Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе

Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе:

- невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любыми средствами;

- разочарование в удовлетворении психологических потребностей (потребности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чем-то, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какой-то группе);

- поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;

- присутствуют беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невозможность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью;

- конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в черно-белом свете либо все хорошо, либо все плохо;

- противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти.

Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предотвратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.

Словесные ключи:

- прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: "хочу умереть", "ты меня больше не увидишь", "я не могу больше выносить эту проблему", "скоро все это закончится";

- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

- уверения в беспомощности и зависимости от других;

- прощание;

- самообвинения;

- сообщение о конкретном плане суицида.

Поведенческие ключи:

- раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, чтобы все было в порядке);

- написание "записок-завещаний";

- несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, питания;

- самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;

- частое прослушивание траурной или печальной музыки;

- склонность к неоправданно рискованным поступкам.

Ситуационные ключи:

- психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ребенка или подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публичное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).

┌───────────────────────────────────────────┐

│ Факторы суицидального риска │

└───────────────────────────────────────────┘

/ / \

/ / \

\/ \/ \/

┌────────────────┐ ┌─────────────────┐ ┌───────────────────┐

│ Врожденные │ │ Индивидуально- │ │ Приобретенные │

│ │ │ психологические │ │ │

└────────────────┘ └─────────────────┘ └──────────┬────────┘

- Наследственные - Высокая тревож- │

психические, ность, эмоциональ- ┌────────────────┬─┴─────────────┬────────────────┐

нервно-психичес- ная нестабильность, │ │ │ │

кие заболевания агрессивность, │ │ │ │

- Тяжелые замкнутость, \/ \/ \/ \/

эндогенные депрессия, неадек- ┌─────────────┐ ┌─────────────┐ ┌────────────┐ ┌─────────────┐

заболевания ватная самооценка, │ В семье │ │ В школе │ │ В сфере │ │ В сфере │

- Случаи само- недовольство │ │ │ │ │ общения │ │ досуга │

убийств у близких внешностью, └─────────────┘ └─────────────┘ └────────────┘ └─────────────┘

родственников способностями - Деструктивное - Неуспехи в - Неразделен- - Литературные,

- Тяжелое пережи- воспитание учебе ная любовь музыкальные,

вание возрастных - Алкоголизм, - Конфликты с - Нарушения философские

кризисов, акценту- наркомания, педагогами, социальной увлечения

ированное поведение правонарушения администрацией, адаптации - Религиозные,

- Трудности адап- - Неполные одноклассниками - Неразвитые идеологические

тации к социуму, семьи - Страх навыки общения секты

коллективу - Смерть род- несоответствия - Попадание - СМИ, подража-

- Отсутствие цели ного человека ожиданиям под чужое ние кумирам

в жизни - Отсутствие окружающих влияние - Однообразие,

теплоты и - Ошибки в - Насмешки, скучная жизнь,

взаимопонимания воспитательной, грубое слово отсутствие

в семье учебной интересов и

деятельности увлечений

- Интерес к

смерти

Рис. 1. Факторы суицидального риска

Группы суицидального риска - это подростки:

- находящиеся в сложной семейной ситуации (развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);

- испытывающие серьезные проблемы в учебе;

- не имеющие друзей;

- не имеющие устойчивых интересов, хобби;

- склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания):

- перенесшие тяжелую утрату;

- остро переживающие несчастную любовь (разрыв высокозначимых любовных отношений);

- имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);

- употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;

- имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;

- совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия);

- попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.