4.4.1. Радиационная защита персонала и населения при эксплуатации обеспечивается соблюдением законодательства Российской Федерации в области радиационной безопасности, а также требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и иных нормативных правовых актов.
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы радиационной защиты персонала и населения при эксплуатации АС, являются Федеральный закон "О радиационной безопасности населения", санитарно-гигиенические правила и нормативы ("Нормы радиационной безопасности", "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности" "Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций" и ряд других), а также методики установления нормативов выбросов РВ в атмосферный воздух и сбросов РВ в водные объекты, утверждаемые Ростехнадзором (указанные методики являются нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды).
4.4.2. Должна быть предусмотрена система контроля целостности физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду, предназначенная для контроля соблюдения установленных пределов безопасной эксплуатации АС.
Целостность физического барьера является одним из условий, при котором физический барьер является работоспособным. Таким образом, выполнение требований комментируемого пункта направлено, в том числе, на обеспечение выполнения требований пункта 1.2.5. Выявление системой контроля целостности физических барьеров несоблюдения пределов безопасной эксплуатации свидетельствует о неработоспособности физического барьера, при которой РУ должна быть остановлена и приняты меры по приведению блока АС в безопасное состояние.
Имеющиеся на эксплуатируемых в Российской Федерации блоках АС системы контроля целостности физических барьеров основаны на измерении как радиационных параметров (например, объемной активности технологических сред, в частности, теплоносителя первого контура, мощности дозы гамма-излучения в воздухе производственных помещений, связанных с оборудованием первого контура), так и нерадиационных (например, влажности, акустических характеристик).
4.4.3. В проекте АС должны быть предусмотрены системы радиационного контроля, которые должны обеспечивать измерение значений контролируемых параметров, характеризующих радиационную обстановку в помещениях и на площадке АС, а также в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения в определенном объеме, при всех режимах эксплуатации АС, при проектных и запроектных авариях, а также при выводе АС из эксплуатации.
Контроль радиационной обстановки в помещениях и на площадке АС, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения является необходимым условием обеспечения радиационной безопасности людей (персонала и населения), находящихся на АС и вблизи АС. Требования к составу и характеристикам систем радиационного контроля, осуществляющих указанный радиационный контроль, установлены в Санитарных правилах проектирования и эксплуатации атомных станций (в соответствии с требованиями указанных правил проектом АС должны быть предусмотрены автоматизированная система радиационного контроля, действующая на АС и на площадке АС, автоматизированная система контроля радиационной обстановки, действующая вне площадки АС, а также необходимое оборудование в составе системы радиационного контроля). Технические средства системы радиационного контроля должны, согласно требованиям указанных правил, осуществлять, в том числе, радиационный контроль помещений и площадки АС, а также радиационный контроль окружающей среды.
4.4.4. В проекте АС должны быть предусмотрены непрерывные измерения в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения мощности доз ионизирующего излучения, скорости ветра и других метеорологических параметров, а также периодические измерения плотности радиоактивных выпадений для оценки и прогнозирования радиационной обстановки на окружающей местности при нормальной эксплуатации АС и нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные и запроектные аварии. Должны быть предусмотрены технические средства, обеспечивающие выполнение этих оценок и прогнозов.
Требование осуществления контроля радиационной обстановки в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения установлено в Федеральном законе "Об использовании атомной энергии". Радиационный контроль окружающей среды для АС осуществляется в соответствии с положениями Санитарных правил проектирования и эксплуатации атомных станций (см. комментарий к пункту 4.4.3). Радиационный контроль включает выполнение измерений параметров, указанных в комментируемом пункте. Результаты измерений используются как для оценки текущей радиационной обстановки, так и для прогнозирования ее изменения, что является важным как при нормальной эксплуатации АС (для подтверждения эксплуатации АС с соблюдением установленных пределов), так и нарушениях нормальной эксплуатации АС, в том числе при авариях (для планирования и оценки эффективности мер по управлению авариями, в том числе мер по обеспечению радиационной защиты персонала и населения).
4.4.5. Администрация АС обеспечивает учет доз облучения персонала АС и привлекаемого к техническому обслуживанию, ремонту и испытаниям систем и элементов персонала других организаций, разработку и реализацию мероприятий по снижению доз облучения персонала до разумно достижимого уровня.
В соответствии с требованиями комментируемого пункта учет доз облучения осуществляется для всех категорий облучаемых лиц (как относящихся к персоналу АС, так и к персоналу других организаций), находящихся на АС.
Реализация мероприятий по снижению доз облучения персонала до разумно достижимого уровня вытекает из принципа оптимизации, установленного Федеральным законом "О радиационной безопасности населения" (см. также комментарий к пункту 1.2.3).
В соответствии с положениями Норм радиационной безопасности для обеспечения условий, при которых радиационное воздействие будет ниже допустимого, с учетом достигнутого уровня радиационной безопасности администрацией АС (эксплуатирующей организацией) дополнительно устанавливаются контрольные уровни (в том числе по дозам облучения).
4.4.6. Администрация АС обеспечивает учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и РАО, в том числе свежего ядерного топлива и ОЯТ, демонтированного радиоактивного оборудования, загрязненных инструментов, одежды, производственных отходов, других источников ионизирующего излучения с соблюдением требований нормативных документов.
Учет и контроль ЯМ, РВ и РАО на АС осуществляется в соответствии с требованиями Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов и Положения об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Учет ЯМ осуществляется на всех этапах движения ЯТ на территории АС, начиная с момента его поступления на АС.
Основными принципами осуществления учета и контроля ЯМ, РВ и РАО являются: непрерывность учета и контроля, периодичность проведения инвентаризаций, определение фактически наличного количества ЯМ, РВ и РАО и проверка его соответствия учетным данным, своевременное документальное оформление результатов всех операций.
4.4.7. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать безопасное обращение с РАО, в том числе их хранение в пределах установленных сроков промежуточного хранения РАО.
До истечения сроков промежуточного хранения РАО эксплуатирующая организация должна собственными силами или с привлечением специализированных организаций осуществлять приведение РАО в соответствие с критериями приемлемости для захоронения.
Требование пункта является общим. Конкретные требования к безопасному обращению и хранению РАО представлены в иных ФНП.
В соответствии с требованиями законодательства на эксплуатирующую организацию возлагается ответственность за безопасность при обращении с РАО до их передачи национальному оператору. Сроки промежуточного хранения РАО (хранение не приведенных в соответствие с критериями приемлемости РАО для захоронения) устанавливаются органом государственного управления в области обращения с РАО. Критерии приемлемости РАО для захоронения (требования к физико-химическим свойствам РАО и упаковкам РАО) устанавливаются ФНП.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875