5. Методика осуществления надзора за исполнением законов об обращении с отходами производства и потребления
При проведении проверок важно учитывать установленное действующим законодательством разграничение полномочий по управлению и надзору (контролю) в области обращения с отходами производства и потребления между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектами и органами местного самоуправления.
В первую очередь проверке подлежит информация о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по оказанию государственных услуг, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, об уклонении их от проведения проверок и о непринятии ими мер по устранению правонарушений при обращении с отходами производства и потребления, о превышении полномочий, незаконном привлечении к административной ответственности, об отсутствии контроля за исполнением их предписаний и постановлений предприятиями и иными организациями, объективности и своевременности рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам нарушения законодательства в указанной сфере.
В органах власти субъектов Российской Федерации проверяется наличие и законность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обращения с отходами производства и потребления на региональном уровне; наличие и исполнение соглашений с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами; наличие и реализацию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
При проведении проверки в органах Росприроднадзора особое внимание уделяется вопросам:
лицензирования деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности. Проверке подлежат материалы лицензионных дел, устанавливается законность выдачи, продления лицензий, принятия решений об отказе в выдаче таких лицензий, порядка и сроков рассмотрения заявлений соискателей лицензий;
установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
осуществления государственного надзора в области обращения с отходами;
выполнения обязанностей по исполнению государственной функции взимания экологического сбора;
ведения учета и осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации отходов от использования товаров и др.
При проведении проверок в органах Роспотребнадзора необходимо особое внимание уделять вопросам полноты, объективности и законности осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах размещения, обезвреживания, временного накопления, складирования и утилизации твердых бытовых и медицинских отходов, а также на предприятиях и учреждениях, осуществляющих обращение с такими отходами.
При проверке органов местного самоуправления необходимо установить:
законны ли действующие нормативные правовые акты органов местного самоуправления, приняты ли они в пределах компетенции;
каким образом осуществляется участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов;
соблюден ли порядок передачи мест размещения отходов, земельных участков и иного муниципального имущества эксплуатирующим организациям, установленный статьями 527 и 765 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
соблюдается ли запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов;
располагает ли орган местного самоуправления полной информацией о местах несанкционированного размещения отходов, принимаются ли исчерпывающие меры для ликвидации таких объектов;
законность организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Кроме того, с 01.01.2019, учитывая положения Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", при проведении проверок муниципальных образований необходимо выяснять вопросы законности создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определения схемы размещения указанных мест и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
При проведении проверок на предприятиях и в организациях, осуществляющих эксплуатацию объектов складирования, хранения, размещения, утилизации отходов производства и потребления, а также сбор, транспортировку, складирование, временное хранение и накопление отходов, устанавливается:
законность осуществления указанного вида деятельности, подтверждаемую наличием лицензии, выполнением лицензионных условий;
наличие паспортов опасных отходов, а также включение объектов в государственный реестр объектов размещения отходов;
наличие правоустанавливающих документов на использование земельного участка с категорией земель и разрешенным видом деятельности, установленными в соответствии с градостроительными регламентами, территориальным зонированием и планированием, схемами санитарной очистки территории;
наличие утвержденных проектов предельно допустимых сбросов и выбросов вредных веществ, лимитов на сбросы и выбросы для каждого источника загрязнения атмосферного воздуха и выпуска сточных и (или) дренажных вод;
сведения о сдаче отчета по форме 2-ТП (отходы);
наличие утвержденных нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, допускаются ли факты превышения утвержденных лимитов;
наличие документов, подтверждающих внесение платы за размещение отходов производства и потребления, своевременность и правильность произведения расчета;
размер санитарно-защитной зоны предприятия, наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта размещения отходов требованиям санитарного законодательства, а также санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны предприятия санитарным нормам и требованиям, соблюдение установленного порядка эксплуатации объекта размещения отходов, наличие изоляции места складирования и захоронения отходов, твердого покрытия территории хозяйственной зоны, ограждения, выполнение контроля приема, поступающих отходов и производственный контроль;
полноту устранения ранее выявленных нарушений закона, указанных в актах прокурорского реагирования, предписаниях, выданных уполномоченными органами надзора.
В деятельности операторов (региональных операторов) по обращению с твердыми коммунальными отходами необходимо также установить наличие договоров на приемку отходов, соответствующей лицензии; оценить объем собранных отходов и фактически переданных отходов в места утилизации (захоронения), соблюдение требований действующего законодательства в местах накопления, временного хранения отходов.
При проведении проверок предприятий, в деятельности которых образуются ветеринарные отходы и отходы животноводства, необходимо установить:
осуществляются ли хозяйственные и ветеринарные мероприятия, предупреждающие загрязнение окружающей среды отходами животноводства;
соблюдается ли порядок утилизации трупов павших животных, в том числе от сибирской язвы;
соответствует ли способ утилизации трупов павших животных положениям ветеринарно-санитарных правил;
соблюдается ли запрет уничтожения биологических отходов путем захоронения в землю, сброса в водные объекты, захоронения на полигонах производственных и бытовых отходов;
соответствуют ли места сбора и утилизации биологических отходов установленным требованиям.
В случае, если на предприятии используется специальное оборудование для обезвреживания, сжигания отходов, проверяется наличие соответствующих документов, в том числе санитарно-эпидемиологических экспертиз, заключений, разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных лимитов и нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875