См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2018 год.

Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники

Государственный надзор за техническим состоянием самоходных

машин и других видов техники

В соответствии с пунктом 8 плана мониторинга Минсельхозом России, МВД России, Росстандартом, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации", а также иных подзаконных нормативных правовых актов.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации приняты 3 федеральных закона и 4 подзаконных нормативных правовых акта (приложение N 6).

При анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано одно положение постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 351 "О внесении изменений в Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)" (приложение N 8).

В ходе проведения анализа правоприменительной практики по показателю наличия (отсутствия) единообразной практики применения нормативных правовых актов (подпункт "о" пункта 8 методики) установлено следующее.

В настоящее время статья 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования (далее - самоходные машины). Ответственность за конкретные нарушения правил и норм эксплуатации самоходных машин установлена также и другими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в частности, статьи 8.22, 8.23, 12.2, части 1 - 3 статьи 12.3, часть 1 статьи 12.4, части 1 - 3 статьи 12.5, статьи 12.6, 12.7, части 1 - 3 статьи 12.31, статьи 12.32, 12.37). При этом органы, осуществляющие региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, уполномочены рассматривать дела или составлять протоколы об административных правонарушениях только по некоторым из указанных статей. На практике отсутствие в статье 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указания на конкретные правила и нормы эксплуатации, несоблюдение которых образует состав правонарушения, предусмотренного данной статьей, влечет квалификацию административного правонарушения и назначение административного наказания не исходя из тяжести совершенного правонарушения, а в зависимости от того, должностное лицо какого уполномоченного органа выявило нарушение правил и норм эксплуатации самоходных машин.

Для обеспечения единообразной практики применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях планируется поручить Минсельхозу России разработать проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части конкретизации состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также полномочий органов, осуществляющих региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники) (приложение N 12).

При изучении практики применения по показателю соответствия нормативного правового акта Российской Федерации международным обязательствам Российской Федерации (подпункт "д" пункта 8 методики) выявлено следующее.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823 (далее - ТР ТС 010/2011), разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к машинам и (или) оборудованию, в том числе при эксплуатации машин и (или) оборудования, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 407 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза" органы государственного технического надзора не уполномочены на осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС 010/2011.

В связи с этим планируется поручить Минсельхозу России разработать проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации "Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза" в части наделения органов государственного технического надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники полномочиями на осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011)" (приложение N 11).

По результатам проведения анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) установлено следующее.

Согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 1 части 2 статьи 8) в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности могут быть включены требования о наличии у соискателя лицензии и лицензиата технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В настоящее время Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1291, предусматривает выдачу органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники учебным учреждениям обязательных свидетельств о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения вопроса соответствующими органами об аккредитации и выдаче указанным учреждениям лицензий на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин. За выдачу указанного документа взимается государственная пошлина (подпункт 47 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966, норма о наличии указанного документа для получения лицензии на осуществление подготовки трактористов и машинистов самоходных машин отсутствует.

В связи с этим планируется поручить Минсельхозу России разработать проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966" (в части включения в перечень лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, наличия свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения вопроса соответствующими органами об аккредитации и выдаче указанным организациям лицензий на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин) (приложение N 11).

В настоящее время законодательством Российской Федерации не установлены ограничения на применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в рамках реализации основных программ профессионального обучения, что на практике ведет к профессиональному обучению трактористов и машинистов самоходных машин исключительно дистанционным способом.

В целях решения вопроса о недопущении профессионального обучения трактористов и машинистов самоходных машин исключительно электронным и дистанционным способом планируется поручить Минсельхозу России внести в Правительство Российской Федерации предложения о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части установления ограничения на применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для профессионального обучения трактористов и машинистов самоходных машин (приложение N 11).

В ходе проведения анализа правоприменительной практики по показателю коллизии норм права (подпункт "з" пункта 8 методики) установлено следующее.

Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1291, в части проведения государственного технического осмотра, регистрации залога самоходных машин, взимания сборов за выдачу и замену государственных регистрационных знаков и паспортов на машины, удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных удостоверений на право управления самоходными машинами, свидетельств о регистрации залога машины (машин) и другой специальной продукции, а также в части указания на учебные учреждения, на упраздненные в настоящее время органы Госгортехнадзора России, Главгосэнергонадзора России противоречит статье 339.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктам 36 - 43, 47 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральным законам от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", постановлению Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2013 г. N 1013 "О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием".

Для решения данного вопроса планируется поручить Минсельхозу России разработать проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1291" (приложение N 11).

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденные Минсельхозпродом России 16 января 1995 г. (зарегистрированы Минюстом России 27 января 1995 г., N 785) (далее - Правила государственной регистрации самоходных машин), в части уплаты налога с владельцев транспортных средств, проведения государственного технического осмотра с выдачей талонов (допусков на эксплуатацию) о его прохождении противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми не установлен налог с владельцев транспортных средств, предусмотрено проведение технического осмотра транспортных средств с выдачей свидетельства о прохождении технического осмотра либо акта технического осмотра. Кроме того, пункты 1.8, 2.8.3. Правил государственной регистрации самоходных машин об осуществлении юридическими лицами торговли самоходными машинами на основании лицензии и выдаче справок-счетов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю транспортными средствами, не соответствуют статье 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июля 2008 г. N 562 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним".

Абзацем вторым пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, или в военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или в органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке. Такая формулировка приводит к проблемам правоприменения в части снятия с учета транспортных средств в случае изъятия техники по решению суда или ликвидации юридического лица.

В связи с этим Минсельхозом России разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке государственной регистрации самоходных машин и прицепов к ним", а также проект приказа Минсельхоза России, предусматривающий признание утратившими силу Правил государственной регистрации самоходных машин (приложение N 10).

В настоящее время Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 339.1) не предусмотрена государственная регистрация залога самоходных машин. В связи с этим Минсельхозом России разработан проект приказа о признании утратившими силу Правил регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, регистрируемых органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 29 сентября 1995 г." (приложение N 10).

Пункты 3, 5 Инструкции о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденной приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 г. N 807 (зарегистрирован Минюстом России 7 февраля 2000 г., N 2086), в части понятия самоходных машин, описания категорий "A", "C", "D" самоходных машин (в части мощности двигателя) не соответствуют пунктам 2, 4 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. N 796.

В связи с этим Минсельхозу России планируется поручить разработать проект приказа Минсельхоза России "О внесении изменений в Инструкцию о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденную приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 г. N 807" (приложение N 11).

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.