11.4 Субъекты антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при использовании интеллектуальной собственности на фондовых рынках

11.4.1 К основным субъектам антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при использовании ИС на фондовых рынках относятся:

- федеральный антимонопольный орган;

- Банк России;

- фондовая биржа;

- профессиональные участники рынка;

- центральный контрагент;

- клиринговая организация;

- участники торгов;

- эмитенты и добросовестные приобретатели;

- инсайдеры;

- суды Российской Федерации.

11.4.2 Антимонопольный орган в рамках реализации своего статуса, указанного в 6.2, в целях защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в отношениях, в которых участвуют Банк России и поднадзорные ему финансовые организации, имеет следующие полномочия и осуществляет следующие функции:

- направляет в Банк России предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых им актов и (или) прекращении действий, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

- обращается в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов Банка России;

- обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, ненормативных актов Банка России;

- устанавливает доминирующее положение финансовой организации, поднадзорной Банку России, в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, по согласованию с Банком России;

- утверждает по согласованию с Банком России правила недискриминационного доступа к услугам финансовых организаций, поднадзорных Банку России [которые должны содержать: перечень услуг, к которым предоставляется недискриминационный доступ; перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего рынка услуг, а также иной необходимой для доступа на такой рынок и (или) обращения услуг существенной информации, и порядок ее раскрытия; существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа к услугам; порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа к услугам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в услугах)];

- утверждает по согласованию с Банком России методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации;

- утверждает по согласованию с Банком России порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения финансовой организации, поднадзорной Банку России.

11.4.3 Банк России в рамках реализации своего статуса, указанного в 6.2, осуществляет в рамках настоящего раздела следующие полномочия и функции:

- регулирование деятельности по проведению организованных торгов, клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента, установление требований и обеспечение проведения единой государственной политики в этой области; принятие нормативных актов, выдача разъяснений и разработка методических рекомендаций по вопросам практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

- взаимодействие с некредитными финансовыми организациями, их ассоциациями, союзами и их саморегулируемыми организациями, проведение консультаций с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представление необходимых разъяснений, рассмотрение предложений по вопросам регулирования деятельности в сфере финансовых рынков;

- установление порядка ведения реестров участников торгов и их клиентов, реестров заявок и реестров договоров, заключенных на организованных торгах, требований к порядку и срокам предоставления выписок из указанных реестров, требований на снижение рисков при проведении организованных торгов и требований к осуществлению внутреннего контроля;

- установление особенностей проведения организованных торгов ценными бумагами с ИС и требований к содержанию спецификаций договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а также порядка и сроков предоставления информации организатором торговли о таких ценных бумагах и таких производных финансовых инструментах;

- осуществление регистрации правил организованных торгов, правил клиринга и иных документов организаторов торговли, клиринговых организаций и центральных контрагентов, в том числе спецификаций договоров, подлежащих регистрации, а также вносимых в них изменений;

- установление требований к управлению рисками при осуществлении клиринговой деятельности, к организации и осуществлению внутреннего контроля и внутреннего аудита клиринговой организацией; требований к индивидуальному и коллективному клиринговому обеспечению, размещению имущества и формированию активов центрального контрагента, а также к кругу лиц, которым центральный контрагент и участники клиринга имеют право открывать торговые и клиринговые счета;

- установление требований к управлению рисками центрального контрагента, стресс-тестированию рисков и оценке точности модели центрального контрагента и проведение стресс-тестирования таких рисков; осуществление надзора и наблюдения за соблюдением центральным контрагентом установленных требований в целях совершенствования центральным контрагентом своей деятельности;

- осуществление лицензирования биржи и клиринговой деятельности, ведение реестра лицензий и аннулирование их, а также присвоение/лишение статуса центрального контрагента, в том числе приостановление действия или аннулирование лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг при нарушении законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

- установление ограничений на товары, в отношении которых могут быть заключены договоры на организованных торгах, и требований, соблюдение которых является условием допуска товаров к организованным торгам;

- раскрытие информации о сделках, совершенных Банком России с ценными бумагами на организованных торгах в составе, порядке и сроках, которые установлены советом директоров; о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; о назначенных им административных наказаниях за неправомерное использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком; о выданных предписаниях, а также о приостановлении торговли;

- определение правил, состава, порядка и сроков раскрытия (предоставления) информации организаторами торговли, клиринговыми организациями и центральными контрагентами, а также правил предоставления информации в Банк России и участникам клиринга;

- установление требований к порядку хранения и защиты информации и документов, связанных с проведением организованных торгов, с осуществлением клиринговой деятельности и функций центрального контрагента, а также к срокам их хранения;

- установление квалификационных требований и требований к профессиональному опыту, утверждение программ квалификационных экзаменов для аттестации, определение типов и форм квалификационных аттестатов и ведение реестра аттестованных лиц, оценка соответствия должностных и иных лиц некредитных финансовых организаций квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, требование замены должностных лиц в случае их несоответствия указанным требованиям; аннулирование квалификационных аттестатов в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами установленных требований;

- ведение БД о некредитных финансовых организациях, осуществление контроля за организаторами торговли, клиринговыми организациями, надзора и наблюдения за центральными контрагентами (мониторинг, оценка деятельности и подготовка рекомендаций центральному контрагенту), а также проверка их деятельности (плановые проверки не чаще одного раза в год), в том числе при осуществлении ими контрольных функций;

- отказ в предоставлении предварительного согласия и последующего одобрения Банка России на совершение сделки(ок) в случаях и порядке, установленных федеральными законами, включая выявление неудовлетворительного финансового положения лица, приобретающего акции (доли) некредитной финансовой организации в количестве, превышающем значения, и (или) устанавливающего контроль в отношении акционера (участника) некредитной финансовой организации или признание этого лица не соответствующим требованиям к деловой репутации; обеспечение государственного контроля за соблюдением требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; проведение проверки и выявление нарушений, принятие мер по прекращению таких нарушений и их предупреждению, в том числе выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении допущенных нарушений и последствий таких нарушений и (или) о недопущении аналогичных нарушений в дальнейшем, а также о приостановлении организованных торгов; а также привлечение к ответственности за их совершение, в том числе обращение в органы внутренних дел для проведения оперативно-розыскных мероприятий в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

- принятие предусмотренных федеральными законами мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов;

- обращение в суд и в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридических лиц, осуществляющих деятельность без соответствующих лицензий;

- иные функции, предусмотренные федеральными законами.

11.4.4 Биржа

Биржей как организатором торговли является акционерное общество, имеющее лицензию Банка России на ведение биржевой деятельности.

К основным полномочиям и функциям биржи, наряду с указанными в 11.2, в соответствии с российским законодательством [4], [5] отнесены:

- регулярное (систематическое) в соответствии с правилами торгов оказание услуг по договору об оказании услуг по проведению организованных торгов с участниками торгов, заключение которого осуществляется путем присоединения к указанному договору. При этом организатор торгов не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами, быть центральным контрагентом, а также заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

- при совмещении деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов организатора торговли, совмещающего деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, о котором участники торгов или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не были уведомлены заранее, привел к действиям организатора торговли, нанесшим ущерб интересам участника торгов или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, организатор торговли обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации;

- ведение реестра участников торгов и их клиентов, реестра заявок и реестра заключенных на организованных торгах договоров в соответствии с нормативными актами Банка России;

- организация системы управления рисками, связанными с организацией торгов, а также с осуществлением операций с собственным имуществом;

- организация и осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита, во исполнение чего назначает контролера и внутреннего аудитора или формирует отдельные структурные подразделения (службу внутреннего контроля и службу внутреннего аудита);

- осуществление контроля за соответствием установленным требованиям и их соблюдением участниками торгов ценных бумаг и их эмитентов (обязанных лиц), а также контроль за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Биржа вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками торгов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

Лицензия биржи может быть аннулирована Банком России, в том числе в случаях:

- неисполнения предписания Банка России о приостановлении или прекращении проведения организованных торгов; неоднократного в течение одного года неисполнения в установленный срок организатором торговли предписаний Банка России;

- неоднократного в течение одного года нарушения биржей установленных требований, в том числе нарушения требований к раскрытию информации, нарушения более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов при осуществлении деятельности по проведению организованных торгов;

- если деятельность по проведению организованных торгов не осуществлялась в течение полутора лет подряд;

- прекращения руководства текущей деятельностью организатора торговли (принятие решения о приостановлении или досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа без одновременного принятия решения об образовании временного единоличного исполнительного органа или нового единоличного исполнительного органа либо отсутствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа свыше одного месяца без возложения его полномочий на иное лицо, соответствующее требованиям к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа).

К основным органам управления биржи относятся:

а) совет директоров (наблюдательный совет), в полномочия которого входит утверждение внутренних документов, в том числе по корпоративному управлению, предотвращению конфликта интересов управления рисками при проведении организованных торгов, Положения о биржевом совете (совете секции);

б) биржевой совет и (или) совет секции каждой торговой (биржевой) секции, который рассматривает и принимает рекомендации уполномоченному органу биржи, в том числе по вопросам:

- внесения в правила организованных торгов изменений, за исключением изменений, внесение которых является обязательным в силу требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов Банка России,

- изменения клиринговой организации, осуществляющей клиринг обязательств из договоров, заключенных на организованных торгах,

- изменения центрального контрагента;

в) экспертный совет, который проводит экспертизу и дает заключения, в том числе о соответствии компаний-эмитентов одному из обязательных критериев инновационности для включения в сектор РИИ биржи, указанных в перечислении в) 11.2.2, а также о соответствии условий отнесения к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики акций, облигаций российских организаций и инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, представленных эмитентом.

11.4.5 Профессиональные участники рынка

К профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся юридические лица, которые осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации [4], [5] следующие виды деятельности:

- брокерская (брокер);

- дилерская (дилер);

- по управлению ценными бумагами (управляющий);

- депозитарная (депозитарий);

- по ведению реестра владельцев ценных бумаг (регистратор).

11.4.6 Центральный контрагент

Центральным контрагентом признается юридическое лицо, являющееся одной из сторон заключаемых договоров, обязательства по которым подлежат включению в клиринговый пул, имеющее лицензию небанковской кредитной организации на осуществление банковских операций, а также лицензию на осуществление клиринговой деятельности, и которому присвоен статус центрального контрагента в соответствии с федеральным законом.

К основным полномочиям и функциям центрального контрагента, наряду с указанными в 11.2, в соответствии с российским законодательством [4], [6] отнесены:

- обеспечение минимального размера собственных средств (капитала) в сумме 300 млн руб.;

- регистрация в Банке России документов и вносимых в них изменений: правил клиринга; правил организации системы управления рисками центрального контрагента; методики определения выделенного капитала центрального контрагента; методики стресс-тестирования рисков центрального контрагента; методики оценки точности модели центрального контрагента;

- проведение не реже одного раза в два года операционного аудита.

11.4.7 Клиринговая организация

Клиринговой организацией признается юридическое лицо, имеющее право на основании лицензии Банка России на осуществление клиринговой деятельности и оказывающее клиринговые услуги участникам клиринга на основании заключенного с ними договора присоединения об оказании клиринговых услуг.

К основным полномочиям и функциям клиринговой организации, наряду с указанными в 11.2, в соответствии с российским законодательством [4], [6] отнесены:

а) обеспечение минимального размера собственных средств клиринговой организации, который должен быть не менее 100 млн руб., в состав которых в числе показателей бухгалтерского баланса включаются в том числе уставный капитал; собственные акции, выкупленные у акционеров; переоценка внеоборотных активов;

б) выполнение обязательных нормативов, лицензионных требований и условий при выдаче лицензии без ограничения срока ее действия, в том числе к наличию одного или нескольких отдельных структурных подразделений, созданных для осуществления деятельности по проведению организованных торгов в случае совмещения указанной деятельности с иными видами деятельности; к правилам организованных торгов; порядку организации мониторинга организованных торгов, а также контроля за участниками торгов и иными лицами в соответствии с установленными требованиями; к организации внутреннего контроля и к документам, определяющим меры на снижение рисков деятельности по организации торгов.

Лицензия может быть аннулирована Банком России, в том числе в случаях:

- неисполнения предписания Банка России о запрете на проведение всех или части операций; в случае неоднократного в течение одного года неисполнения в установленный срок клиринговой организацией предписания Банка России,

- неоднократного в течение одного года нарушения клиринговой организацией установленных требований, в том числе нарушения требований к раскрытию информации, нарушения более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов при осуществлении клиринговой деятельности,

- если клиринговая деятельность не осуществлялась в течение полутора лет подряд,

- прекращения либо утраты статуса центрального контрагента;

в) ведение проверки и оценки обязательств, внутреннего учета обязательств участников клиринга и лица, осуществляющего функции центрального контрагента, а также учета информации об имуществе, предназначенном для исполнения обязательств, имуществе, являющемся предметом обеспечения, в том числе индивидуального и коллективного клирингового обеспечения.

Основным органом управления клиринговой организации является совет директоров (наблюдательный совет), к компетенции которого относится в том числе утверждение правил клиринга, документов, определяющих порядок организации и осуществления внутреннего аудита и правила организации системы управления рисками, утверждение положения о комитете по рискам и состава этого комитета.

В структуре клиринговой организации должны быть предусмотрены должностные лица или отдельные структурные подразделения, ответственные за организацию системы управления рисками, внутренний аудит, внутренний контроль.

11.4.8 Участники торгов

Участниками торгов являются лица, допущенные к организованным торгам ценными бумагами, а также лица, с которыми заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, в соответствии с законодательством об организованных торгах, в частности:

- профессиональные участники рынка ценных бумаг (дилеры, брокеры и управляющие);

- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов;

- центральный контрагент;

- Банк России и Федеральное казначейство.

Правилами организованных торгов могут быть определены различные группы (категории) участников торгов и установлены различные требования к таким участникам торгов, а также различные права и обязанности таких участников торгов [например, маркет-мейкер - участник торгов, который на основании договора, одной из сторон которого является организатор торговли, принимает на себя обязательства по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром на условиях, установленных таким договором].

При этом требования, предъявляемые к участникам торгов одной группы (категории), права и обязанности таких участников должны быть одинаковыми. Если это предусмотрено договором с клиентом, участник торгов вправе быть одновременно коммерческим представителем разных сторон договора, заключенного на организованных торгах, в том числе лиц, не являющихся предпринимателями.

11.4.9 Эмитенты и добросовестные приобретатели

Эмитентами признаются юридические лица, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами, в том числе на основании договоров с биржей, клиринговой организацией и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Добросовестным приобретателем признается лицо, которое приобрело ценные бумаги, произвело их оплату и в момент приобретения не знало и не могло знать о правах третьих лиц на эти ценные бумаги, если не доказано иное.

11.4.10 Инсайдерами признаются лица, имеющие доступ к инсайдерской информации в силу закона, на основании договора или другом законном основании и обязанные обеспечить режим ее конфиденциальности, в том числе:

- эмитенты и управляющие компанией;

- хозяйствующие субъекты, включенные в реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации;

- организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;

- лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании договоров, заключенных с соответствующими инсайдерами, в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации;

- лица, которые владеют не менее чем 25% голосов в высшем органе управления лиц, являющихся инсайдерами, а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале указанных лиц имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов или учредительных документов;

- члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, являющихся инсайдерами, управляющих организаций;

- лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций, в том числе направившие в акционерное общество добровольные или конкурирующие предложения, кредитная организация, предоставившая банковскую гарантию, оценщик (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры);

- имеющие доступ к инсайдерской информации руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выборные должностные лица местного самоуправления, государственные служащие и муниципальные служащие этих органов, а также имеющие доступ к инсайдерской информации служащие (работники) Банка России, члены Национального банковского совета;

- информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление инсайдерской информации;

- рейтинговые агентства;

- физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими инсайдерами.