2.3. Обслуживание железнодорожных сливоналивных эстакад

2.3.1. Общие требования безопасности при обслуживании железнодорожных сливоналивных эстакад должны соответствовать СП 110.13330.2011 [112] и Правилам промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов [22].

2.3.2. Прием и отгрузка нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны должны осуществляться через специально оборудованные сливоналивные устройства, обеспечивающие безопасное проведение сливоналивных операций.

2.3.3. Сливоналивные эстакады должны быть оборудованы исправными откидными мостиками для переходов на цистерну. Откидные мостики в местах соприкосновения с металлической поверхностью цистерны должны иметь прокладки из неискрящего материала и быть устойчивыми к разрушению парами нефтепродуктов.

При переходе с эстакады на цистерну надлежит использовать средства защиты от падения с высоты включающие в себя: страховочную привязь, горизонтальную страховочную анкерную систему и т.д.

2.3.4. Сливоналивные эстакады должны иметь лестницы из несгораемых материалов. Лестницы, площадки обслуживания сливоналивных устройств на эстакадах, а также сами эстакады должны иметь перила высотой не менее 1,1 м со сплошной обшивкой внизу на высоту 0,15 м.

2.3.5. Торможение цистерн башмаками, изготовленными из материала, дающего искрение, на участках слива-налива не допускается.

2.3.6. Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны должен осуществляться по бесшланговой системе шарнирно сочлененных или телескопических устройств, оборудованных автоматическими ограничителями налива. При наливе светлых нефтепродуктов следует предусматривать герметизацию налива с отводом паров в газосборную систему и (или) на установки регенерации и улавливания паров.

2.3.7. Налив светлых нефтепродуктов, производимый через одно и то же наливное устройство, должен осуществляться с обеспечением мер, исключающих смешение продуктов.

2.3.8. Сливоналивные железнодорожные эстакады для нефтепродуктов (за исключением мазута, гудрона, битума и других подобных высоковязких нефтепродуктов) должны быть оборудованы устройствами нижнего герметизированного слива. Допускается слив светлых нефтепродуктов через герметичные верхние сливные устройства.

2.3.9. На сливоналивных эстакадах должны быть предусмотрены быстродействующие отключающие системы (автоматические устройства) для исключения переполнения железнодорожной цистерны.

Налив должен автоматически прекращаться при:

выдаче заданной нормы;

достижении предельного уровня заполнения железнодорожной цистерны;

нарушении целостности цепи заземления железнодорожной цистерны.

2.3.10. Разогрев застывающих и высоковязких нефтепродуктов в железнодорожных цистернах, сливоналивных устройствах должен производиться паром, нефтепродуктом, нагретым циркуляционным способом или электроподогревом не выше 90 °C.

При использовании электроподогрева электроподогреватели должны иметь взрывозащищенное исполнение.

2.3.11. При проведении сливоналивных операций с нефтепродуктами, температура вспышки паров которых ниже 61 °C, применение электроподогрева не допускается.

2.3.12. Налив нефти и светлых нефтепродуктов должен производиться равномерной струей под уровень жидкости. Свободно "падающей струей" не допускается.

2.3.13. На сливоналивных железнодорожных эстакадах, предназначенных для слива-налива нефти и светлых нефтепродуктов, должны быть установлены датчики загазованности согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.

Слив и налив должен автоматически прекращаться при достижении загазованности воздушной среды выше 50% объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени (далее - НКПРП).

2.3.14. Сливоналивные эстакады для нефти и нефтепродуктов должны быть защищены от прямых ударов молнии.

В целях отвода прямого удара молнии от железнодорожной эстакады и минимизации вторичных ее проявлений в зоне налива защита от прямых ударов молнии должна осуществляться отдельно стоящими молниеприемниками (стержневыми или тросовыми).

2.3.15. Для предупреждения возможности накопления зарядов статического электричества и возникновения опасных разрядов при выполнении технологических сливоналивных операций с нефтепродуктами должно быть предусмотрено заземление цистерн, трубопроводов, наливных устройств, а также ограничение скорости налива в начальной и конечной стадиях налива.

2.3.16. Освещение эстакад должно быть прожекторное. Местное освещение допускается при условии применения взрывобезопасных аккумуляторных фонарей.

2.3.17. Сливо-наливные шланги наливных устройств эстакады должны быть снабжены наконечниками из материалов, не вызывающих искр при ударе о горловину цистерны.

2.3.18. Не допускаются удары при открывании и закрывании крышек люков цистерн. Не разрешается производить сливоналивные операции с цистернами, облитыми нефтепродуктами и горючими жидкостями.

2.3.19. При открывании крышки люка цистерны с нефтепродуктом работник должен располагаться относительно люка с наветренной стороны.

2.3.20. Слив и налив железнодорожных цистерн, а также замер в них уровня нефтепродуктов на электрифицированных железнодорожных тупиках без отключения контактной сети запрещается.

2.3.21. Отбирать пробы из железнодорожной цистерны допускается не раньше, чем через 10 минут после окончания ее заполнения.

2.3.22. Крышки люков после сливоналивных операций и замера уровня нефтепродукта в вагоне-цистерне должны быть герметически закрыты.

2.3.23. Эстакада и ее территория должны содержаться в чистоте. Загромождение эстакады посторонними предметами запрещается.

На территории эстакады нельзя допускать разлива нефтепродуктов.

2.3.24. При гололедице площадки, лестницы, переходные площадки, тротуары эстакады необходимо очищать от снега и льда.

2.3.25. Ремонт цистерн на территории сливоналивной эстакады запрещается.