9.5 Правила и процедуры взаимодействия субъектов антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при коммерциализации интеллектуальной собственности

9.5.1 Правила и процедуры взаимодействия субъектов антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции, указанные в разделе 6, могут быть дополнены особенностями взаимодействия указанных лиц при коммерциализации ИС.

Особенности взаимодействия субъектов антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции обусловлены организационными и правовыми основами защиты конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, включая индивидуальных предпринимателей.

Специфика коммерциализации ИС при обороте товаров с ОИС на товарных рынках, основанная на принципах недискриминационного доступа и обеспечения равных условий деятельности на товарных рынках правообладателям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с другими участниками рынка, обусловила дифференциацию правил и процедур взаимодействия субъектов посредством антимонопольного регулирования (комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение рыночной конкуренции, пресечения монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма) и защиты от недобросовестной конкуренции, которая осуществляется с применением запретов в части, касающейся коммерциализации товаров с ОИС, в том числе работ и услуг с ОИС в рамках цифровых платформ и цифровых агрегаторов.

Наиболее действенным механизмом взаимодействия субъектов антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при коммерциализации ИС, обеспечения принципа баланса интересов хозяйствующих субъектов (правообладателей исключительных прав) с публичными, а также частными интересами являются разумное сочетание антимонопольных предупреждений и допустимость применения законодательных запретов при коммерциализации ИС или ограничения таких запретов при монополизации, злоупотреблении правом и недобросовестной конкуренции.

Предупреждения о прекращении действий (бездействия), нарушающих права правообладателей ОИС и антимонопольное законодательство, являются мерами превентивного характера, так как при выполнении предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Для применения антимонопольных запретов к отношениям, которые связаны с коммерциализацией ИС, необходимо установить наличие как минимум одного из следующих обстоятельств:

- действия и соглашения, связанные с осуществлением коммерциализации товаров с ОИС и исключительных прав на ОИС, выходят за пределы гражданских прав, закрепленных за правообладателем, в частности если такие действия или соглашения определяют либо могут определять условия обращения товара на соответствующем товарном рынке;

- вышеуказанные действия или соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (за исключением случаев, установленных федеральным законом);

- формальная монополия правообладателя ОИС ведет к злоупотреблениям его правами и созданию условий для фактической монополии на товарных рынках (товары с ОИС), а также на рынках работ/услуг с ОИС и смежных с ними рынках.

9.5.2 При осуществлении надзора и контроля соответствия при использовании ИС для собственных нужд (в собственном производстве) и в целях предупреждения недобросовестной конкуренции особое внимание обращается на следующие критерии, несоблюдение которых создает риски ИС:

а) использованию ОИС для собственных нужд (в собственном производстве) должна предшествовать работа, включающая последовательность обязательных мероприятий:

- по организации выявления созданных за счет средств организации или в рамках государственного или муниципального заказа на выполнение НИОКР охраняемых и (или) охраноспособных РИД, а также приобретенных прав на ОИС и области их практического применения,

- проведению проектной инвентаризации созданных в ходе НИОКР результатов научно-технической деятельности и ежегодной инициативной инвентаризации РИД и прав на них, принадлежащих хозяйствующему субъекту,

- обеспечению учета созданных РИД в соответствующих государственных реестрах учета НИОКР и их результатов с учетом выбранного режима правовой охраны РИД на основании уведомлений автором РИД работодателя о создании РИД,

- определению затрат на создание/приобретение ОИС и их доле в стоимости конечной продукции с ОИС,

- принятию установленным порядком к бюджетному/бухгалтерскому учету стоимости ИС, в том числе в качестве объектов нематериальных активов, по каждому ОИС с учетом долевого участия сторон в финансировании этих НИОКР и условий контракта по распределению прав на полученные РИД;

б) организация работы по инвентаризации ОИС, распределению прав на РИД и учетной политике в отношении РИД и прав на них осуществляется в соответствии со стандартами организации на основе ГОСТ Р 55386, ГОСТ Р 55385 и ГОСТ Р 58086;

в) организация работы по созданию, учету и использованию служебных РИД, а также определения порядка, размера и условий выплаты вознаграждений авторам служебных РИД за создание и использование РИД в собственном производстве осуществляется в соответствии со стандартами организации на основе ГОСТ Р 56823;

г) при принятии решения о целесообразности использования ОИС, полученных в рамках НИОКР по государственному или муниципальному заказу в собственном производстве исполнителя контракта, обеспечивается обязательное заключение соответствующего лицензионного договора с правообладателем ОИС о предоставлении права на использование таких ОИС;

д) направление третьим лицам предложений о выпуске товара с использованием ОИС и предоставление права их использования возможно только с письменного разрешения их правообладателя;

е) получение и использование информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну, в том числе третьих лиц, допускается только на основе договорных отношений с их обладателями и конфидентами;

ж) раскрытие информации о товарах с ОИС с указанием сведений о правообладателе ОИС, категории ОИС и сроке его правовой охраны. При этом не допускается сокрытие информации о свойствах и качествах товара с ОИС, которые могут не только причинить вред потребителю, но и нарушить интеллектуальные права конкурентов на аналогичные товары или нанести вред их деловой репутации.

9.5.3 При осуществлении надзора и контроля соответствия при использовании ИС как механизма создания добавленной стоимости во внешних сделках с товарами ОИС и ИС и в целях предупреждения недобросовестной конкуренции особое внимание обращается на следующие критерии, несоблюдение которых создает риски ИС:

- использование ИС как механизма создания добавленной стоимости при предоставлении права на использование ОИС, в том числе при производстве и выпуске в оборот товаров с ОИС, возможно на договорной основе (подраздел 9.2);

- получение и использование информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну, в том числе третьих лиц, допускается только на основе договорных отношений с их обладателями и конфидентами;

- закрепленный в Российской Федерации национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак при ввозе на территорию Российской Федерации без согласия правообладателя товарного знака конкретной партии товара, на котором товарный знак размещен самим правообладателем или с его согласия и который законно выпущен в оборот за пределами Российской Федерации (параллельный импорт), и региональный принцип исчерпания права в ЕАЭС применяются во взаимосвязи с регулированием принципа исчерпания прав международными договорами, участником которых является Российская Федерация;

- в случаях недобросовестного поведения иностранных правообладателей товарных знаков, в том числе создания с их стороны угрозы монополии на товарных рынках стран ЕАЭС, используются механизмы антимонопольного регулирования и гражданско-правовые институты противодействия злоупотреблению правом в интересах реализации публичных интересов по защите конкуренции, включая государственную поддержку национальных товаропроизводителей;

- при решении вопроса о размере ответственности импортера используется дифференцированный подход и учитываются фактические обстоятельства дела в зависимости от характера нарушения права правообладателя;

- случаи применения одинаковой гражданско-правовой ответственности к импортеру, ввозящему оригинальную продукцию без согласия правообладателя, и к импортеру, ввозящему поддельную продукцию (кроме тех случаев, когда убытки от ввоза такого товара сопоставимы с убытками от ввоза поддельной продукции), недопустимы;

- товары, ввезенные на территорию стран ЕАЭС в порядке параллельного импорта подлежат уничтожению лишь в случае их ненадлежащего качества или в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

9.5.4 При осуществлении надзора и контроля соответствия при формировании уставного капитала с использованием ИС и в целях предупреждения недобросовестной конкуренции особое внимание обращается на следующие критерии, несоблюдение которых создает риски ИС:

- наличие пакета юридических документов, в том числе первичных, подтверждающих исключительные права хозяйствующего субъекта на ОИС, включая сведения о категории и наименовании ОИС, авторе и правообладателе ОИС, начале и сроке правовой охраны ОИС, существующих ограничениях на распоряжение этими правами на ОИС, является необходимым условием для принятия решения о формировании уставного капитала с использованием ИС;

- проведение оценки рыночной стоимости исключительных прав хозяйствующего субъекта на ОИС независимым оценщиком является обязательным условием для принятия решения о формировании уставного капитала с использованием ИС. При этом должны быть соблюдены условия о его участии в саморегулируемой организации оценщиков, наличия сертификата и страхования имущественной ответственности;

- получение и использование информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну, в том числе третьих лиц, допускается только на основе договорных отношений с их обладателями и конфидентами.

9.5.5 Особенности антимонопольного регулирования и защиты конкуренции при коммерциализации ИС на финансовом рынке (кредитный и фондовый рынки), в том числе при привлечении инвестиций под залог ИС (кредиты, займы и независимые гарантии; источник софинансирования, в том числе в рамках государственных контрактов, источник обеспечения ценных бумаг) определяются в разделах 10, 11.

9.5.6 Для выявления, оценки и управления рисками при коммерциализации ИС и обеспечения единообразия подходов разрешения конфликтов частных и публичных интересов при антимонопольном регулировании и защиты от недобросовестной конкуренции национальные государственные органы, уполномоченные в сферах антимонопольного регулирования и защиты конкуренции, а также национальные государственные органы, уполномоченные в сфере ИС и противодействия контрафакту, используют дифференцированный подход при принятии решения о применении мер антимонопольного регулирования в случаях, указанных в 9.5.1.

Для обеспечения защиты от недобросовестной конкуренции при коммерциализации ИС хозяйствующие субъекты предусматривают:

- в рамках разработки и реализации политик управления рисками ИС установление лимитов допустимости рисков ИС и контроль за их соблюдением при коммерциализации ИС;

- наделение специальными функциями в этой области подразделения (комитета) по управлению рисками, определение периодичности и порядка информирования руководства организации о рисках ИС при ее коммерциализации;

- изменение ключевых показателей оценки эффективности (КПЭ) совета директоров и менеджмента (комитет по вознаграждениям, комитет по номинациям);

- наделение полномочиями по определению политики управления ИС независимого директора и создание специального комитета в структуре совета директоров (комитет по управлению ИС);

- установление корпоративной ответственности за наступление рисков ИС и за реализацию политики по управлению рисками ИС при ее коммерциализации.