Организация проведения стажировки студентов старших курсов и выпускников образовательных организаций высшего образования
Организация проведения стажировки студентов
старших курсов и выпускников образовательных организаций
высшего образования
Учитывая, что прохождение стажировки является самостоятельным мероприятием и добровольно организуемым процессом, осуществляемым вне рамок образовательной программы, у государственных органов и органов местного самоуправления имеется возможность спроектировать желаемый алгоритм проведения стажировки и сформировать требования к лицам, желающим ее пройти.
В целях организации проведения стажировки студентов старших курсов и выпускников образовательных организаций высшего образования государственным органам и органам местного самоуправления целесообразно определить структурные подразделения и области профессиональной служебной деятельности, в рамках которых государственный орган или орган местного самоуправления будет проводить стажировку, квоты и сроки проведения стажировки, а также формы проведения отбора, методы оценки и требования, предъявляемые к лицам, желающим пройти стажировку.
Перечень областей профессиональной служебной деятельности, в рамках которых государственные органы могут проводить стажировку, представлен в разработанном Минтрудом России Справочнике квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. Перечень областей профессиональной служебной деятельности, в рамках которых органы местного самоуправления могут проводить стажировку, представлен в Справочнике типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы.
Области профессиональной служебной деятельности и квоты по количеству лиц, которых государственный орган или орган местного самоуправления готов принять для прохождения стажировки, целесообразно определить исходя из функций, полномочий и возможностей его структурных подразделений.
Также целесообразно сформировать список наставников (кураторов лиц, проходящих стажировку) по каждому структурному подразделению государственного органа, органа местного самоуправления.
Государственным органам и органам местного самоуправления рекомендуется обеспечить взаимодействие с образовательными организациями высшего образования, направленное на информирование студентов старших курсов и выпускников о возможности принять участие в прохождении стажировки в государственном органе, органе местного самоуправления.
Указанное информирование может осуществляться посредством направления соответствующей информации в образовательные организации высшего образования, в рамках проведения "Ярмарок вакансий и стажировок", "Дней открытых дверей" и иных мероприятий, направленных на привлечение молодых кадров, повышение открытости и престижа службы. Информация о стажировках может размещаться на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления и образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в периодических печатных изданиях.
Примерный перечень основных требований к лицам, желающим пройти стажировку, который может быть использован при информировании о стажировках, представлен в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
Для публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о стажировках и получения откликов лиц, желающих ее пройти, могут использоваться информационные системы (при наличии соответствующей функциональной возможности).
В целях обеспечения возможности прохождения стажировок лучшими и наиболее способными студентами старших курсов и выпускниками образовательных организаций высшего образования с учетом установленных квот по количеству лиц, которых государственный орган или орган местного самоуправления может принять для прохождения стажировки, целесообразно предусмотреть процедуру отбора указанных лиц на стажировку.
При отборе лиц для прохождения стажировки могут использоваться такие методы оценки, как анализ анкет (резюме), тестирование, сбор тематических эссе (рефератов), решение кейсов (конкретных ситуаций), анализ мотивационных писем, анкетирование, собеседование, подготовка проекта документа, проведение групповых дискуссий и другие.
В целях обеспечения рассмотрения заявок и отбора лиц для прохождения стажировки может образовываться соответствующая комиссия, в состав которой целесообразно включить представителей кадровой службы и иных структурных подразделений государственного органа и органа местного самоуправления, экспертного сообщества, а также профессионального союза. Кроме того, в случае образования в государственном органе или органе местного самоуправления молодежного экспертного совета (молодежного правительства) основная часть работы по обеспечению привлечения и отбора молодых кадров для прохождения стажировки может быть осуществлена с его активным участием.
По результатам рассмотрения заявок студентов и выпускников образовательных организаций высшего образования принимаются решения по перечню лиц, отобранных для прохождения стажировки.
Государственному органу, органу местного самоуправления целесообразно обеспечить информирование лиц, принявших участие в отборе для прохождения стажировки, о его результатах.
Проведение стажировки по конкретным лицам оформляется распорядительным актом руководителя государственного органа, органа местного самоуправления или иного уполномоченного им должностного лица с указанием сроков проведения стажировки. Кроме того, в указанном распорядительном акте указываются сведения о назначенном кураторе (наставнике), а также замещаемая стажером должность (в случае заключения с ним срочного трудового договора).
Для координации прохождения стажировки, проводимой в государственном органе или органе местного самоуправления, могут назначаться руководитель (куратор) стажировки и наставник для стажера из числа государственных гражданских служащих государственного органа, муниципальных служащих органа местного самоуправления. Руководителей стажировки определяют из числа государственных гражданских или муниципальных служащих, имеющих опыт работы на управленческих должностях (замещающих руководящие должности). Наставников для стажеров определяют из числа высококвалифицированных государственных гражданских или муниципальных служащих - наставников, помогающих стажерам овладевать профессиональными умениями.
Исходя из целей и задач государственного органа или органа местного самоуправления, его структурного подразделения наставниками могут выполняться представленные в приложении 6 к настоящим Методическим рекомендациям примерные задачи наставника/руководителя практики/стажировки, в отношении лиц, проходящих практику/стажировку. При этом данные задачи должны предусматривать обеспечение заинтересованности и освоение лицами, проходящими практику или стажировку, службы и профессиональной служебной деятельности в целом.
Организация проведения практики в государственном органе или органе местного самоуправления по конкретным лицам предусматривает составление руководителем стажировки совместно с наставником для стажера рабочего графика (плана) проведения стажировки.
- составляет рабочий график (план) проведения стажировки;
- согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты стажировки;
- участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в государственном органе, органе местного самоуправления;
- осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения стажировки и соответствием ее содержания целям и задачам ее проведения;
- оценивает результаты прохождения стажировки.
- разрабатывает индивидуальные задания для стажеров, выполняемые в период практики;
- предоставляет рабочие места обучающимся;
- обеспечивает безопасные условия прохождения стажировки, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
- проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего служебного распорядка;
- оказывает методическую помощь стажерам при выполнении ими индивидуальных заданий.
Кроме того, наставник для стажера может участвовать в формировании оценочного материала и определении процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения стажировки, а также оценке таких результатов.
Стажеры в период прохождения стажировки:
- выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программой стажировки;
- соблюдают правила внутреннего служебного распорядка;
- соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.
Исходя из целей и задач государственного органа или органа местного самоуправления, его структурного подразделения, в котором стажер проходит стажировку, в рамках нее стажером может быть выполнен представленный в приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям примерный перечень индивидуальных заданий, предусмотренных программой практики/стажировки.
Стажировка может включать в себя следующие этапы:
- изучение программы стажировки;
- приобретение практико-ориентированных знаний и умений в сроки, предусмотренные программой стажировки (рабочим графиком (планом) проведения стажировки);
- участие в реализации проектов и разработке предложений по совершенствованию деятельности государственного органа или органа местного самоуправления;
- представление отчета о результатах стажировки;
- собеседование по защите полученных знаний и умений, реализованных проектов и разработанных предложений.
Перечень основных мероприятий, реализация которых необходима для обеспечения организации проведения стажировки студентов старших курсов и выпускников образовательных организаций высшего образования на службе представлен в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875