5. Методика осуществления надзора за исполнением законов об обращении с отходами производства и потребления

При проведении проверок важно учитывать установленное действующим законодательством разграничение полномочий по управлению и надзору (контролю) в области обращения с отходами производства и потребления между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектами и органами местного самоуправления.

В первую очередь проверке подлежит информация о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по оказанию государственных услуг, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, об уклонении их от проведения проверок и о непринятии ими мер по устранению правонарушений при обращении с отходами производства и потребления, о превышении полномочий, незаконном привлечении к административной ответственности, об отсутствии контроля за исполнением их предписаний и постановлений предприятиями и иными организациями, объективности и своевременности рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам нарушения законодательства в указанной сфере.

В органах власти субъектов Российской Федерации проверяется наличие и законность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обращения с отходами производства и потребления на региональном уровне; наличие и исполнение соглашений с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами; наличие и реализацию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

При проведении проверки в органах Росприроднадзора особое внимание уделяется вопросам:

лицензирования деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности. Проверке подлежат материалы лицензионных дел, устанавливается законность выдачи, продления лицензий, принятия решений об отказе в выдаче таких лицензий, порядка и сроков рассмотрения заявлений соискателей лицензий;

установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

осуществления государственного надзора в области обращения с отходами;

выполнения обязанностей по исполнению государственной функции взимания экологического сбора;

ведения учета и осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации отходов от использования товаров и др.

При проведении проверок в органах Роспотребнадзора необходимо особое внимание уделять вопросам полноты, объективности и законности осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах размещения, обезвреживания, временного накопления, складирования и утилизации твердых бытовых и медицинских отходов, а также на предприятиях и учреждениях, осуществляющих обращение с такими отходами.

При проверке органов местного самоуправления необходимо установить:

законны ли действующие нормативные правовые акты органов местного самоуправления, приняты ли они в пределах компетенции;

каким образом осуществляется участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов;

соблюден ли порядок передачи мест размещения отходов, земельных участков и иного муниципального имущества эксплуатирующим организациям, установленный статьями 527 и 765 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

соблюдается ли запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов;

располагает ли орган местного самоуправления полной информацией о местах несанкционированного размещения отходов, принимаются ли исчерпывающие меры для ликвидации таких объектов;

законность организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Кроме того, с 01.01.2019, учитывая положения Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", при проведении проверок муниципальных образований необходимо выяснять вопросы законности создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определения схемы размещения указанных мест и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

При проведении проверок на предприятиях и в организациях, осуществляющих эксплуатацию объектов складирования, хранения, размещения, утилизации отходов производства и потребления, а также сбор, транспортировку, складирование, временное хранение и накопление отходов, устанавливается:

законность осуществления указанного вида деятельности, подтверждаемую наличием лицензии, выполнением лицензионных условий;

наличие паспортов опасных отходов, а также включение объектов в государственный реестр объектов размещения отходов;

наличие правоустанавливающих документов на использование земельного участка с категорией земель и разрешенным видом деятельности, установленными в соответствии с градостроительными регламентами, территориальным зонированием и планированием, схемами санитарной очистки территории;

наличие утвержденных проектов предельно допустимых сбросов и выбросов вредных веществ, лимитов на сбросы и выбросы для каждого источника загрязнения атмосферного воздуха и выпуска сточных и (или) дренажных вод;

сведения о сдаче отчета по форме 2-ТП (отходы);

наличие утвержденных нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, допускаются ли факты превышения утвержденных лимитов;

наличие документов, подтверждающих внесение платы за размещение отходов производства и потребления, своевременность и правильность произведения расчета;

размер санитарно-защитной зоны предприятия, наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта размещения отходов требованиям санитарного законодательства, а также санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны предприятия санитарным нормам и требованиям, соблюдение установленного порядка эксплуатации объекта размещения отходов, наличие изоляции места складирования и захоронения отходов, твердого покрытия территории хозяйственной зоны, ограждения, выполнение контроля приема, поступающих отходов и производственный контроль;

полноту устранения ранее выявленных нарушений закона, указанных в актах прокурорского реагирования, предписаниях, выданных уполномоченными органами надзора.

В деятельности операторов (региональных операторов) по обращению с твердыми коммунальными отходами необходимо также установить наличие договоров на приемку отходов, соответствующей лицензии; оценить объем собранных отходов и фактически переданных отходов в места утилизации (захоронения), соблюдение требований действующего законодательства в местах накопления, временного хранения отходов.

При проведении проверок предприятий, в деятельности которых образуются ветеринарные отходы и отходы животноводства, необходимо установить:

осуществляются ли хозяйственные и ветеринарные мероприятия, предупреждающие загрязнение окружающей среды отходами животноводства;

соблюдается ли порядок утилизации трупов павших животных, в том числе от сибирской язвы;

соответствует ли способ утилизации трупов павших животных положениям ветеринарно-санитарных правил;

соблюдается ли запрет уничтожения биологических отходов путем захоронения в землю, сброса в водные объекты, захоронения на полигонах производственных и бытовых отходов;

соответствуют ли места сбора и утилизации биологических отходов установленным требованиям.

В случае, если на предприятии используется специальное оборудование для обезвреживания, сжигания отходов, проверяется наличие соответствующих документов, в том числе санитарно-эпидемиологических экспертиз, заключений, разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных лимитов и нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.