3.1. Общие способы и приемы безопасного выполнения работ.
3.1.1. При подъеме на автомобиль или сходе с него водитель должен:
соблюдать требования безопасности. Порядок подъема, схода, а также посадки и высадки пассажиров зависит от типа автомобиля и устанавливается Инструкцией по охране труда для работника (местной);
закрывать и открывать двери автомобиля плавно, без стука, держась за ручку.
Перед тем как покинуть автомобиль, необходимо убедиться в отсутствии угрозы от движущихся машин и механизмов (автомобиль, подвижной состав, рабочие органы строительных машин).
Запрещается запрыгивать с земли на подножки и ступеньки или спрыгивать с них.
3.1.2. Все работы по техническому обслуживанию, ремонту узлов и механизмов оборудования автомобиля необходимо производить только во время стоянки и при выполнении требований пункта 2.3 Инструкции.
При осмотре, техническом обслуживании или ремонте автомобиля, осуществляемого из смотровой канавы, водитель должен быть в облегченной защитной каске (каскетке).
3.1.3. Перед началом движения водитель должен:
снять автомобиль со стояночного тормоза;
убедиться в отсутствии предметов, препятствующих движению;
убедиться в отсутствии людей в зоне движения;
убедиться в готовности пассажиров к началу движения;
пристегнуть ремень безопасности;
включить габаритные огни и ближний свет фар.
3.1.4. Во время поездки запрещается:
передавать управление лицам, не имеющим права на управление данным автомобилем;
устранять неисправности оборудования при движении автомобиля;
высовываться из дверей и окон.
3.1.5. При движении автомобиля водитель должен:
подавать установленные сигналы при начале движения, остановке, перестроении и производстве других маневров автомобиля;
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, а также сигналов, подаваемых водителями других транспортных средств.
3.1.6. В случае необходимости покинуть автомобиль водитель обязан остановить его в месте, обеспечивающем безопасность пропуска других участников дорожного движения, заглушить двигатель, затормозить автомобиль ручным тормозом или закрепить его от самопроизвольного ухода установкой под колеса противооткатных упоров, изъять ключ из замка зажигания, высадить пассажиров и запереть двери кабины.
3.1.7. Перед проездом под мостами, по туннелям и другим стесненным местам водитель должен проверить их габарит и убедиться, что автомобиль проходит в данных местах.
3.1.8. Водитель должен осуществлять переезд через железнодорожные пути только по железнодорожному переезду. Вынужденный переезд по временному технологическому настилу допускается только под руководством руководителя работ и при соблюдении следующих условий:
при получении руководителем работ согласования от дежурных по станциям, ограничивающим перегон;
при наличии устойчивой радиосвязи между руководителем работ и дежурными по станциям;
при отсутствии пассажиров в автомобиле.
Работник должен лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции.
(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 21.03.2022 N 670/р)
Работник должен проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение использованию (применению) средств индивидуальной защиты (для определенных категорий персонала), инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий персонала) и проверку знания требований охраны труда.
(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 21.03.2022 N 670/р)
При обнаружении перед началом работ (в ходе выполнения работ) неисправностей или отсутствия используемых оборудования, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты и освещения, несоответствий используемых сырья и материалов, нарушений применяемой технологии на своем рабочем месте работник обязан незамедлительно сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие - вышестоящему руководителю и не приступать к работе (приостановить работу) до их устранения.
(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 21.03.2022 N 670/р)
При обнаружении нарушения требований охраны труда, промышленной безопасности, пожарной безопасности, создающих опасность для здоровья и жизни людей или являющихся предпосылкой к аварии или пожару, работник должен сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие - вышестоящему руководителю. В случае, если обнаруженные нарушения способствуют возникновению опасности для жизни и здоровья самого работника, он имеет право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности.
(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 21.03.2022 N 670/р)
3.2. Способы и приемы безопасного передвижения автомобиля по территории структурного подразделения.
3.2.1. Движение автомобиля по территории структурного подразделения должно производиться только по установленным маршрутам, в соответствии с утвержденной руководством этого подразделения схемой движения транспортных средств.
3.2.2. Водитель должен соблюдать установленную скорость движения автомобиля по территории и в производственных помещениях структурного подразделения:
не более 10 км/ч по территории;
не более 5 км/ч в производственных и других помещениях;
не более 3 км/ч на поворотах, при въезде и выезде из ворот, при выезде из-за угла здания, при переезде через железнодорожные пути, на перекрестках, в местах интенсивного движения работников и при движении задним ходом.
3.3. Способы и приемы безопасного использования ручного инструмента.
3.3.1. Перед началом работы с ручным инструментом необходимо проверить:
инструмент и приспособления на исправность и чистоту;
наличие маркировки на инструменте;
наличие необходимых для работы СИЗ (защитные очки, маски, рукавицы и т.п.).
3.3.2. Ручной слесарный инструмент и приспособления должны применяться по прямому назначению и соответствовать технологической потребности.
3.3.3. Допускается использовать соответствующий ручной инструмент только при соблюдении следующих условий:
рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов. На рукоятке должен быть указан размер ключа;
бойки молотков и другого инструмента ударного действия должны иметь гладкую поверхность без сколов, зазубрин, наплывов металла, выбоин, трещин, заусенцев и наклепа;
рукоятки молотков должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, иметь прочную посадку с дополнительным креплением стальным клином, быть гладкими и не иметь заусенцев, трещин и сучков;
свободный конец рукоятки молотков должен утолщаться во избежание выскальзывания рукоятки из рук при взмахах и ударах инструментом;
напильник и другой инструмент, рукоятка которого насажена на заостренный конец, должны иметь надежно насаженные рукоятки с металлическими бандажными кольцами;
отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки), зависящей от размера шлица в головке шурупа или винта;
инструмент ручной изолирующий (отвертки, пассатижи, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки и т.п.) должен иметь исправные изолирующие рукоятки и штамп об испытании. Если изоляционное покрытие рукояток инструмента состоит из двух слоев изоляции, то при появлении другого цвета изоляции из-под поврежденного верхнего слоя инструмент должен быть изъят из эксплуатации. Если покрытие состоит из трех слоев изоляции, то при повреждении или истирании верхнего слоя инструмент может быть оставлен в эксплуатации до появления нижнего слоя изоляции.
удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами;
применять прокладки в зазоре между плоскостями губок гаечных ключей и головок болтов или гаек;
использовать молоток с вогнутым или разбитым бойком;
применять напильник без рукоятки;
сбрасывать с высоты детали, приспособления и инструмент, а также размещать их на краю каких-либо поверхностей;
работать без защитных очков и рукавиц с ударным инструментом.
3.3.4. При работе с домкратами необходимо:
проверить дату следующего технического освидетельствования;
провести осмотр на отсутствие повреждений, трещин в местах сварки, износа, деформации, ослабления креплений деталей и утечек жидкости;
проверить, что все трущиеся части домкрата достаточно смазаны, а все вращающиеся части привода домкрата свободно (без заеданий) проворачиваются вручную;
устанавливать домкрат на деревянную выкладку (шпалы, брусья, доски толщиной 40 - 50 мм), имеющую площадь больше площади основания корпуса домкрата, строго в вертикальном положении по отношению к опорной поверхности;
упирать головку (лапу) домкрата в прочные узлы поднимаемого автомобиля во избежание их поломки, прокладывая между головкой (лапой) домкрата и автомобилем упругую прокладку;
обеспечить упор головки (лапы) домкрата всей своей плоскостью в узлы поднимаемого автомобиля;
следить за устойчивостью автомобиля;
закрепить автомобиль в поднятом положении или поместить его на устойчивые опоры, например, автомобильную подставку (треногу).
использовать домкрат с истекшим сроком технического освидетельствования;
нагружать домкраты выше их грузоподъемности, указанной в технической документации организации-изготовителя;
находиться самому и допускать пребывание других людей под незакрепленным автомобилем;
применять удлинители (трубы), надеваемые на рукоятку домкрата;
снимать руку с рукоятки домкрата до опускания груза на опоры;
приваривать к лапам домкратов трубы или уголки;
оставлять автомобиль на домкрате во время перерывов в работе, а также по окончании работы без установки на опоры.
3.4. Способы и приемы безопасного использования переносных электрических светильников (далее - светильник).
3.4.1. Перед началом работы с переносными светильниками необходимо проверить:
класс светильника, возможность его применения с точки зрения безопасности в соответствии с местом и характером работы;
наличие и исправность рефлектора, защитной сетки, крючка для подвески и их креплений, а также провода и штепсельной вилки;
соответствие рабочего напряжения светильника напряжению розетки, в которую осуществляется его подключение;
работоспособность переносного светильника.
3.4.2. При использовании светильника необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
переносить светильник, удерживая его за корпус или рукоятку;
заменять электролампу только после отключения светильника от сети.
использовать неисправный светильник;
использовать светильник с неисправными или снятыми рефлектором или защитной сеткой;
использовать светильник на открытых площадках во время выпадения осадков;
использовать светильник, когда его провод перекручен, натянут, имеет неисправную изоляцию или пересекается со шлангами, тросами или кабелями;
допускать нахождение тяжелых предметов на проводе светильника;
разбирать и ремонтировать (устранять неисправности) светильник, кабель и штепсельные соединения;
допускать соприкосновение проводов и кабелей с горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами;
оставлять без надзора светильник, подключенный к сети.
3.4.4. При использовании светильника необходимо немедленно отключить штепсельную вилку от электрической сети в следующих случаях:
при отсутствии напряжения в электрической сети;
при повреждении провода во время работы;
при появлении дыма или запаха, характерного для горящей изоляции;
при ощущении действия электрического тока;
при перегорании нити электролампы.
3.5. Способы и приемы безопасного использования электрооборудования автомобиля.
3.5.1. Работы по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования необходимо производить:
при неработающем двигателе и отключенных аккумуляторах;
после проверки отсутствия напряжения вольтметром или при помощи указателя напряжения (между всеми фазами и на каждой фазе по отношению к заземленным частям).
3.5.2. При эксплуатации и техническом обслуживании электрооборудования запрещается:
эксплуатировать электрооборудование, на котором отсутствуют или неисправны кожухи, закрывающие все вращающиеся и токоведущие части;
размещать инструмент или другие металлические предметы на аккумуляторных батареях;
эксплуатировать неисправное электрооборудование, пользоваться кнопками, реле с открытыми или поврежденными крышками;
заменять плавкие вставки предохранителей нетиповыми, не соответствующими номинальному току потребителей;
заменять электрические лампы лампами, мощность которых выше установленной эксплуатационной документацией автомобиля;
применять временную электропроводку;
производить какие-либо работы с электрооборудованием без снятия напряжения во всех электрических цепях;
эксплуатировать электрооборудование в случае обрыва перемычек или плохом контакте заземлений.
3.6. Способы и приемы безопасного использования пневмооборудования (тормозное оборудование).
3.6.1. Перед техническим обслуживанием пневмооборудования необходимо убедиться в отсутствии давления в пневматической системе.
3.6.2. В процессе использования пневмооборудования водитель должен:
следить за состоянием системы подготовки воздуха и не допускать появления недостаточно осушенного сжатого воздуха, своевременно меняя фильтры и ежедневно сливая конденсат из ресиверов;
использовать арматуру и гибкие трубопроводы соответствующих размеров и характеристик;
перед подачей давления необходимо убедиться в надежности креплений гибких трубопроводов;
следить за показанием контрольно-измерительных приборов (манометров).
3.6.3. Запрещается в процессе использования пневмооборудования:
использовать пневмооборудование при неисправном манометре (отсутствие пломбы и действительного клейма, критической зоны на шкале и др.) и при появлении утечек сжатого воздуха в системе;
производить техническое обслуживание и ремонт элементов пневмооборудования при работе компрессорной установки;
открывать и закрывать вентили и краны воздушной магистрали, резервуаров автомобиля ударами молотка или других предметов;
менять значения максимального давления сжатого воздуха и перенастраивать предохранительный клапан не в соответствии с руководством или проектом переоборудования.
3.7. Способы и приемы безопасного использования двигателя.
3.7.1. Перед включением двигателя необходимо:
проверить надежность крепления защитных ограждений на двигателе;
проверить исправность заземления и наличие изоляции на проводах генераторной установки, подключенной к двигателю;
проверить отсутствие посторонних предметов в местах расположения двигателя и компрессора;
проверить (визуально) топливную, масляную, охлаждающую и выхлопную системы на наличие утечек;
проверить уровни топлива, масла и охлаждающей жидкости.
Запрещается включение двигателя:
при неправильно подключенных положительных и отрицательных клеммах аккумуляторной батареи;
при снятых пробках заправочных горловин баков топлива, масла или радиатора охлаждения;
при отсутствии масла или охлаждающей жидкости;
при снятых защитных панелях и крышках;
накрытого чехлом или другими предметами.
3.7.2. Запрещается во время работы двигателя:
прикасаться к двигателю и деталям системы выпуска отработавших газов во время работы или сразу после его отключения;
прикасаться к элементам системы зажигания;
останавливать, замедлять или блокировать вращающиеся части двигателя какими-либо предметами;
производить смазку, регулировку и обтирку двигателя;
открывать пробки и осуществлять дозаправку систем;
оставлять автомобиль без присмотра.
3.7.3. При обслуживании двигателя необходимо убедиться в том, что отключены двигатель и аккумуляторная батарея.
пробное включение двигателя при снятых защитных панелях и крышках;
наносить на двигатель масло и другие горючие жидкости для защиты от коррозии.
3.8. Требования безопасного обращения с топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.
3.8.1. Требования охраны труда при работе с топливом:
двигатель должен быть остановлен;
топливный кран должен быть перекрыт;
наконечник заправочного пистолета следует отводить от горловины бака только после полного прекращения вытекания топлива;
заправка (заливка) топлива из канистры должна производиться с использованием воронки;
пробка заправочной горловины должна быть плотно завернута после заправки.
3.8.2. Требования охраны труда при работе с маслом:
двигатель должен быть остановлен;
заливка масла должна производиться с использованием воронки;
слив отработанного масла должен производиться в специальную емкость;
пробки заливного и сливного отверстия должны быть плотно завернуты после завершения заливки или слива.
3.8.3. Требования охраны труда при работе с охлаждающей жидкостью:
двигатель должен быть остановлен;
удаление крышки радиатора должно производиться только после остывания в течение 10 - 15 мин;
крышка радиатора должна откручиваться с использованием плотной рукавицы или ветоши для предотвращения ожога;
заливка охлаждающей жидкости должна производиться с использованием воронки;
сапун должен быть прочищен перед установкой крышки радиатора.
3.8.4. При попадании топлива, масла, охлаждающей жидкости на пол или элементы конструкции автомобиля их следует вытереть мягкой тканью или ветошью, использованный обтирочный материал убрать в металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой.
3.8.5. При обращении с топливом, маслом и охлаждающей жидкостью запрещается:
курить и пользоваться открытым огнем;
производить заправку при наличии течи в системах;
допускать расплескивание при заправке вручную;
допускать попадание их вовнутрь человека;
наполнять топливный бак, расширительный бачок или радиатор выше максимальной отметки;
использовать неуказанные в эксплуатационной документации;
производить слив на пол автомобиля, землю, железнодорожный путь и в смотровые канавы, случайно пролитое - засыпать песком, после чего песок следует собрать в предназначенное для этого место.
3.9. В помещениях, предназначенных для стоянки автомобилей, а также на стоянках под навесом или на площадках водителю запрещается:
курить, пользоваться открытым огнем;
производить какой-либо ремонт автомобиля;
оставлять открытыми горловины топливных баков автомобиля;
заряжать аккумуляторные батареи;
хранить горюче-смазочные материалы;
мыть или протирать бензином кузов, узлы и агрегаты автомобиля;
заправлять автомобиль топливом, а также сливать топливо;
ставить автомобиль на место стоянки с установленной утечкой топлива или масла;
устанавливать предметы и оборудование, которые могут препятствовать быстрой эвакуации людей и автомобиля;
пуск двигателя для любых целей, кроме выезда автотранспорта из помещения.
3.10. Действия водителя, направленные на предотвращение аварийных ситуаций.
3.10.1. Водитель должен следить за характером и уровнем шума от работающего оборудования. При возникновении изменений в уровне или появлении нехарактерного шума приостановить работу до выяснения причины.
3.10.2. Водитель должен следить за появлением посторонних запахов, при подозрении на продукты горения необходимо остановить автомобиль в положенном месте, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и выяснить причину.
3.10.3. Во время управления автомобилем водитель должен следить по приборам за уровнями масла и топлива, при возникновении отклонения от нормальных показателей и подозрения о наличии неисправностей следует остановить автомобиль в положенном месте, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и выяснить причину.
3.10.4. При вынужденной остановке автомобиля на наклонной поверхности водитель должен принять все меры, исключающие его самопроизвольное движение под уклон: затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить противооткатные упоры под колеса и т.д.
3.10.5. Перед проездом через железнодорожные пути водитель должен убедиться в отсутствии запрещающих сигналов и движущегося на опасном расстоянии подвижного состава или других транспортных средств.
3.10.6. В процессе эксплуатации электрооборудования необходимо:
следить за состоянием изоляции проводов, электрических вводов, гибких кабелей, надежностью контактов в местах электрических соединений;
проверять надежность узлов электрооборудования;
подтягивать ослабленные контакты;
заменять оборванные перемычки.
3.11. Требования к использованию средств защиты водителя.
3.11.1. Для защиты от пониженной температуры на открытом воздухе необходимо использовать теплую специальную одежду и обувь и ограничить время пребывания.
3.11.2. Для защиты от травм во время работы с ручным инструментом и противооткатными упорами необходимо использовать перчатки с полимерным покрытием.
3.11.3. Для защиты глаз от травм при работе с ручным ударным инструментом или при нахождении на расстоянии ближе 10 м от работающего этим инструментом необходимо использовать защитные очки.
3.12. При передаче автомобиля другой смене водитель обязан сообщить обо всех неисправностях оборудования автомобиля и принадлежностей, входящих в его комплект.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875