1. Общие вопросы правового регулирования деятельности спортивных федераций
1.1. Особенности правового регулирования деятельности спортивных федераций, их правовой статус, специфика взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления предопределяются их принадлежностью к такой разновидности некоммерческих организаций как общественные объединения. В законодательстве Российской Федерации общественные объединения понимаются как добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82 "Об общественных объединениях"). Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спортивная федерация - это общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд.
1.2. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидации спортивных федераций как некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, регламентируется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19.05.1995 N 82 "Об общественных объединениях", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 07.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
1.3. Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" определяют общие основы статуса спортивных федераций как некоммерческих организаций.
1.4. Федеральный закон "Об общественных объединениях" закрепляет основы статуса спортивных федераций как общественных объединений. В соответствии с частью 2 статьи 4 указанного Федерального закона особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с данным Федеральным законом. Такие особенности в отношении спортивных федераций как разновидности общественных объединений установлены в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В основном в нем предусматривается особенный правовой статус общероссийских спортивных федераций (порядок создания, членство, органу управления и т.д.).
1.5. Общим для всех спортивных федераций является специальное требование относительно наименования организации. В частности, в нем должно быть отражено указание на развиваемый вид спорта. Важно учитывать, что требования к наименованию местных и региональных спортивных федераций могут быть установлены только на законодательном уровне.
Общие требования к наименованиям общественных объединений установлены в Федеральном законе "Об общественных объединениях" (статья 28), Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 54) и Федеральном законе "О некоммерческих организациях" (статья 4).
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации все юридические лица должны иметь в наименовании указание на организационно-правовую форму. Для спортивных федераций такой формой является общественное объединение в виде общественной организации.
Все некоммерческие организации, к которым относятся и спортивные федерации, кроме того должны в наименовании указывать характер деятельности (Федеральный закон "О некоммерческих организациях"). В случае со спортивными федерациями указание на характер деятельности может быть осуществлено разными способами. Например, спортивные федерации могут указать такой характер деятельности, как развитие определенного вида (видов) спорта. Также в наименование организаций может быть включено словосочетание "спортивная федерация" после получения общероссийской общественной организацией государственной аккредитации. При этом следует иметь в виду, что Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не предусматривает обязательного включения в наименование спортивных федераций данного словосочетания. Но именно в вариант с включением в наименование спортивной федерации словосочетания "спортивная федерация" представляется более удобным, так как он позволяет отразить все виды деятельности, которыми занимается спортивная федерация, а именно, развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд.
Федеральный закон "Об общественных объединениях" дополняет перечень обязательных реквизитов для наименования всех общественных объединений указание на территориальную сферу деятельности. Для определения правового статуса общественных объединений территориальная сфера имеет существенное значение при формировании правового статуса. Указанный Федеральный закон в зависимости от территориальной сферы деятельности выделяет следующие общественные объединения - общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.
К специальным требованиям к наименованию спортивных федераций относится указание на вид или виды спорта, в целях развития которых создана спортивная федерация. Исходя из того, что в Российской Федерации действует разрешительный порядок признания видов спорта, в наименовании спортивной федерации может использоваться только на тот вид (виды спорта), который получил официальное государственное одобрение посредством механизма признания видов спорта и был включен во Всероссийский реестр видов спорта. При этом виды спорта должны указываться в строгом соответствии с Всероссийским реестром видов спорта.
При этом необходимо учитывать установленные определенные запреты на использование в наименованиях общественных объединений тех или иных словесных форм. В частности, если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, то оно не будет зарегистрировано как юридическое лицо (пункт 6 части 1 статьи 23 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Кроме того, общественные объединения не могут использовать в наименованиях наименования уже зарегистрированных общественных объединений, осуществляющих деятельность на той же территории (пункт 4 части 1 статьи 23 Федерального закона "Об общественных объединениях"). В названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих в Российской Федерации политических партий, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" (то есть признанных в судебном порядке экстремистскими).
В названиях общественных объединений, за исключением названий политических партий, не могут содержаться слова "политическая", "партия" и образованные на их основе слова и словосочетания (часть 2 статьи 28 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Также общественным объединениям запрещается использовать в наименованиях личные имена граждан без согласия самих граждан или их законных представителей (часть 3 статьи 28 этого же Федерального закона).
В Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" содержится специальная оговорка о возможности использования в наименовании спортивных федераций слов "союз" и "ассоциация", которые в данном случае не будут являться указанием на организационно-правовую форму этих общественных объединений. Такая оговорка имеет большое значение, учитывая, что традиционно в наименовании общественных физкультурно-спортивных организаций широко используются указанные слова, а в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации союзы, ассоциации общественных объединений, фактически, являются одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Наименование местных спортивных федераций должно быть закреплено в уставе данных организаций (пункт 3 статьи 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях", пункт 1 статьи 20 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Наименование служит важнейшим средством индивидуализации юридического лица.
В соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием (подпункт 2 пункта 1 статьи 23.1). Федеральный закон "Об общественных объединениях" уточняет, что в случае регистрации общественных объединений основанием для отказа в государственной регистрации общественного объединения будет служить деятельность в пределах определенной территории (то есть в пределах территориальной сферы деятельности общественного объединения) зарегистрированного с тем же наименованием другого общественного объединения (пункт 4 части 1 статьи 23).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875