5. Выводы Суда

5.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года N 101 (далее - Регламент Суда), при рассмотрении дела по заявлению хозяйствующего субъекта об оспаривании решения Комиссии или его отдельных положений Суд осуществляет проверку:

а) полномочий Комиссии на принятие оспариваемого решения;

б) факта нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предоставленных им Договором о Союзе и (или) международными договорами в рамках Союза;

в) оспариваемого решения или его отдельных положений на соответствие их Договору о Союзе и (или) международным договорам в рамках Союза.

Коллегия Суда исходит из того, что нарушение прав и законных интересов хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предоставленных ему Договором о Союзе и (или) международными договорами в рамках Союза, может повлечь только не соответствующее праву Союза решение Комиссии.

В этой связи проверке факта нарушения прав и законных интересов истца должна предшествовать проверка оспариваемого решения на предмет его соответствия Договору о Союзе и (или) международным договорам в рамках Союза, которая применительно к оспариваемому решению предполагает оценку обоснованности отнесения отдельного вида товара к товарной субпозиции.

5.2. В соответствии с пунктом 50 Статута Суда Евразийского экономического союза, являющегося приложением N 2 к Договору о Союзе (далее - Статут Суда), при осуществлении правосудия Суд применяет: общепризнанные принципы и нормы международного права; Договор о Союзе, международные договоры в рамках Союза и иные международные договоры, участниками которых являются государства - стороны спора; решения и распоряжения органов Союза; международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

Основным международным договором в рамках ЕАЭС в сфере таможенного регулирования является Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года, вступивший в силу 1 января 2018 года. Указанный договор имеет преимущественную силу над иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза, за исключением Договора о Союзе.

До вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенное регулирование в Союзе осуществлялось в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в право Союза, которые применялись с учетом переходных положений, закрепленных в статье 101 Договора о Союзе.

В связи с тем, что подготовка и принятие Решения N 132 осуществлялись до вступления в силу ТК ЕАЭС, Коллегия Суда проводит проверку его соответствия ТК ТС, применяемому на тот момент с учетом переходных положений в части, не противоречащей Договору о Союзе. Кроме того, Решение N 132 подлежит проверке на предмет его соответствия нормам ТК ЕАЭС, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 444 ТК ЕАЭС решения Комиссии, регулирующие таможенные правоотношения, действующие на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, сохраняют свою юридическую силу и применяются в не противоречащей ему части.

В связи с тем, что все государства - члены Союза участвуют в Конвенции о ГС, являющейся международной основой ТН ВЭД ЕАЭС, Коллегия Суда применяет также ГС и Пояснения к ней, принятые Комитетом по ГС. Пояснения к ГС содержат техническое описание товаров, практические рекомендации по их классификации и идентификации, признаются официальным толкованием ГС на международном уровне и воспроизведены в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденных Рекомендацией Коллегии ЕЭК от 7 ноября 2017 года N 21.

5.3. Являясь органом Союза, ЕЭК действует в пределах полномочий, которые предоставлены ей Договором о Союзе и международными договорами в рамках Союза (пункт 2 статьи 8 Договора о Союзе), в том числе в сфере таможенного регулирования (пункт 3 Положения о ЕЭК).

Комиссия наделена полномочиями по принятию решений о классификации отдельных видов товаров пунктом 1 статьи 22 ТК ЕАЭС (ранее - пункт 7 статьи 52 ТК ТС). Под отдельным видом товара в целях таможенной классификации понимается совокупность товаров, имеющих общие классификационные признаки, позволяющие отнести товары конкретных наименований, марок, моделей, артикулов, модификаций и иных подобных индивидуальных характеристик к одному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС.

Решения о классификации отдельных видов товаров принимаются ЕЭК в целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД ЕАЭС и имеют нормативно-правовой характер.

Держатель картриджа и механическая часть одноразовых шприц-ручек, применяемых для подкожного введения инсулина, являются отдельными видами товаров, имеющими общие классификационные признаки, позволяющие отнести их к одному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС.

Решение N 132, являясь решением Комиссии о классификации отдельных видов товаров, адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на обеспечение единообразного регулирования отношений, возникающих после его вступления в силу, то есть после 3 ноября 2017 года.

Процедура принятия классификационных решений, включая правила внесения в ЕЭК предложений, порядок их рассмотрения, согласования с таможенными органами государств - членов Союза проектов решений, регулируется Решением Коллегии ЕЭК от 2 декабря 2013 года N 284 "О порядке подготовки Евразийской экономической комиссией решений о классификации отдельных видов товаров".

Коллегией Суда установлено, что предложение о классификации Комплектующих внесено в Комиссию Федеральной таможенной службой Российской Федерации в инициативном порядке с приложением всех требуемых документов, проект классификационного решения согласован таможенными органами всех государств-членов без замечаний, решение принято уполномоченным органом - Коллегией ЕЭК.

При таких обстоятельствах Коллегия Суда приходит к выводу о том, что Решение N 132 принято Комиссией в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с процедурой, установленной для данного вида решений.

5.4. Товары при их таможенном декларировании классифицируются в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной Решением Совета ЕЭК от 16 июля 2012 года N 54.

Коллегия Суда отмечает, что критериями классификации товаров в целях таможенного декларирования являются объективные характеристики и свойства, присущие товарам на момент их ввоза на таможенную территорию Союза, которые должны соотноситься с текстами конкретных товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС и соответствующих примечаний к разделам или группам.

5.4.1. Решение N 132 распространяется на два вида Комплектующих, используемых при производстве одноразовых шприц-ручек для подкожного введения инсулина. Товар "держатель картриджа" представляет собой деталь с нанесенной шкалой, которая предназначена для размещения в ней стеклянного картриджа с инсулином с предохраняющим его колпачком. Товар "механическая часть" представляет собой деталь со шкалой и вращающимся блоком для выбора дозы инсулина, с кнопкой для нажатия на перемещающийся внутри поршень для введения определенной дозы инсулина.

Наименование видов товаров, их описание и функциональное назначение указывают на то, что предметом регулирования Решения N 132 является классификация товаров, которые являются составными частями другого товара и перемещаются через таможенную границу Союза отдельно от него.

ТН ВЭД ЕАЭС не содержит общего правила классификации частей. В этой связи на основании Правила 1 ОПИ классификация товаров такого рода осуществляется исходя из текстов товарных позиций, примечаний к разделам или группам и, если в них не предусмотрено иное, в соответствии с последующими Правилами ОПИ.

При классификации частей необходимо выяснить, имеется ли в ТН ВЭД ЕАЭС товарная позиция, соответствующая их свойствам и характеристикам как отдельного вида товара. Анализ ТН ВЭД ЕАЭС показывает, что в ней отсутствуют товарные позиции, соответствующие описанию Комплектующих, в связи с чем следует обратиться к примечаниям о классификации частей к разделам или группам, в которых классифицируются собираемые из частей готовые изделия.

Таким образом, проверка обоснованности классификации Комплектующих предполагает в первую очередь определение кода товара, составными частями которого являются держатель картриджа и механическая часть.

5.4.2. Оценивая довод истца о том, что Комплектующие являются составными частями лекарственного препарата - инсулинового раствора для подкожного введения в форме одноразовой шприц-ручки, который в готовом виде при таможенном декларировании классифицируется в субпозиции 3004 31 ТН ВЭД ЕАЭС, Коллегия Суда использует понятия и определения, закрепленные в Соглашении о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года и Информационном справочнике понятий, применяемых в рамках Евразийского экономического союза в сфере обращения лекарственных средств, рекомендованном государствам-членам для руководства Рекомендацией Коллегии ЕЭК от 2 мая 2017 года N 12.

На примере производимого истцом с использованием Комплектующих товара - Лантус (R) СолоСтар (R) (инсулин-гларгин) раствор для подкожного введения 100 ЕД/мл, шприц-ручки одноразовые СолоСтар (R) 3 мл x 5 (пачка картонная) (регистрационное удостоверение ЛСР-007047/09 от 7 сентября 2009 года) - Коллегия Суда следующим образом систематизирует его характеристики: лекарственное средство - инсулин-гларгин; лекарственная форма - раствор для подкожного введения; лекарственный препарат - инсулин-гларгин раствор для подкожного введения; первичная упаковка - картридж/шприц-ручка СолоСтар (R); вторичная (потребительская) упаковка - пачка картонная.

Из представленной технической документации следует, что в процессе производства товара в качестве самостоятельных технологических стадий выделяются наполнение и укупорка картриджей лекарственным средством и сборка шприц-ручек, состоящая в сборке на автоматической сборочной линии держателя и картриджа (заранее наполненного лекарственным средством) и их соединении с механической частью шприц-ручки.

С учетом изложенного Коллегия Суда констатирует, что Комплектующие являются частями одноразовой шприц-ручки, выступающей в роли первичной упаковки инсулиносодержащего лекарственного средства, а не составными частями лекарственного препарата, как утверждает истец.

Коллегия Суда обращает внимание, что в силу Правила 5 ОПИ при соблюдении прочих условий упаковка, поставляемая вместе с находящимся в ней товаром, классифицируется совместно с ним, а не как самостоятельный товар. В этой связи одноразовая шприц-ручка (первичная упаковка) с находящимся в ней картриджем с инсулином классифицируется совместно с инсулиносодержащим лекарственным средством (товаром) в субпозиции 3004 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

При этом данное правило не применимо к Решению N 132, предметная сфера которого распространяется на классификацию частей одноразовой шприц-ручки, ввозимых отдельно от лекарственного средства, а следовательно являющихся самостоятельным товаром.

5.4.3. Одноразовая шприц-ручка, применяемая для подкожного введения инсулина, является устройством, обеспечивающим возможность дозированных инъекций лекарственного средства в организм человека.

В товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются в том числе устройства, применяемые в медицине.

Согласно Пояснениям к ГС в товарную позицию 9018 включается очень широкий диапазон приборов и устройств, которые в большинстве случаев используются только в профессиональной практике (например, врачами, хирургами, стоматологами, ветеринарными хирургами, акушерками) либо для постановки диагноза, профилактики или лечения болезни, либо для оперирования и т.д. Приборы и устройства данной товарной позиции могут быть сделаны из любого материала.

Из текста товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснений следует, что условием отнесения к ней приборов и устройств является их использование в области медицины. При этом не имеют значения ни вид материала, из которого они изготовлены, ни порядок и условия их производства, ни наличие требований к регистрации, ни иные подобные характеристики.

Поскольку одноразовые шприц-ручки, частями которых являются Комплектующие, предназначены для введения инсулина в организм человека, они являются устройствами, применяемыми в медицине, а следовательно подлежат классификации в товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС.

5.4.4. Классификация в рамках товарной позиции на уровне субпозиций осуществляется в соответствии с Правилом 6 ОПИ, согласно которому для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями Правил ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

В рамках товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС в отдельную двухдефисную субпозицию 9018 31 выделены шприцы, с иглами или без игл. В соответствии с Пояснениями к ГС к товарной позиции 9018 относятся шприцы (стеклянные, металлические, из стекла и металла, пластмассы и т.д.) всех видов, из чего следует, что основополагающим фактором для таможенной классификации товаров в качестве шприцев является их функциональное назначение, а не особенности конструкции или применения.

Под термином "шприц" в медицине понимается инструмент для дозированного введения в ткани организма жидких лекарственных средств, отсасывания экссудатов и других жидкостей, а также для промывания полостей организма (Большая медицинская энциклопедия: том 27/гл. ред. Б.В. Петровский. - Изд. третье. - М: Советская энциклопедия, 1987.). Шприцы, используемые в медицине, различаются по назначению, конструкции, материалам, из которых изготовлены, и компонентам, из которых состоят (цилиндр, поршень и другая арматура).

Из имеющихся в материалах дела заключений специалистов следует, что одноразовая шприц-ручка СолоСтар (R) предназначена для введения подкожно определенной дозы инсулина. Она состоит из держателя картриджа с колпачком, в который встроен стеклянный картридж с инсулином, и механической части. Механизм использования устройства заключается в продвижении вперед поршня, который толкает резиновую пробку инсулинового картриджа в направлении иглы, обеспечивающей введение подкожно отмеренной дозы инсулина. После инъекции всех единиц инсулина поршень достигает конечного положения, оттянуть его назад или вывернуть обратно невозможно. Картридж не может быть заправлен повторно.

Коллегия Суда приходит к выводу, что шприц-ручка обладает основными признаками шприца, применяемого в медицине. При этом особенности ее конструкции не влияют на функциональное назначение устройства и, соответственно, не препятствуют отнесению его к категории шприцев.

Таким образом, поскольку ни юридические тексты (тексты субпозиций, примечания к группе 90), ни тексты Пояснений не ограничивают субпозицию 9018 31 ТН ВЭД ЕАЭС каким-либо конкретным видом шприцев, то в соответствии с Правилом 6 ОПИ на основании текста субпозиции одноразовые шприц-ручки следует классифицировать в субпозиции 9018 31 "- - шприцы, с иглами или без игл".

5.4.5. Классификация устройства, частями которого являются Комплектующие, в субпозиции 9018 31 ТН ВЭД ЕАЭС приводит к необходимости обращения к примечаниям к группе 90 с целью классификации "частей" этого устройства.

В соответствии с примечанием 2 к группе 90 ТН ВЭД ЕАЭС при условии соблюдения положений примечания 1 к данной группе части и принадлежности к машинам, аппаратам, инструментам или изделиям, включаемым в группу 90, должны классифицироваться согласно следующим правилам:

(а) части и принадлежности, являющиеся товарами, включаемыми в одну из товарных позиций данной группы или группы 84, 85 или 91 (кроме товарной позиции 8487, 8548 или 9033), во всех случаях включаются в соответствующие товарные позиции;

(б) прочие части и принадлежности, предназначенные для использования исключительно или в основном в определенном виде машин, инструментов или аппаратов или в нескольких машинах, инструментах или аппаратах, включаемых в одну товарную позицию (в том числе машины, инструменты или аппараты товарной позиции 9010, 9013 или 9031), включаются вместе с этими машинами, инструментами или аппаратами;

(в) все прочие части и принадлежности включаются в товарную позицию 9033.

Комплектующие, во-первых, не исключаются из группы 90 на основании примечания 1 к данной группе, во-вторых, не являются самостоятельными товарами какой-либо конкретной товарной позиции группы 90, 84, 85 или 91, в-третьих, идентифицируются как части, предназначенные для использования исключительно в одноразовых шприц-ручках для введения инсулина, подлежащих классификации в товарной субпозиции 9018 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

В этой связи Комплектующие для одноразовых шприц-ручек, применяемых для подкожного введения инсулина, следует классифицировать в соответствии с Правилами 1 и 6 ОПИ, а также примечанием 2 (б) к группе 90 в субпозиции 9018 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

5.4.6. Оценивая довод истца об отсутствии в Решении N 132 указания на примечание 2 (б) к группе 90, Коллегия Суда считает достаточной имеющуюся в тексте решения ссылку на Правила 1 и 6 ОПИ, поскольку Правило 1 ОПИ содержит указание об использовании примечаний к разделам или группам. Право Союза не требует обязательной нормативной фиксации в классификационном решении деталей применения ОПИ и используемых примечаний к группам ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия Суда также отмечает, что при классификации для таможенных целей частей устройств, используемых в медицине, требования о сертификации и регистрации медицинских изделий не имеют правового значения.

5.5. С учетом изложенного Коллегия Суда констатирует наличие полномочий Комиссии на принятие Решения N 132, соблюдение процедуры принятия данного акта и обоснованность отнесения Комплектующих к товарной субпозиции 9018 31 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем признает Решение N 132 соответствующим Договору о Союзе и международным договорам в рамках Союза.

На этом основании Коллегия Суда приходит к выводу об отсутствии факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предоставленных ему Договором о Союзе и международными договорами в рамках Союза.

В соответствии с пунктом 64 Статута Суда пошлина, уплаченная ЗАО "Санофи-Авентис Восток" при обращении в Суд, возврату не подлежит. Согласно пункту 66 Статута Суда в ходе рассмотрения дела каждая сторона спора несет свои судебные издержки самостоятельно.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 108 Статута Суда, статьями 77, 78 и 82 Регламента Суда Евразийского экономического союза, Коллегия Суда

решила:

Отказать в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Санофи-Авентис Восток".

Признать Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 октября 2017 года N 132 "О классификации комплектующих для одноразовых шприц-ручек, применяемых для подкожного введения инсулина, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международным договорам в рамках Евразийского экономического союза.

Уплаченная закрытым акционерным обществом "Санофи-Авентис Восток" пошлина возврату не подлежит.

Настоящее решение может быть обжаловано в Апелляционную палату Суда Евразийского экономического союза в течение пятнадцати календарных дней с даты его вынесения.

Председательствующий

Д.Г.КОЛОС

Судьи

А.М.АЖИБРАИМОВА

Э.В.АЙРИЯН

Ж.Н.БАИШЕВ

Т.Н.НЕШАТАЕВА