Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов.

Практика применения режима таргетирования инфляции

Результаты исследований свидетельствуют о том, что переход к таргетированию инфляции приводит к снижению уровня <1> и волатильности <2> инфляции, уменьшению влияния колебаний валютного курса на динамику цен <3>, снижению риск-премий <4> и реальных процентных ставок. Выводы исследований последних лет также говорят о положительном влиянии режима таргетирования инфляции на долгосрочный экономический рост <5>. Кроме того, снижение инфляционных ожиданий вслед за снижением инфляции и формирование доверия общества к цели по инфляции позволяют более активно проводить контрциклическую денежно-кредитную политику и сглаживать влияние негативных внешних факторов на экономику <6>.

--------------------------------

<1> См. Neuman, von Hagen 2002; Hu 2003; Sheridan, Ball 2005; Goncalvez, Salles 2008; Willard 2006; Lin, Ye 2007; Lin, Ye 2009; Картаев 2016; Aguir 2017; Fratzscher et al. 2017.

<2> См. Wilson 2006; Neanidis, Savva 2013; Bhar, Mallik 2010.

<3> См. Edwards 2006; Nogueira Junior 2007; Prasertnukul et al. 2010; Oladipo 2017.

<4> По мнению К. Борио и соавторов (Borio et al. 2017), основная причина долгосрочного понижательного тренда реальных ставок - последовательная денежно-кредитная политика (в том числе режим таргетирования инфляции). В работах Fouejieu, Roger 2013, Kruskovic 2014 делается вывод о том, что политика таргетирования инфляции приводит к снижению риск-премий.

<5> В работах "первого поколения" утверждается, что переход к режиму таргетирования инфляции не оказывает значимого влияния на долгосрочный рост - см. Sheridan, Ball 2005; Walsh 2009; Fang et al. 2009; Brito, Bystedt 2010. В то же время в исследованиях последних лет преобладает точка зрения о положительном влиянии - см. Hu 2003; Mollick et al 2011; Kurihara 2013; Ayres et al 2014; Hale, Philippov 2015; Картаев и др. 2016; De Gimaraes e Souza et al. 2016; Aguir 2017; Fratzscher et al. 2017; Kiladze 2017; Iyke, Ho 2018; Картаев 2018.

<6> См. Fisher (2011), IMF World Economic Outlook (2018).

Темпы роста потребительских цен снижаются в результате проведения последовательной денежно-кредитной политики, важными предпосылками которой являются независимость и подотчетность центрального банка. По мере замедления инфляции снижается и ее волатильность. Таким образом достигается ценовая стабильность, что защищает доходы и сбережения бизнеса и домашних хозяйств от непредсказуемого обесценения. На этом фоне растет доверие к национальной валюте, а также снижается валютизация экономики.

В условиях стабильной и низкой инфляции уменьшается неопределенность в экономике, снижаются инфляционные ожидания и премия за риск. Это способствует снижению реальных процентных ставок - особенно долгосрочных - и сокращению масштабов их колебаний. В результате формируется более предсказуемая среда для бизнеса и домашних хозяйств, что важно для расширения инвестиций и устойчивости темпов экономического роста.

В период введения режима таргетирования инфляции центральные банки придерживаются относительно жесткой денежно-кредитной политики, чтобы обеспечить снижение инфляции до целевого уровня, который, как правило, существенно ниже, чем исторически наблюдаемые значения темпов роста потребительских цен. На этом переходном этапе может происходить некоторое замедление темпов роста ВВП, однако по мере достижения ценовой стабильности проявляются положительные эффекты политики таргетирования инфляции.

При этом для успешного экономического развития необходима как последовательная денежно-кредитная политика центрального банка, так и сбалансированная бюджетная политика, а также отсутствие существенных дисбалансов в экономике, которые могут сделать ее уязвимой к воздействию негативных внешних факторов.

Результаты применения режима таргетирования инфляции можно проиллюстрировать на основе статистических данных по странам, которые имеют достаточно продолжительный опыт применения данной политики. Для примера выбраны страны, использующие режим таргетирования инфляции не менее восьми лет, чтобы можно было с большей уверенностью говорить о проявлении его эффектов <7>.

--------------------------------

<7> В этот список входят 30 стран (см. таблицу "Информация по странам, таргетирующим инфляцию"). Для Чехии отсутствуют данные по инфляции в период до принятия режима таргетирования инфляции.

Источник: МВФ.

После введения режима таргетирования инфляция становится

однозначной, в 2/3 стран она опустилась ниже 6%...

00000053.png

... а масштаб колебаний инфляции снизился в 3/4 стран

00000054.png

После введения режима таргетирования инфляции реальные

процентные ставки в среднем снизились с 10 до 6% <*>...

00000055.png

...а масштаб колебаний реальных процентных ставок снизился

в 3/4 стран

00000056.png

После перехода к режиму таргетирования инфляции повышается

устойчивость экономического роста, хотя в переходный период

возможно замедление экономики

00000057.png