Правовые основы проведения стажировки

Анализ деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации показывает, что прохождение молодежных стажировок, как правило, сопровождается заключением трудовых договоров о замещении вакантных должностей, имеющихся в государственных органах и органах местного самоуправления, не являющихся должностями службы.

Учитывая существующий опыт, в целях проведения стажировки студентов старших курсов и выпускников образовательных организаций высшего образования государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут заключать с ними срочные трудовые договоры о замещении вакантных должностей, не являющихся должностями службы.

При этом следует отметить, что заключение срочных трудовых договоров, предусматривающих прохождение оплачиваемой стажировки, целесообразно осуществлять при продолжительном сроке ее проведения (более одного месяца).

В части федеральных государственных органов следует отметить, что оплата труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 176 "Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы" (далее - постановление N 176).

Постановлением N 176 предусмотрены должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, которые могут быть введены в штатные расписания федеральных государственных органов. В этой связи федеральные государственные органы могут руководствоваться положениями постановления N 176 для назначения лиц, проходящих стажировку, на обозначенные должности по срочному трудовому договору сроком до 1 года.

Кроме того, срочные трудовые договоры о замещении вакантных должностей могут быть заключены со студентами старших курсов и с выпускниками образовательных организаций высшего образования профильными организациями, подведомственными государственному органу или органу местного самоуправления (например, для выполнения функций по обеспечению деятельности государственного органа или органа местного самоуправления в случае, если такие функции закреплены за соответствующей организацией).

Государственные органы и органы местного самоуправления также могут привлекать студентов старших курсов и выпускников образовательных организаций высшего образования к прохождению стажировки в рамках реализации благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности для достижения общественно полезных целей на условиях безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).

В частности, частью седьмой статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.

При этом под добровольцами (волонтерами) согласно части четвертой статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ подразумеваются физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЗ, или в иных общественно полезных целях.

Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЗ благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны окружающей среды и защиты животных, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также в других целях, перечисленных в указанном пункте.

Таким образом, проведение стажировки на службе может осуществляться посредством обеспечения:

- заключения срочных трудовых договоров о замещении вакантных должностей, имеющихся в государственных органах и органах местного самоуправления, не являющихся должностями службы;

- заключения срочных трудовых договоров о замещении вакантных должностей, имеющихся в профильных организациях, подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления, для выполнения функций по обеспечению деятельности государственного органа или органа местного самоуправления;

- реализации благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности для достижения общественно полезных целей на условиях безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг.

Одновременно следует отметить, что время прохождения стажировки целесообразно учитывать в качестве учебной или производственной практики. В частности, поскольку прохождение стажировки студентами старших курсов образовательных организаций высшего образования в государственном органе или органе местного самоуправления, деятельность которых соответствует знаниям и умениям, осваиваемым в рамках образовательной программы, целесообразно учитывать время прохождения стажировки в государственном органе, органе местного самоуправления по направлению подготовки (специальности) в качестве учебной или производственной практики, осуществляемой по образовательной программе соответствующего профиля, с учетом договоров, заключенных образовательными организациями высшего образования и государственными органами, органами местного самоуправления.