B. Меры макроэкономической и финансовой политики в 2001 году

B. Меры макроэкономической и финансовой политики

в 2001 году

11. Основной целью экономической политики Правительства Российской Федерации и Банка России в 2001 году является создание условий для сохранения благоприятных тенденций в производственной и финансовой сфере. Основными целями в области экономической политики Правительства Российской Федерации и Банка России являются:

а) достижение роста ВВП в реальном выражении на 4 процента;

б) снижение инфляции до 14 процентов к концу 2001 года (декабрь к декабрю);

в) увеличение чистых международных резервов на 9 млрд. долларов США и достижение к концу 2001 года величины валовых международных резервов, эквивалентной примерно 6 месяцам импорта.

Налогово - бюджетная политика

12. Бюджетная политика предусматривает проведение реформы налоговой системы, совершенствование политики бюджетных расходов и межбюджетных отношений, сокращение нефинансируемых федеральных мандатов. Федеральный бюджет на 2001 год с учетом принятых поправок предусматривает первичный профицит на уровне 4 процента ВВП. В 2001 году Правительство Российской Федерации обеспечит в полном объеме выплаты по государственному внешнему долгу и продолжит консультации с официальными и другими кредиторами по урегулированию внешней задолженности бывшего СССР.

13. Налоговая реформа, начатая в середине 2000 года, предусматривает снижение налогового бремени, сокращение числа налогов, упрощение налоговой системы. С учетом прогнозируемой динамики макроэкономических показателей это может привести к снижению доходов расширенного правительства на 3 - 4 процента ВВП в 2001 году. Однако реализация налоговой реформы позволит повысить собираемость налогов, стимулировать вывод доходов из теневого сектора экономики, что минимизирует сокращение доходов бюджетной системы.

14. Произойдет увеличение доли расходов федерального бюджета в консолидированном бюджете, что отчасти объясняется увеличением финансовой помощи регионам для компенсации сокращения их собственных доходов и финансирования не обеспеченных финансовыми ресурсами их расходных обязательств. Доля других непроцентных расходов федерального бюджета в ВВП в целом не претерпит изменения по сравнению с 2000 годом.

15. Основное сокращение доходов произойдет на уровне бюджетов субъектов Российской Федерации, что в целях сохранения сбалансированности этих бюджетов потребует совершенствования структуры их расходов. Предполагается, что расходы региональных бюджетов могут сократиться на 2 процента ВВП.

В то же время ожидается, что в 2001 году сокращение расходной части региональных бюджетов будет осуществлено за счет повышения доли оплаты населением затрат на содержание жилищно - коммунального хозяйства, а также сокращения расходов региональных дорожных фондов. В свою очередь, принимаемые Правительством Российской Федерации меры по совершенствованию межбюджетных отношений позволят перераспределить ресурсы федерального бюджета в пользу дотационных регионов, обеспечить сбалансированность их бюджетов и предотвратить образование кредиторской задолженности.

Денежно - кредитная политика и политика в области валютного курса

16. Меры в области денежно - кредитной политики и политики в области валютного курса будут направлены на снижение инфляции. Дальнейшее умеренное повышение реального курса рубля отвечает задачам экономического роста в среднесрочной перспективе. В то же время значительное укрепление реального курса может стать угрозой для устойчивости экономического роста. Банк России будет проводить интервенции на валютном рынке для сглаживания колебаний валютного курса при одновременном накоплении чистых международных резервов. Принимая во внимание оценку Правительством Российской Федерации и Банком России повышения спроса на деньги, эти интервенции будут частично стерилизованы для обеспечения предполагаемой динамики денежной базы. При этом Правительство Российской Федерации и Банк России будут отслеживать динамику инфляции и денежной базы и принимать необходимые меры, направленные на достижение уровня инфляции, предусмотренного в Комплексной программе.

17. Реализация денежно - кредитной политики будет осложняться сочетанием относительно сильного платежного баланса с неопределенностью в отношении устойчивости восстановления спроса на деньги. В случае более благоприятной динамики платежного баланса, нарастания давления на рубль в сторону повышения его курса, Банк России проведет необходимую стерилизацию в целях сдерживания роста денежной базы за счет использования имеющихся у него рыночных инструментов. Однако в связи с ограниченными возможностями Банка России использовать такие инструменты может потребоваться участие Правительства Российской Федерации в решении этой проблемы путем размещения на счетах Банка России части дополнительных доходов бюджета.

18. В целях повышения эффективности проводимой Банком России денежно - кредитной политики Правительство Российской Федерации совместно с Банком России будут добиваться принятия законодательных поправок, освобождающих Банк России от уплаты налогов при выпуске облигаций. В целях устранения оставшихся ограничений по выпуску этих облигаций (в том числе в части объема и срока их выпуска) к концу июня 2001 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее именуется - Государственная Дума) будут внесены предложения по изменению Федеральных законов "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О рынке ценных бумаг". Банк России будет в дальнейшем прибегать к увеличению норматива обязательных резервных требований только в исключительных случаях.

19. Правительство Российской Федерации намерено урегулировать свои финансовые отношения с Банком России, что позволит повысить эффективность проводимой денежно - кредитной политики. На основе финансовой отчетности Банка России за 1999 год, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), за исключением стандартов по консолидации и гиперинфляции, в целях обеспечения адекватной капитализации Банка России Правительство Российской Федерации при необходимости переоформит достаточную часть своего долга Банку России в инструменты с рыночной процентной ставкой, процентные платежи по которым будут ежегодно предусматриваться в федеральном бюджете, начиная с бюджета на 2002 год. Банк России будет продолжать обеспечивать надлежащую прозрачность своей деятельности, приступит к осуществлению плана выхода из состава акционеров российских загранбанков.

Платежный баланс, валютное регулирование и внешняя торговля

20. В 2001 году прогнозируется сохранение сильного платежного баланса. Положительное сальдо счета текущих операций достигло в 2000 году наиболее высокого уровня, составив более 17 процентов ВВП, однако в 2001 году ожидается его снижение примерно до 12 процентов ВВП. Это связано как с прогнозируемым снижением цен на энергоносители, продолжающимся восстановлением объема импорта, так и с замедлением темпов роста неэнергетического экспорта. Вместе с этим отток частного капитала должен несколько снизиться по мере роста доверия к проводимой экономической политике и улучшения инвестиционного климата.

21. Правительство Российской Федерации и Банк России не будут вводить новых ограничений в области валютного регулирования и внешней торговли. Правительство Российской Федерации подготовило проект Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", направленный на предотвращение незаконных финансовых операций, и внесет его в апреле 2001 года в Государственную Думу. Правительство Российской Федерации будет стремиться обеспечить его принятие до конца июня 2001 года. Правительство Российской Федерации и Банк России продолжат сотрудничество со Специальной финансовой комиссией по проблемам отмывания денег (FATF).

22. В области внешней торговли Правительство Российской Федерации будет осуществлять подготовку к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Для этого Правительство Российской Федерации продолжило унификацию и снижение импортных тарифов, упорядочение предоставленных льгот. Количество ставок тарифов было сокращено с семи до четырех. Уточненные предложения в области дальнейшей либерализации таможенных тарифов будут подготовлены к сентябрю 2001 года.