Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов.

Достижение операционной цели денежно-кредитной политики

Влияние ключевой ставки на экономику и инфляцию начинается со ставок межбанковского рынка, которые являются отправной точкой для формирования всех процентных ставок в экономике. Банк России стремится поддерживать ставки по однодневным межбанковским кредитам (МБК) вблизи ключевой ставки, что является операционной целью денежно-кредитной политики. Для этого он оценивает ситуацию с ликвидностью в банковском секторе, то есть сравнивает потребность банков в денежных средствах с тем объемом средств, который сформируется у них без вмешательства Банка России. В случае недостатка ликвидности центральный банк предоставляет банкам денежные средства, а в случае избытка абсорбирует лишнее <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно этот процесс описан на официальном сайте Банка России в сети Интернет в разделе "Денежно-кредитная политика/О денежно-кредитной политике/Управление ликвидностью банковского сектора и процентными ставками денежного рынка". Там же представлены ответы на наиболее часто возникающие вопросы по этой теме.

В 2018 г. в банковском секторе сохранялся структурный профицит ликвидности. Это означает, что кредитные организации располагали денежными средствами в значительно большем объеме, чем им было необходимо для выполнения обязательных резервных требований и проведения платежей. Структурный профицит ликвидности сформировался в начале 2017 г., а с III квартала 2017 г. начал нарастать. Основными причинами стали меры Банка России по финансовому оздоровлению отдельных банков и масштабное расходование средств суверенных фондов для финансирования дефицита федерального бюджета. За 2017 г. профицит ликвидности вырос с -0,7 до 2,6 трлн руб., а за девять месяцев 2018 г. - до 3,1 трлн рублей. По итогам 2018 г. ожидается снижение профицита ликвидности до 1,7 - 2,1 трлн руб. в том числе в связи с решением Банка России приостановить до конца года покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в рамках реализации механизма бюджетного правила.

В условиях профицита ликвидности банковского сектора Банк России использовал в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики депозитные аукционы на срок 1 неделя. В 2018 г. объемы привлекаемых на них средств существенно выросли. Так, в 2017 г. средний объем привлечения средств на недельных депозитных аукционах составил 0,8 трлн руб., а в январе - сентябре текущего года - около 2,4 трлн рублей.

Увеличились и объемы размещения купонных облигаций Банка России (КОБР) на срок 3 месяца. Банк России начал выпускать эти облигации в августе 2017 г., когда профицит ликвидности банковского сектора начал нарастать, чтобы абсорбировать устойчивую часть избыточной ликвидности на более длинные сроки. В начале 2018 г. объем КОБР в обращении <2> составлял 0,4 трлн руб., а на 1.10.2018 - уже 1,5 трлн рублей. Начиная с II квартала 2018 г. с помощью КОБР Банк России абсорбировал в среднем около трети общего объема избыточной ликвидности.

--------------------------------

<2> По номинальной стоимости с учетом накопленного купонного дохода.

Факторы формирования ликвидности банковского сектора

(накопленным итогом, млрд руб.)

00000001.png

Структура операций Банка России

(трлн руб.) <*>

00000002.png

В 2018 г. Банк России в целом достигал операционной цели денежно-кредитной политики: однодневные ставки МБК следовали за изменением ключевой ставки, хотя и находились преимущественно в нижней половине процентного коридора. За январь - сентябрь 2018 г. среднее абсолютное отклонение ставки RUONIA от ключевой ставки составило 32 б.п. (среднее за 2017 г. - 26 б.п.).

Процентный коридор Банка России и ставка RUONIA

(% годовых)

00000003.png

В отдельные периоды спред ставок МБК к ключевой ставке Банка России увеличивался. Наибольший рост спреда наблюдался в I квартале 2018 г., затем он вернулся к средним значениям 2017 года. Если в I квартале 2018 г. он составил в среднем 45 б.п., то в апреле - сентябре - уже 26 базисных пунктов. Расширение спреда происходило в периоды существенных разовых притоков ликвидности в банковский сектор. В I квартале 2018 г. спред расширился вследствие крупных поступлений бюджетных средств и перечислений отдельным банкам для их финансового оздоровления в конце 2017 г. и в первые месяцы 2018 года. Значительный объем ликвидности поступил в сжатые сроки небольшому количеству банков. Эти средства перераспределялись по банковскому сектору не сразу и не полностью. Это создало дисбаланс спроса на ликвидность и ее предложения.

Банкам, в которые поступали эти крупные потоки, требовалось время, чтобы адаптироваться к быстрому изменению ситуации с ликвидностью и, соответственно, скорректировать поведение на денежном рынке. Дополнительным фактором расширения спреда стала традиционная для декабря - января неопределенность масштаба клиентских операций банков. Это усилило неопределенность для участников рынка относительно их собственной позиции по ликвидности. В этих условиях банки предпочитали увеличивать остатки средств на корсчетах, с опережением выполняя усреднение обязательных резервов, одновременно сокращая размещение средств на недельных депозитных аукционах Банка России и на аукционах КОБР. В результате на однодневном межбанковском рынке временно формировалось избыточное предложение рублевой ликвидности, и отклонение ставок МБК от ключевой ставки увеличивалось.

Учитывая медленную адаптацию банков к существенным притокам ликвидности и недостаточное их участие в основных операциях Банка России по абсорбированию, в 2018 г. Банк России увеличил частоту проведения аукционов "тонкой настройки". Это позволяло предотвратить более существенное отклонение ставок МБК от ключевой ставки вследствие притоков ликвидности.

По мере стабилизации размера профицита ликвидности происходило сужение спреда рыночных ставок к ключевой ставке Банка России. В дальнейшем в условиях сохранения профицита ликвидности и при отсутствии значительных единовременных притоков ликвидности отрицательный спред рыночных ставок к ключевой ставке, по оценкам Банка России, в среднем не будет превышать 25 базисных пунктов.

Положение рыночных ставок в нижней половине процентного коридора Банка России, то есть их устойчивый небольшой отрицательный спред к ключевой ставке, характерно для ситуации масштабного профицита ликвидности. Банк России не ставит задачу достижения межбанковскими ставками уровня ключевой ставки любой ценой. Текущая система инструментов выстроена так, чтобы формировать условия для активного межбанковского рынка, с одной стороны, и обеспечивать достижение операционной цели денежно-кредитной политики - с другой.

Банк России учитывает ситуацию профицита ликвидности в банковском секторе в своем прогнозе денежно-кредитных условий и, соответственно, закладывает в него небольшой отрицательный спред рыночных ставок к ключевой ставке. Это учитывалось при принятии решений по ключевой ставке в 2018 году.

На трехлетнем горизонте ожидается сохранение профицита ликвидности. В дальнейшем его значение в базовом сценарии составит 3,8 трлн руб. к концу 2021 г., в сценарии с неизменными ценами на нефть - 3,0 трлн рублей. Эти оценки рассчитаны исходя из основных параметров макроэкономического прогноза Банка России, представленного в разделе 4, с учетом бюджетных проектировок Минфина России. Исключительно для целей модельного расчета основных сценариев макроэкономического прогноза Банк России использует допущение о том, что покупки валюты на внутреннем валютном рынке в рамках бюджетного правила, отложенные в 2018 г., будут осуществляться равномерно в течение всего прогнозного горизонта - 2019 - 2021 годов. Решение о возобновлении регулярных покупок иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках механизма бюджетного правила, приостановленных до конца 2018 г., будет приниматься с учетом фактической обстановки на финансовом рынке. Решение об отложенных в 2018 г. покупках иностранной валюты на внутреннем рынке будет приниматься отдельно после возобновления регулярных покупок.

Банк России и далее будет абсорбировать избыточные средства с помощью депозитных аукционов и размещения КОБР. Это позволит поддерживать ставку МБК вблизи ключевой ставки и формировать денежно-кредитные условия, необходимые для поддержания годовой инфляции вблизи 4%.

До конца 2018 г. Банк России планирует в целом завершить работу по организации простого и удобного доступа к инструментам денежно-кредитной политики. Проект предусматривает оптимизацию линейки инструментов, упрощение процедуры и повышение оперативности проведения операций, переход на электронный документооборот и личные кабинеты кредитных организаций (см. врезку "Оптимизация процедуры проведения операций Банка России"). Упрощение процесса проведения операций должно позволить банкам лучше управлять своими средствами, а Банку России - краткосрочными ставками денежного рынка. Это также должно снизить трудозатраты на проведение операций как у кредитных организаций, так и у Банка России.

На прогнозном горизонте в составе инструментов Банка России сохранится механизм экстренного предоставления ликвидности кредитных организаций (МЭПЛ), введенный в 2017 году. Банк России по-прежнему будет применять МЭПЛ в исключительных случаях к банкам, испытывающим временные проблемы с ликвидностью, с учетом их финансовой устойчивости, а также системной значимости <3>. Наличие данного механизма позволит Банку России в случае необходимости оказать поддержку в целом финансово стабильному банку и предотвратить развитие негативных тенденций на денежном и финансовом рынках, обеспечивая бесперебойную работу трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Банк России не раскрывает информацию об использовании кредитной организацией МЭПЛ, так как это может привести к ухудшению работы кредитной организации.

--------------------------------

<3> Более подробная информация о критериях допуска кредитных организаций к МЭПЛ, условиях предоставления средств в рамках механизма, составе требуемого обеспечения, типе, сроках и процентной ставке по операциям предоставлена в Годовом отчете Банка России за 2017 г. (стр. 73).