млн тонн.

В рамках ведомственного проекта "Развитие инфраструктуры внутреннего водного транспорта" в 2020 году введен в эксплуатацию объект "Реконструкция Новосибирского шлюза, второй этап реконструкции (реконструкция подходного канала и ворот)".

Технический флот внутреннего водного транспорта пополнился танкером-бункеровщиком - экологическим судном проекта RT37 "Георгий Москалев" и несамоходным многочерпаковым шаландовым земснарядом класса "Р1,2 (лед 10) А" проекта 3409.