Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Приложение. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСУ ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВНЕСЕНИЯ В БЮДЖЕТ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

Приложение

к письму Министерства РФ

по налогам и сборам

от 27.02.2001 N ВТ-6-04/168@

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕРКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ПО ВОПРОСУ ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВНЕСЕНИЯ В БЮДЖЕТ

ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

1. Нормативные документы, которыми необходимо руководствоваться при проверке организаций и предпринимателей по плате за пользование водными объектами:

- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая, редакция от 02.01.2000);

- Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 N 167-ФЗ;

- Федеральный закон от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (редакция от 30.03.99);

- законы или другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по плате за пользование водными объектами;

- Инструкция Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" (в редакции Приказа МНС России от 13.04.99 N ГБ-3-04/95);

- иные нормативные правовые акты МНС России по проведению камеральных и выездных налоговых проверок;

- Приказ МПР России от 23.10.98 N 232 "Об утверждении документов по лицензированию поверхностных водных объектов".

2. Порядок проведения выездной налоговой проверки по плате за пользование водными объектами

При проверке организаций и предпринимателей, осуществляющих пользование водными объектами, необходимо проконтролировать:

- наличие лицензии на водопользование, выданной соответствующим территориальным органом МПР России;

- наличие договора пользования водным объектом, заключенного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- своевременность представления и правильность заполнения налоговых деклараций по плате за пользование водными объектами, полноту и своевременность внесения платежей в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации;

- достоверность данных о фактическом объеме воды, забранной из водного объекта, и фактическом объеме сточных вод, сбрасываемых в водные объекты;

- достоверность данных о площади акватории водного объекта, используемой налогоплательщиком, объеме сплавляемой древесины и количестве выработанной электроэнергии;

- имеется ли сверхлимитный забор воды из водного объекта или сверхлимитный сброс сточных вод в водные объекты;

- правильность применения ставок платы за забор воды в пределах лимита, за сверхлимитный или безлицензионный забор воды;

- правильность применения ставок платы за сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов, сверх лимитов или за безлицензионный сброс сточных вод;

- правильность применения ставок платы при безлицензионном пользовании водными объектами в целях использования акватории, сплаве леса и удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

- правильность отражения в бухгалтерском учете сумм начисленных платежей и перечисления их в бюджет.

При проверке водопользователей необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии со статьей 46 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами.

Договор пользования водными объектами должен заключаться в соответствии с лицензией на водопользование. В случае расхождений договора пользования водными объектами с условиями лицензии на водопользование указанный договор признается недействительным.

Согласно статье 29 Кодекса водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей, обязан осуществлять соответствующую деятельность согласно лицензии на водопользование и договору на пользование водным объектом.

3. Проверка первичных документов и определение налоговой базы

Конкретные методы проверки первичных документов определяются спецификой проверяемой организации и программой выездной налоговой проверки.

Для определения объема по забору воды или сбросу сточных вод в водные объекты необходимо использовать следующие первичные документы:

- журналы первичного учета использования воды, а именно: форма ПОД-11 "журнал учета водопотребления (водоотведения) средствами измерений"; форма ПОД-12 "журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами"; форма ПОД-13 "журнал учета качества сбрасываемых сточных вод";

- журнал учета работы технологического оборудования;

- договора на отпуск питьевой воды и приема сточных вод;

- форма государственной статистической отчетности по забору воды и сбросу сточных вод N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды".

Проверяющий должен начать проверку с наличия лицензии на водопользование, в которой указывается установленный лимит по забору воды и сбросу сточных вод. Также необходимо проверить и срок действия лицензии.

На основании данных лицензии проверяющий делает сверку лимитов забора воды и сброса сточных вод с указанными в налоговой декларации, представленной налоговому органу. При этом если организации установлен годовой лимит, то и перерасчет платы за сверхлимитное водопользование производится по итогам календарного года.

Фактический объем забранной воды проверяется по данным журнала по учету забора воды, который должен вестись на предприятии ежедневно, на основании данных водоизмерительных приборов.

В случае отсутствия такого учета объем забранной воды рассчитывается исходя из учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, времени работы и производительности насосов или по суммарному расходу электроэнергии, либо другими косвенными методами.

Государственной отчетностью по объему забора воды и сбросу сточных вод является официальная статистическая отчетность по форме 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", которая ежегодно представляется территориальным органам МПР России и служит для ведения Государственного водного кадастра.

Объем сверхлимитного забора и сброса воды определяется путем сверки данных забора и сброса воды в пределах лимита, установленного в лицензии, и фактического забора и сброса воды, который выводится проверяющим на основании журналов первичного учета.

В случае, когда у водопользователей лицензия находится в стадии оформления, то им в соответствии с действующими нормативными актами разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензий согласно графику, установленному соответствующим органом лицензирования.

При этом к водопользователям, включенным в утвержденный график получения лицензий на водопользование, пятикратные ставки платы за безлицензионное водопользование не применяются.

При неполучении налогоплательщиком лицензии на водопользование в установленные сроки по их истечении взимание платы за пользование водными объектами производится по ставкам, установленным законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, увеличенным в пять раз независимо от объемов водопользования.

Дополнительные платежи за сверхлимитное водопользование в данном случае не производятся.

Кроме забора и сброса воды объектом налогообложения является использование акватории водных объектов для лесосплава, добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для проведения буровых, строительных и иных работ.

МПР России разработало и направило в свои территориальные органы "Рекомендации по определению площади акватории водных объектов", которые применяются для определения площади акватории, используемой налогоплательщиком.

Площадь используемой водопользователем акватории определяется территориальными органами МПР России и обязательно указывается в лицензии на водопользование.

До получения лицензии площадь акватории принимается налоговым органом по данным самого налогоплательщика. При необходимости налоговым органам необходимо направить соответствующий запрос в территориальные органы МПР России о подтверждении данных, представленных налогоплательщиком.

При проверке организаций, использующих водные объекты для удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде, необходима проверка отчетной документации о количестве вырабатываемой электроэнергии, для определения правильности исчисления налоговой базы по данному виду водопользования.

Также необходима проверка отчетной документации о количестве (объеме) сплавляемой древесины, для определения правильности исчисления налоговой базы при проверке организаций, осуществляющих сплав леса без применения судовой тяги.

4. Контроль за своевременностью перечисления платежей в бюджет и оформление результатов проверки

Завершающим моментом проведения выездной налоговой проверки должен быть проверен порядок отражения в бухгалтерском учете налогоплательщика начисленных сумм платы за пользование водными объектами, а также их перечисление в бюджет.

Налогоплательщик самостоятельно вносит плату на счет управлений федерального казначейства по субъектам Российской Федерации для последующего распределения по бюджетам согласно установленным нормативам:

40% - в федеральный бюджет;

60% - в бюджет субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" внесение налогоплательщиком платы производится не позднее 20 календарных дней по истечении отчетного периода.

Суммы платы за пользование водными объектами (в том числе за сверхлимитное и безлицензионное водопользование) относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и учитываются при исчислении налога на прибыль (доход) предприятий и организаций. Поэтому комплексную выездную налоговую проверку следует начинать с проверки налогов, которые относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки производятся в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, а также с инструкцией МНС России от 10 апреля 2000 года N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".

При выявлении неуплаты или неполной уплаты платежей за пользование водными объектами в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления рекомендуется составить отдельный расчет по плате за пользование водными объектами в виде приложения к акту выездной налоговой поверки.

5. Камеральная налоговая проверка по плате за пользование водными объектами

Камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по плате за пользование водными объектами и других документов, представленных налогоплательщиком, производится в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации и "Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформлением и реализацией их результатов", утвержденным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам 28.01.99 (доведен до управлений МНС России по субъектам Российской Федерации письмом от 29.01.99 N ВГ-14-16/13дсп).

Если при проверке налоговых деклараций или других документов, представленных налогоплательщиком, выявлено налоговое правонарушение по плате за пользование водными объектами, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение в соответствии с требованиями вышеуказанного Регламента.