5. Управление правами на РИД, принадлежащими субъекту Российской Федерации

5. Управление правами на РИД, принадлежащими субъекту

Российской Федерации

Органам государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется определить порядок управления и распоряжения правами на РИД в том числе путем отчуждения исключительного права другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) и предоставления права использования РИД в установленных договором пределах (лицензионный договор), внесения в качестве вклада в уставный капитал юридических лиц в целях практического применения (внедрения). Целесообразно, чтобы указанный порядок предусматривал в том числе особенности взаимодействия Уполномоченного органа и органов, осуществляющих в заказе работ и услуг, предусматривающих проведение НИОКТР.

Управление правами субъекта Российской Федерации на РИД может включать в себя следующие мероприятия:

1. Обеспечение выявления прав на РИД, получаемых в рамках заказа работ и услуг, в том числе НИОКТР, и закрепление прав на них за субъектом Российской Федерации в случаях, когда это предусмотрено федеральным и региональным законодательством Российской Федерации, договорами.

В отдельных случаях может быть целесообразно проведение инвентаризации прав на РИД в отношении ранее произведенных работ в целях выявления ранее не выявленных РИД, обеспечения их правовой охраны, постановки на учет и распоряжения.

В отношении выявленных РИД до реализации принятого решения о способе правовой охраны целесообразно обеспечивать введение режима коммерческой тайны (при необходимости - государственной тайны).

2. Обеспечение правовой охраны РИД с учетом оптимально выбора стратегии, вида и объема правовой охраны и ее целесообразности.

При выборе способа правовой охраны РИД и дефиците специфических компетенций, к которым отнесен соответствующий РИД, возможно прибегать к услугам патентных поверенных, а также к содействию коллегиального консультативного органа, созданного при Уполномоченном органе, как в целом, так и со стороны отдельных его членов.

Также целесообразно учитывать в том числе в рамках регионального бюджета средства, необходимые для осуществления платежей за поддержание правовой охраны в отношении прав на РИД.

3. Субъекту Российской Федерации рекомендуется обеспечивать взаимосвязь региональной системы учета прав на РИД с Единой государственной информационной системой учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ЕГИСУ), а также обеспечивать публичность учитываемых РИД (с учетом соблюдения норм законодательства Российской Федерации в части раскрытия сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну).

4. Оценка прав на РИД, осуществляемая в соответствии с федеральным законодательством об оценочной деятельности.

5. Распоряжение правами на РИД, осуществляемое с учетом экономически целесообразной модели путем:

- заключения лицензионных договоров;

- отчуждение исключительных прав на РИД;

- внесения исключительных прав на РИД в уставные капиталы организаций.

Осуществление указанных действий возможно в том числе на безвозмездной основе в случае признания превышения экономической выгоды от коммерциализации прав на РИД над понесенными на разработку РИД и оформление прав на них издержек.

При этом рекомендуется не реже раза в год анализировать использование каждого объекта интеллектуальной собственности, правообладателем которого является регион, и принимать решение о возможных механизмах его коммерциализации или отказе от их использования.

6. Мониторинг возможных нарушений и защита прав на РИД, в том числе обеспечение принятия своевременных мер по прекращению нарушения третьими лицами исключительных прав на РИД субъекта Российской Федерации в России и за рубежом.