16. Главное управление выполняет следующие функции:
1) координирует и контролирует деятельность подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов по организации и проведению таможенного контроля в части компетенции Главного управления в целях проверки:
факта помещения товаров под таможенную процедуру;
достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами;
исполнения лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843) (далее - ТК ЕАЭС) для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела;
соблюдения юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдения уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнения иных обязанностей, предусмотренных ТК ЕАЭС;
соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных ТК ЕАЭС;
соблюдения иных требований, установленных регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством Российской Федерации;
2) организует и проводит, в том числе в целях профилактики правонарушений в сфере таможенного дела, таможенный контроль в части компетенции Главного управления в формах таможенного контроля, установленных статьей 322 ТК ЕАЭС, за исключением личного таможенного досмотра, а также с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных статьей 338 ТК ЕАЭС (за исключением указанных в подпунктах 6 - 8 пункта 1 статьи 338 ТК ЕАЭС) и пунктами 1 и 2 статьи 238 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082) (далее - Федеральный закон). Форма таможенного контроля "проверка таможенных, иных документов и (или) сведений" применяется при проведении таможенного контроля в соответствии со статьей 261 Федерального закона;
3) выявляет при проведении таможенного контроля в части компетенции Главного управления административные правонарушения, отнесенные к компетенции таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) признаки преступлений, производство неотложных следственных действий и (или) предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам по которым отнесено к компетенции таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные связанные с ними преступления и административные правонарушения;
4) оказывает в соответствии с компетенцией содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом;
5) осуществляет в пределах компетенции противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, перемещенных через государственную границу Российской Федерации;
формы отчетности уполномоченного экономического оператора;
формы отчетности об иностранных товарах, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, и порядок ее представления в таможенные органы;
форму и порядок направления (вручения) запроса (требования) таможенного органа в банк или иную кредитную организацию о представлении документов и сведений;
формы и порядок представления банками и иными кредитными организациями документов и сведений по запросам (требованиям) таможенных органов;
формы актов и иных документов, составляемых таможенными органами при проведении таможенного контроля в части компетенции Главного управления с применением отдельных форм таможенного контроля, а также мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
в части компетенции порядок взаимодействия и сотрудничества таможенных и налоговых органов, в том числе обмена сведениями, необходимыми таможенным органам для проведения таможенного контроля;
нормативные правовые акты по иным вопросам, относящимся к компетенции Главного управления, в случаях, если такие вопросы отнесены к компетенции ФТС России федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
7) участвует в разработке проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России в области таможенного дела, проектов международных договоров Российской Федерации, решений Евразийской экономической комиссии, регулирующих таможенные правоотношения в Евразийском экономическом союзе, в том числе нормативных правовых актов межведомственного характера, нормативных и иных правовых актов ФТС России по направлениям деятельности Главного управления;
8) разрабатывает в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании методики проведения таможенных проверок и иных форм таможенного контроля, применение которых относится к компетенции Главного управления;
9) участвует в организации международной правовой работы и разработке международных актов по направлениям деятельности Главного управления;
10) подготавливает предложения по совершенствованию регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании;
11) анализирует и оценивает эффективность применения подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов форм таможенного контроля и иных мер по минимизации рисков, подготавливает предложения по совершенствованию таможенного контроля в части компетенции Главного управления;
12) оказывает методическую и практическую помощь подразделениям таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов;
13) утратил силу. - Приказ ФТС России от 26.09.2022 N 777;
(см. текст в предыдущей редакции)
14) проводит функциональные проверки деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов, обеспечивает контроль за устранением выявленных в ходе таких проверок нарушений и недостатков;
15) разрабатывает показатели результативности, эффективности деятельности и индикативные показатели подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов, осуществляет анализ результатов проведения таможенного контроля в части компетенции Главного управления, оценку его эффективности;
16) обобщает информацию о таможенном контроле в части компетенции Главного управления и иных мероприятиях, проводимых (проведенных) подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов, обеспечивает создание и ведение информационно-аналитического ресурса проверочных мероприятий;
17) принимает участие в планировании деятельности ФТС России по вопросам, входящим в компетенцию Главного управления;
18) координирует в соответствии с компетенцией Главного управления взаимодействие подразделений таможенного контроля после выпуска товаров с иными структурными подразделениями таможенных органов при подготовке и проведении таможенного контроля в части компетенции Главного управления;
19) рассматривает в пределах компетенции обращения федеральных органов исполнительной власти, органов прокуратуры, подчиненных таможенных органов, юридических и физических лиц, подготавливает проекты ответов на них в установленный законодательством Российской Федерации срок;
20) участвует в соответствии с компетенцией в работе по взаимодействию ФТС России с правоохранительными органами и контролирующими государственными органами;
21) участвует в соответствии с компетенцией в обобщении информации о способах уклонения от уплаты таможенных платежей, разработке механизмов и инструментов сокращения негативных последствий от их применения;
22) контролирует деятельность подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов по использованию при подготовке и проведении таможенного контроля в части компетенции Главного управления информации о деятельности участников внешнеэкономической деятельности и иной информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов и иных источниках информации;
23) принимает участие в обеспечении правовой защиты интересов таможенных органов в судах и других государственных органах по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления;
24) проводит служебные проверки и принимает участие в составе комиссий ФТС России в служебных проверках в части компетенции Главного управления, подготавливает предложения по привлечению по результатам служебных проверок должностных лиц таможенных органов к дисциплинарной ответственности;
25) принимает участие в составе комиссий ФТС России в инспекторских проверках деятельности таможенных органов в части компетенции Главного управления, подготавливает предложения по устранению выявленных в ходе инспекторских проверок нарушений;
26) участвует в деятельности рабочих и экспертных групп в пределах компетенции Главного управления;
27) подготавливает для руководителя ФТС России обзоры по результатам проверок деятельности таможенных органов по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления;
28) осуществляет в целях реализации направлений деятельности Главного управления анализ документов и сведений, содержащихся в информационных ресурсах таможенных органов, иных источниках информации, а также сведений, поступающих из структурных подразделений таможенных органов, налоговых, правоохранительных, контролирующих государственных органов и организаций;
29) проводит сбор и обработку информации об объектах анализа риска, а также оценку рисков в целях проведения таможенного контроля в части компетенции Главного управления;
30) разрабатывает и направляет в структурное подразделение ФТС России, осуществляющее координацию применения системы управления рисками, проекты профилей рисков и целевых методик анализа рисков по направлению деятельности Главного управления, а также предложения об актуализации или отмене профилей рисков и целевых методик анализа рисков;
31) осуществляет согласование проектов профилей рисков и целевых методик анализа рисков, предложений по актуализации профилей рисков и целевых методик анализа рисков, затрагивающих компетенцию Главного управления;
32) осуществляет подготовку предложений по выявлению и управлению рисками в целях повышения эффективности проводимого таможенного контроля в части компетенции Главного управления;
33) разрабатывает по направлениям деятельности Главного управления меры по минимизации рисков, организовывает их применение, а также учет и анализ результатов их применения;
34) применяет меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков, в части компетенции Главного управления;
35) участвует в формировании предложений по определению степени выборочного применения мер по минимизации рисков в отношении отдельных категорий товаров и товаров, перемещаемых отдельными лицами, либо неприменения указанных мер;
36) принимает участие в деятельности таможенных органов по отзыву у лиц, нарушивших регулирующие таможенные правоотношения международные договоры Российской Федерации и акты, составляющие право Евразийского экономического союза, и законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании, свидетельств о включении в соответствующие реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в том числе на основании предложений региональных таможенных управлений и в порядке, установленном ФТС России;
37) вырабатывает в части компетенции Главного управления предложения по изменению стратегии таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков, а также по совершенствованию технологий совершения таможенных операций и таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров;
38) участвует в определении кадровой политики структурных подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов по направлениям деятельности Главного управления;
39) разрабатывает типовые положения о подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров региональных таможенных управлений, таможен, принимает участие в разработке общих и индивидуальных положений о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах;
40) осуществляет разработку форм статистической отчетности по направлениям деятельности Главного управления;
41) осуществляет сбор, обобщение и анализ данных сводной статистической отчетности и информации, представляемой таможенными органами, по направлениям деятельности Главного управления;
42) участвует в организации и подготовке аналитических материалов к заседаниям коллегии, совещаниям и другим мероприятиям, проводимым ФТС России;
43) обеспечивает в соответствии с компетенцией применение информационных технологий;
44) готовит функциональные требования и принимает участие в подготовке технических заданий на разработку программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов по направлению деятельности Главного управления;
45) организовывает в пределах компетенции работу по обеспечению конфиденциальности информации, полученной при проведении таможенного контроля в части компетенции Главного управления, а также защиты сведений, составляющих государственную, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну;
46) принимает участие в организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации должностных лиц Главного управления и подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов, в том числе организовывает и проводит совещания, семинары;
47) осуществляет подготовку поручений о проведении таможенного контроля таможенным органам государств - членов Евразийского экономического союза в соответствии со статьей 373 ТК ЕАЭС;
48) проводит мониторинг деятельности участников внешнеэкономической деятельности и результатов совершения таможенных операций с перемещаемыми ими товарами, в отношении которых определена степень выборочности применения мер по минимизации рисков, для проверки соблюдения установленных ФТС России критериев в части компетенции Главного управления и выбора объектов таможенного контроля в части компетенции Главного управления;
49) организовывает, координирует и контролирует проведение информационно-аналитической работы подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов, в том числе с применением системы управления рисками, для выбора объектов таможенного контроля в части компетенции Главного управления;
50) организовывает, координирует и контролирует деятельность подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможен и региональных таможенных управлений по выявлению и управлению рисками в целях повышения эффективности проводимого таможенного контроля в части компетенции Главного управления;
51) изучает международную практику организации и проведения таможенного контроля в части компетенции Главного управления;
52) осуществляет иные функции при реализации системы управления рисками, определенные настоящим Положением, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными и иными правовыми актами ФТС России;
(в ред. Приказа ФТС России от 29.03.2023 N 241)
(см. текст в предыдущей редакции)
53) проводит анализ и подготавливает обзоры:
практики проведения таможенных проверок и проверок таможенных, иных документов и (или) сведений;
решений в сфере таможенного дела, принятых подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов по результатам таможенных проверок, проверок таможенных, иных документов и (или) сведений;
54) принимает решения в сфере таможенного дела по результатам таможенных проверок, проверок таможенных, иных документов и (или) сведений, проведенных Главным управлением, в случаях, установленных регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными и иными правовыми актами ФТС России;
(в ред. Приказа ФТС России от 29.03.2023 N 241)
(см. текст в предыдущей редакции)
55) координирует деятельность подразделений таможенных органов по организации и проведению таможенного контроля в части компетенции Главного управления;
56) проводит ведомственный контроль решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов и обеспечивает исполнение решений по результатам ведомственного контроля в пределах компетенции Главного управления;
(пп. 56 введен Приказом ФТС России от 26.09.2022 N 777)
57) представляет в Правовое управление документы и сведения, связанные с ведомственным контролем;
(пп. 57 введен Приказом ФТС России от 26.09.2022 N 777)
58) принимает по результатам рассмотрения вопросов об инициировании проведения ведомственного контроля меры, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными и иными правовыми актами ФТС России;
(пп. 58 введен Приказом ФТС России от 26.09.2022 N 777)
59) проводит функциональный аудит в подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров региональных таможенных управлений;
(пп. 59 введен Приказом ФТС России от 29.03.2023 N 241)
60) организовывает, координирует и контролирует деятельность мобильных групп <*>, наделенных в соответствии со статьей 261 Федерального закона правом останавливать автомобильные транспортные средства, в том числе не осуществляющие международных перевозок товаров, на территории Российской Федерации и уполномоченных на проверку соблюдения регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и (или) законодательства Российской Федерации в целях осуществления функций, возложенных на таможенные органы;
(пп. 60 введен Приказом ФТС России от 29.03.2023 N 241)
--------------------------------
<*> Пункт 6.1 части 1 статьи 5 Федерального закона.
(сноска введена Приказом ФТС России от 29.03.2023 N 241)
61) осуществлять по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления, взаимодействие с Межгосударственным центром для координации работы по управлению рисками, а также для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций Таможенного комитета Союзного государства.
(пп. 61 введен Приказом ФТС России от 09.10.2025 N 927)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875