7. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций посредством взаимодействия с органами территориального общественного самоуправления и фондами местных сообществ
Одним из перспективных направлений поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне является развитие их взаимодействия с органами территориального общественного самоуправления (ТОС) в решении вопросов местного значения на территории муниципального образования, в развитии общественной активности граждан.
Так, реализация общественных инициатив через органы ТОС позволяет более адресно решать вопросы местного значения, в том числе в социальной сфере. ТОС являются своеобразной базовой структурой развития местного самоуправления, механизмом объединения, сплочения различных слоев населения и структур власти, способствуют в реализации инициатив населения и играют важную роль в решении проблем местных сообществ.
Рекомендуется обратить внимание на практику создания муниципальных общественных (ресурсных) центров, существующую в городе Перми. Муниципальные общественные центры используются как форма поддержки органов территориального общественного самоуправления (ТОС), общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города (Приложение 12). В Приложении 7 представлены модельные нормативные акты об общественных (ресурсных) центрах поддержки социально ориентированных некоммерческих организациях, разработанные на основе практики Пермского края.
Также, в приложении 13 представлена практика реализации муниципальной программы Щекинского района Тульской области "Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и развитие территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования Щекинский район", утвержденная постановлением Администрации муниципального образования Щекинский район от 13 января 2014 г. N 1-7, мероприятия которой направлены на развития взаимодействия ТОС, СОНКО и органов власти муниципального района и повышение активности населения в решении вопросов муниципального значения.
Для поддержки СОНКО на муниципальном уровне также целесообразно использовать технологию фондов местных сообществ (далее - ФМС).
ФМС непосредственно относятся к социально ориентированным некоммерческим организациям, поэтому они сами выступают объектами муниципальной поддержки СОНКО. Кроме того, ФМС выступают местными структурами, объединяющими заинтересованные в развитии муниципального образования стороны, включая жителей, другие СОНКО, бизнес, создают институциональную основу для такой деятельности. В этом отношении работа ФМС часто связана с деятельностью территориального общественного самоуправления.
Появились первые фонды местных сообществ в крупных промышленных центрах - Фонд Тольятти (1998) и Фонд развития Тюмени (1999). По данным фонда CAF Россия <10>, сегодня в России около 70 действующих ФМС, в том числе более половины представляют сельские фонды и фонды в удаленных, неиндустриальных территориях.
--------------------------------
<10> Здесь и далее ссылки на доклад фонда CAF Россия "Когда размер имеет значение. Феномен развития фондов местных сообществ в сельских территориях и малых городах России" / Лариса Аврорина, Юлия Ходорова. - Москва: CAF Россия, 2017. - 33 с.
Фонды в малых городах и сельских территориях в большинстве случаев созданы по инициативе небольшой группы людей или одного активного человека. Обычно в малых ФМС работают 1 - 2 оплачиваемых сотрудника (директор и бухгалтер), чаще на неполную рабочую ставку. Основная работа выполняется с привлечением большого числа волонтеров (до 100 человек на крупных мероприятиях).
ФМС привлекают дополнительные средства для решения социальных проблем, развивают местную филантропию, привлекают ресурсы из местных источников, активно участвуют в различных региональных и федеральных грантовых программах. Фонды входят в различные региональные и федеральные сети, что обеспечивает хороший уровень обмена информацией и технологиями.
ФМС выполняют значимую социальную функцию, реализуют значимые для местного сообщества мероприятия, стимулируют общественную жизнь, активность и творчество жителей. Фонды оказывают значительное влияние на развитие волонтерского движения в своих территориях, а волонтеры являются основным человеческим ресурсом для реализации программ фондов. Волонтерские акции и общественные мероприятия являются наиболее распространенными формами работы, их используют до 80% ФМС.
Одним из основных приоритетных направлений деятельности ФМС является благоустройство территорий. В частности, по данным указанного выше доклада фонда CAF Россия, благоустройство выступает приоритетом для более 80% ФМС малых городов и сельских территорий. Фонды инициируют проекты и привлекают ресурсы для многочисленных мероприятий по восстановлению и ремонту муниципальных учреждений (библиотек, музеев, домов культуры, спортивных объектов), приводят в порядок парки и другие общественные пространства.
Многообразие форм деятельности ФМС, их знания технологий фандрайзинга, умение найти и включить в работу некоммерческие организации позволяет актуализировать невостребованный потенциал самих жителей, привлечь дополнительные внешние финансовые ресурсы. Органам МСУ целесообразно инициировать и поддерживать появление таких фондов, обеспечивать тесную взаимосвязь с их работой, оказывать ФМС консультационную поддержку (около 70% ФМС на сегодня регулярно получают такую помощь), привлекать их представителей к программам дополнительного профессионального образования сотрудников местных администраций и работников учреждений.
Устойчивость ФМС напрямую зависит от финансовых и материальных ресурсов, которыми располагает фонд. По данным опроса CAF России, коммерческие организации являются основными источниками финансирования (по данным доклада CAF России, 76% ФМС отметили этот источник в своем бюджете), гранты некоммерческих организаций и частные пожертвования получают 57% исследованных ФМС. Бюджетное финансирование получали 38% ФМС из обследованных фондом CAF Россия, государственные субсидии и гранты - 19%. Органам МСУ целесообразно рассмотреть возможность поддержки ФМС в рамках муниципальных программ поддержки СОНКО.
Органам МСУ целесообразно обеспечить ФМС для работы необходимые минимальные материальные ресурсы, такие как помещение и оргтехнику (из числа опрошенных CAF России ФМС сегодня 62% безвозмездно пользуются муниципальными помещениями, и практически все ФМС оснащены необходимыми компьютерами и оргтехникой, однако помещения в собственности нет ни у кого из исследованных ФМС).
Необходимо повышать роль представителей органов МСУ в попечительских советах ФМС, которые могут способствовать представлению интересов фонда, привлечению средств и придавать фонду большую значимость в сообществе. Почти 80% ФМС в малых городах и сельских территориях сформировали попечительские советы, в которые входят представители местной власти, власти, бизнеса и населения, однако активно работают попечительские советы лишь в половине исследованных ФМС.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875