В мире можно выделить две модели транспортного поведения. Для США исторически характерна модель с большей ориентацией на использование персонального автомобиля в силу больших расстояний, хорошо развитых дорожной инфраструктурой и автомобильной индустрией и, наоборот, слабо развитого общественного транспорта. Страна является одним из лидеров по количеству автомобилей на 1000 жителей. В Европе уровень развития общественного транспорта существенно лучше, и во многих крупных городах общественный транспорт является более удобным способом передвижения, чем персональный автомобиль из-за узких улиц, проблем с парковкой и существующих ограничений на въезд в отдельные районы города. Россия исторически также больше тяготеет к европейской модели, что усиливается слабым развитием автомобильной промышленности и в целом отсутствием возможности купить персональный автомобиль в определенные этапы развития страны. На конец 2015 года почти половина семей не имела вообще ни одного автомобиля и только 17% семей имели 2 и более автомобиля <34>. Поэтому общественный транспорт до сих пор является одним из преимущественных способов перемещения для большинства россиян.
--------------------------------
Основное преимущество персонального автомобиля состоит в том, что он дает возможность переместиться из начальной точки маршрута в конечную без пересадки. Однако, это не всегда наилучший вариант как по длине пути, так и по времени. Мультимодальные перевозки позволяют человеку использовать все возможные виды транспорта, оптимизируя маршрут и, как следствие, скорость его прохождения. Сервисы по планированию поездок уже доступны во многих крупных городах и включают в себя такси, совместные поездки на автомобиле, аренду велосипедов или микро-электротранспорта, а также автобусы, шаттлы и другой общественный транспорт. Сегодня по большей части это лишь планировщики маршрута, которые подсказывают нужное место пересадки. Однако, все эти опции могут быть доступны в едином сервисе транспортного интегратора, примером реализации которого можно назвать MaaS Global <35>, обслуживающего транспортную систему города Хельсинки. Более того, муниципальные власти города Хельсинки, Финляндия, обсуждают возможность полностью отказаться от использования горожанами личного транспорта в черте города к 2025 году. Чтобы безболезненно пережить полный отказ от личных автомобилей, кроме очевидного расширения парков всех видов общественного транспорта, разработана специальная система доступа к нему через приложение смартфона. С его помощью можно воспользоваться любым видом транспорта: заказать автомобиль из системы каршеринга, вызвать такси или специальный автобус, а также посмотреть подробный маршрут и расписание автобусов, троллейбусов и трамваев. Whim предлагает пакеты сервисов, которые в зависимости от размера абонентской платы дают возможность пользоваться только общественным транспортом или включают такси и другие сервисы городской мобильности.
--------------------------------
<35> http://craft.co/mass-global.
Аналогичный проект будет запущен компанией UbiGo в Стокгольме в марте 2018 г. <36>. Проект Ubi:smart прошел тестирование в Гетеборге в 2014 году, когда 70 домохозяйствам в течение полугода было предложено отказаться от использования персонального автомобиля в обмен на транспортную карту, включающую поездки на общественном транспорте, такси, арендованных автомобилях или велосипедах.
--------------------------------
<36> http://ubigo.se/2017/09/.
В Соединенных Штатах такие компании, как TransLoc, Xerox и moovel N.A., разрабатывают приложения для агрегирования транспортных средств со льготными условиями для своих сотрудников, и развивают партнерские отношения с местными органами власти. В конце 2015 начале 2016 года Xerox протестировал свое решение "Бесшовных перевозок" в Валенсии, Франции, Лос-Анджелесе и Денвере. RideScout, объединившаяся в 2016 году с GlobeSherpa для создания moovel N.A. LLC, также имеет индивидуальные решения в более чем 70 городах США и Канады, которые подходят к концепции MaaS <37>.
--------------------------------
<37> The Impact of New Mobility Services on the Automotive Industry. Center for Automotive Research. August 2016.
В целом можно сказать, что подобная модель только начинает развиваться и большая часть проектов находится в тестовом режиме. Зачастую организаторами или со-организаторами являются муниципалитеты городов или операторы общественного транспорта с целью поднять уровень использования городского общественного транспорта.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875