9.4 Субъекты антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при коммерциализации интеллектуальной собственности
9.4.1 Особенности правового статуса основных субъектов антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции, перечисленные в разделе 6, при коммерциализации ИС определены профилем их деятельности, а также уровнем их компетенций [наднациональный, национальный (федеральный, региональный/местный)] с учетом основных способов, форм и условий вовлечения ИС и товаров с ОИС в гражданско-правовой оборот, указанных в 9.2. К таким субъектам также могут быть отнесены:
- Торгово-промышленная палата (ТПП) Российской Федерации и ТПП в субъектах Российской Федерации;
- уполномоченные по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации;
- общественные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
9.4.2 Деятельность наднациональных органов ЕАЭС, уполномоченных в сферах защиты конкуренции и пресечения уже имеющихся или предупреждения возможных нарушений при коммерциализации ИС (ЕЭК), основана на сотрудничестве стран, осуществляемом в рамках заключенных договоров и соглашений, в соответствии с которыми государства-участники обязуются совершенствовать механизмы коммерциализации и использования ИС, а также принимают эффективные меры по предупреждению, выявлению и пресечению действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
9.4.3 Национальный уровень Российской Федерации по защите конкуренции и пресечению уже имеющихся или предупреждению возможных нарушений при коммерциализации ИС включает три подуровня (федеральный, региональный и местный), которые соответствуют федеративному устройству Российской Федерации, основанному на единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Торгово-промышленные палаты (ТПП Российской Федерации и ТПП в субъектах России) в рамках осуществления своей деятельности, направленной на интегрирование отечественной экономики в мировую хозяйственную систему, формирование инновационной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры и защиту конкуренции, предусматривают по вопросам антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при коммерциализации ИС:
- оказание помощи российским организациям и индивидуальным предпринимателям, представление и защиту их интересов, в том числе и за границей;
- развитие всех видов предпринимательской деятельности, в том числе с использованием ИС, с учетом экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей экономики, организаций и индивидуальных предпринимателей;
- организацию взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также с социальными партнерами;
- развитие системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, разработку и реализацию государственных и межгосударственных программ в этой области;
- содействие в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;
- развитие экспорта российских товаров с ОИС и услуг с ОИС, оказания практической помощи российским организациям и индивидуальным предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества в этой сфере;
- разработку и реализацию мероприятий в рамках предоставленных ТПП прав к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции;
- урегулирование споров, возникающих между субъектами предпринимательской деятельности по вопросам совершения сделок, предметом которых являются ИС и товары с ОИС.
Уполномоченные по защите прав предпринимателей в Российской Федерации осуществляют свои функции также на двух уровнях: в Российской Федерации (уполномоченный при Президенте Российской Федерации) и в субъектах Российской Федерации (уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации), и по вопросам антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при коммерциализации ИС осуществляют контроль за соблюдением прав и законных интересов хозяйствующих субъектов органами власти (соответственно), в частности:
- содействуют развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов;
- участвуют в формировании и реализации государственной политики в области защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов;
- рассматривают жалобы хозяйствующих субъектов и при необходимости обращаются в суды с исками о защите прав и законных интересов хозяйствующих субъектов.
Общественная палата Российской Федерации и Общественные палаты в субъектах России обеспечивают согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, в том числе по вопросам антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при коммерциализации ИС:
- выдвижение и поддержку гражданских инициатив, имеющих общероссийское и региональное значение и направленных на реализацию прав, свобод и законных интересов по защите конкуренции;
- проведение общественной экспертизы (экспертизы) проектов законов и нормативных правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением принципов антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при коммерциализации ИС;
- выработку рекомендаций органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений, деятельность которых направлена на развитие и модернизацию условий участия гражданского общества в решении вопросов антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при коммерциализации ИС;
- оказание информационной, методической и иной поддержки общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на выработку единой правоприменительной практики в сфере рыночных отношений, в том числе коммерциализации ИС;
- осуществление международного сотрудничества и участия в работе международных организаций в целях решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, включая вопросы антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при коммерциализации ИС.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875