4. Организация деятельности общероссийских спортивных федераций

4. Организация деятельности общероссийских

спортивных федераций

4.1. Понятие общероссийской спортивной федерации отдельно закрепляется в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Под общероссийской спортивной федерацией понимается общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации (пункт 6 статьи 2).

4.2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" для получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации соответствующая общественная организация наряду с соблюдением требований, установленных в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", должна соответствовать следующим условиям:

1) официальное наименование организации должно отвечать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, и содержать указания на организационно-правовую форму (общественная организация), территориальную сферу ее деятельности (общероссийская), а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создана такая организация;

2) в числе членов и (или) структурных подразделений организации наряду с возможными иными членами общественной организации должны быть региональные спортивные федерации, созданные и осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и аккредитованные соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях определения территориальной сферы деятельности общероссийской спортивной федерации учитываются аккредитованные региональные спортивные федерации, являющиеся членами и (или) структурными подразделениями общероссийской спортивной федерации;

3) в постоянно действующих руководящих органах организации не должны быть представлены иностранные граждане и лица без гражданства.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в связи со сложностью и с иными особенностями вида или видов спорта, развитие которых осуществляется общественной организацией, возможны получение ею государственной аккредитации и приобретение ею статуса общероссийской спортивной федерации, если ее членами и (или) структурными подразделениями являются региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации.

Перечень видов спорта, в связи со сложностью и с иными особенностями которых возможны получение общественной организацией, осуществляющей их развитие, государственной аккредитации и приобретение ею статуса общероссийской спортивной федерации, если ее членами и (или) структурными подразделениями являются региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации утвержден приказом Минспорта России от 09.06.2015 N 597 (далее - Перечень) (зарегистрирован в Минюсте России 13.07.2015, регистрационный N 38000).

Таким образом, для создания общероссийской спортивной федерации необходимо наличие аккредитованных региональных спортивных федераций.

Если вид спорта не включен в Перечень, то будет достаточно иметь, как минимум, 43 (то есть более половины от числа субъектов Российской Федерации) аккредитованных региональных спортивных федераций по данному виду спорта. В случае, если вид спорта включен в перечень, положения пункта 2 части 3 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не применяются.

4.3. Созданию общероссийской спортивной федерации предшествует формирование общероссийской общественной организации в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общественных объединениях" с особенностями установленными Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

Государственная регистрация общероссийских общественных организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации на основании положений Федерального закона "Об общественных объединениях", а также приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 N 455 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2012, регистрационный N 23117).

Обращаем внимание, что общероссийская общественная организация не может использовать в своем наименовании слова "общероссийская спортивная федерация", но обязана соблюсти положения пункта 1 части 3 стати 14 Федерального "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Право использовать указанное словосочетание в своем наименовании возникает с момента получения государственной аккредитации в соответствии с Порядком проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации, утвержденным приказом Минспорта России от 01.08.2014 N 662 (зарегистрирован в Минюсте России 05.08.2014, регистрационный N 33457) (далее - Порядок государственной аккредитации). В указанном нормативном правовом акте определены этапы государственной аккредитации, перечень необходимых документов и сроки принятия соответствующих решений.

4.4. После создания аккредитованными региональными спортивными федерациями общероссийской общественной организации осуществляется ее государственная аккредитация в качестве общероссийской спортивной федерации. На этом этапе осуществляется проверка соответствия организации-кандидата всем предъявляемым требованиям к общероссийским спортивным федерациям. После получения государственной аккредитации возможно включение в наименование общероссийской общественной организации слов "общероссийская спортивная федерация".

4.5. В целях определения территориальной сферы деятельности общероссийской спортивной федерации учитываются ее структурные подразделения и (или) являющиеся ее членами аккредитованные региональные спортивные федерации (пункт 2 части 3 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"). Данное положение позволяет вывести регулирование деятельности общероссийских спортивных федераций в части определения территориальной сферы из под общего правила, установленного частью 2 статьи 14 Федерального закона "Об общественных объединениях", в котором определяется, что под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Таким образом, общероссийским спортивным федерациям обоснованно учитываются для целей придания им статуса общероссийских все их члены - аккредитованные региональные спортивные федерации. Это означает, что для общероссийских спортивных федераций не требует создание каких-либо параллельных территориальных структур (отделения, филиалы, представительства и т.д.) только для того, что получить общероссийский статус.

4.6. В Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" допускается возможность наделения правами общероссийской спортивной федерации общероссийских общественных организаций без применения процедуры государственной аккредитации (часть 6 статьи 14). Это возможно в следующих случаях: 1) прекращение действия государственной аккредитации; 2) лишение статуса общероссийской спортивной федерации; 3) приостановление действия государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации; 4) приостановление в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности общероссийской спортивной федерации; 5) отсутствия общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду.

Следует различать такие основания как приостановление действия государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации и приостановление в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности общероссийской спортивной федерации. В первом случае приостановление регламентируется Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и не влечет за собой приостановление деятельности общероссийской общественной организации, имеющей государственную регистрацию.

Во втором случае подлежит применению Федеральный закон "Об общественных объединениях". В соответствии со статьей 42 Федерального закона Федеральный закон "Об общественных объединениях" при нарушении общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов (статья 43 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, общественное объединение возобновляет свою деятельность по решению органа или должностного лица, приостановивших эту деятельность. Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, оно возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

Согласно статье 44 указанного закона неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения является одним из оснований ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности.

4.7. Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" предусматривается, что уставом общероссийской спортивной федерации может быть исключено членство в ней физических лиц (часть 7 статьи 14). Данное положение также отличает общероссийские спортивные федерации от иных общественных объединений.

4.8. Особенностью членского состава общероссийских спортивных федераций также является то, что он может включать коммерческие организации (часть 8 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"), в то время как в соответствии с общим правилом Федерального закона "Об общественных объединениях" это недопустимо. Но такими коммерческими организациями могут быть только спортивные клубы и их объединения. В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливается, что спортивные клубы являются юридическими лицами любой организационно-правовой формы, осуществляющими учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность.

Перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений (по сути спортивных лиг), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта с учетом мнения Олимпийского комитета России. Данные виды спорте определены приказом Министерства спорта Российской Федерации от 26.10.2015 N 984 "Об утверждении перечня видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений".

Следует также иметь в виду, что участие спортивных клубов в управлении общероссийских спортивных федераций ограничено. В части 9 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" закреплено, что не менее 75% голосов от общего числа голосов членов общероссийской спортивной федерации в высшем руководящем органе общероссийской спортивной федерации (общем собрании или конференции) должно принадлежать членам такой федерации - аккредитованным региональным спортивным федерациям.

В качестве примера можно привести опыт Российского футбольного союза (РФС). Каждый делегат имеет минимум один голос с учетом того, чтобы не менее 75% голосов от общего числа голосов Конференции принадлежало членам РФС - аккредитованным региональным спортивным федерациям по футболу. При определении кворума соответствующей конференции РФС, Счетная комиссия или Избирательный комитет, фиксируют количество присутствующих делегатов от региональных отделений РФС и от членов РФС - юридических лиц, не являющихся аккредитованными региональными спортивными федерациями по футболу. Каждый из указанных делегатов имеет один голос на конференции. Их общее количество определяется как условно равное 25% от общего количества голосов делегатов, присутствующих на Конференции. Количество голосов, определенных таким образом, умножается на 75 и полученное произведение делится на 25. Полученное число является минимальным базовым количеством голосов, которыми должны обладать члены РФС - аккредитованные региональные спортивные федерации по футболу. Это минимальное базовое количество голосов делится на количество делегатов, присутствующих на конференции от членов РФС - аккредитованных региональных спортивных федераций по футболу. Если полученное частное не является целым числом, то оно увеличивается до ближайшего целого значения. Итоговое целое число определяется как число голосов каждого делегата от членов РФС - аккредитованных региональных спортивных федераций по футболу. Общее число голосов делегатов, присутствующих на Конференции определяется как сумма голосов делегатов от аккредитованных региональных спортивных федераций и голосов делегатов от иных членов РФС.

4.9. Государственная аккредитация общероссийских спортивных федераций является обязательной. Без наличия такой регистрации организация не может именоваться общероссийской спортивной федерацией.

Особо следует обратить внимание на основания для отказа в государственной аккредитации общественной организации. Они закреплены в указанном выше приказе Министерства спорта Российской Федерации. К ним относятся: 1) наличие недостоверной информации в Заявлении, сведениях и документах, представленных общественной организацией на государственную аккредитацию; 2) отсутствие аккредитованных региональных спортивных федераций более чем в половине субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 4, 10 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; 3) несоответствие общественной организации требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к таким организациям, установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; 4) неустранение общественной организацией нарушений, послуживших основанием для прекращения действия государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации (в случае, если государственная аккредитация общероссийской спортивной федерации была прекращена); 5) принятие Министерством спорта Российской Федерации решения о государственной аккредитации другой общественной организации, осуществляющей развитие того же вида спорта.

Министерство спорта Российской Федерации, исходя из приведенных положений имеет право проверить достоверность сведений указанных в документах, необходимых для государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации. Определение достоверности предполагает проверку сведений на соответствие фактическим обстоятельствам. Для этого у заявителя могут быть запрошены дополнительные документы, подтверждающие достоверность сведений, содержащихся в документах, указанных в качестве обязательных к представлению для получения государственной аккредитации.