2. Объекты прокурорского надзора за исполнением законов об обращении с отходами производства и потребления
Исходя из положений статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1), объектами прокурорского надзора за исполнением законов об обращении с отходами производства и потребления являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в рассматриваемой сфере.
При определении объектов надзора необходимо учитывать положения Закона N 89-ФЗ, приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", от 01.04.2014 N 165 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании".
1) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления;
2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет в пределах компетенции функции по контролю и надзору в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение применительно к деятельности хозяйствующих субъектов, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляет прием соответствующей отчетности;
осуществляет подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности;
осуществляет учет и контроль выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию, осуществляет прием отчетности от производителей и импортеров товаров;
ведет государственный кадастр отходов и др.;
3) органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора
В рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) устанавливаются потенциально опасные для человека отходы производства и потребления, проверяется соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека при использовании отходов и на право осуществления лицензируемой деятельности по обезвреживанию и размещению отходов.
4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
осуществление регионального государственного экологического надзора в области обращения с отходами;
установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения;
осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, установление порядка ее представления и контроля;
определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;
утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);
регулирование деятельности региональных операторов;
5) органы местного самоуправления
В соответствии со статьей 8 Закона N 89-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов;
к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьями 1, 4 и 10 Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2019 к полномочиям органов местного самоуправления (городских поселений, муниципальных районов, городских округов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами будут отнесены:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
6) операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы
Права и обязанности операторов, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - операторы) определяются в соответствии с Законом N 89-ФЗ. Операторы, в частности:
являются плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов;
обеспечивают сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами;
обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную региональной схемой обращения с отходами;
не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов;
осуществляют раскрытие информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
7) иные участники отношений по обращению с отходами производства и потребления
Законом N 89-ФЗ установлены обязанности для хозяйствующих субъектов при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, а также для юридических лиц, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
Субъектами отношений в области обращения с отходами являются также лица, признанные плательщиками утилизационного сбора и экологического сбора.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875