4.1.1. В соответствии с требованиями пункта 1.2.24 настоящих Общих положений эксплуатирующая организация должна создать структурные подразделения на площадке АС и наделить их необходимыми правами, средствами, ресурсами и поддержкой.
Эксплуатирующая организация должна обеспечивать постоянный контроль всей деятельности, влияющей на безопасность АС, в том числе и на основе самооценки деятельности эксплуатирующей организации. Периодические отчеты о состоянии безопасности АС, включающие обобщенные результаты инспекций деятельности АС, эксплуатирующая организация представляет в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и уполномоченный орган управления использованием атомной энергии.
Требования по созданию структурных подразделений на площадке АС и наделению их необходимыми правами, ресурсами и поддержкой раскрыты в комментарии к пункту 1.2.24.
Реализация ответственности эксплуатирующей организации за обеспечение безопасности АС предполагает обязательное осуществление в соответствии с требованиями комментируемого пункта контроля всей деятельности, влияющей на безопасность АС. Для этого реализуются программы обеспечения качества, анализируется опыт эксплуатации, привлекаются другие формы контроля указанной деятельности, в том числе в обязательном порядке используется самооценка, выполняемая эксплуатирующей организацией (см. комментарий к определению термина 70, а также комментарий к пункту 1.2.24).
Периодические отчеты о состоянии безопасности АС (сложившаяся практика предполагает ежегодный выпуск таких отчетов) в соответствии с требованиями настоящего пункта разрабатываются эксплуатирующей организацией и направляются в Госкорпорацию "Росатом" и Ростехнадзор.
4.1.2. Основным документом, определяющим безопасную эксплуатацию блока АС, является технологический регламент эксплуатации блока АС, содержащий правила и основные приемы безопасной эксплуатации, общий порядок выполнения операций, связанных с безопасностью, а также пределы и условия безопасной эксплуатации.
Эксплуатирующая организация обеспечивает разработку технологического регламента эксплуатации блока АС с участием разработчиков проекта АС и РУ в соответствии с проектом АС и ООБ АС.
Технологический регламент эксплуатации блока АС и изменения, вносимые в него, должны быть согласованы с организациями, участвующими в разработке указанного регламента, и утверждены эксплуатирующей организацией.
Запрещается эксплуатация блока АС с нарушением требований технологического регламента эксплуатации блока АС.
Блок АС должен быть остановлен и переведен в предусмотренное проектом АС безопасное состояние, если установленные для него пределы и (или) условия безопасной эксплуатации не соблюдаются при работе реактора.
Требование по разработке технологического регламента эксплуатации блока АС в соответствии с проектом АС и ООБ АС означает, что положения, приводимые в технологическом регламенте, устанавливаются и обосновываются в проекте АС и представляются в ООБ АС. В частности, в проекте АС устанавливаются и приводятся в ООБ АС эксплуатационные состояния и режимы (состояния работы на мощности, горячего и холодного останова, перегрузки топлива, режимы разогрева и расхолаживания и другие). Также в проекте АС обосновываются и в ООБ АС приводятся содержащиеся в технологическом регламенте эксплуатации блока АС пределы и условия безопасной эксплуатации (см. комментарии к определениям терминов 55 и 86). Правила и основные приемы эксплуатации - указания персоналу о способах и выполнении действий по обеспечению нормальной эксплуатации, приводимые в технологическом регламенте эксплуатации блока АС, также основываются на проекте АС. Как правило, пределы и условия безопасной эксплуатации, а также правила и основные приемы эксплуатации излагаются в технологическом регламенте эксплуатации блока АС отдельно для каждого из установленных в проекте АС эксплуатационных состояний и режимов. В технологическом регламенте эксплуатации блока АС могут приводиться и отдельные эксплуатационные пределы и условия (по меньшей мере, в нем представляются эксплуатационные пределы и условия, необходимые для описания эксплуатационных состояний и режимов в технологическом регламенте эксплуатации блока АС), а также эксплуатационные пределы и условия, необходимые для понимания персоналом требований указанного регламента.
Комментируемый пункт возлагает ответственность за разработку технологического регламента эксплуатации блока АС на эксплуатирующую организацию. Дополнительной гарантией того, что основной документ, определяющий эксплуатацию АС, соответствует проекту АС и ООБ АС, является требование привлечения разработчиков проекта АС и РУ к разработке технологического регламента эксплуатации блока АС, а также согласование ими всех изменений, вносимых в данный документ.
Требования о запрете эксплуатации блока АС с нарушением требований технологического регламента эксплуатации блока АС, а также о переводе блока АС в установленное проектом АС безопасное состояние направлены на исключение эксплуатации блока АС в состояниях, для которых безопасность АС не обоснована в проекте АС.
Обязательная остановка реактора требуется, если пределы и (или) условия безопасной эксплуатации не соблюдаются при работе реактора.
Рекомендации Ростехнадзора по структуре и содержанию технологического регламента представлены в руководстве по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации к структуре и содержанию технологического регламента эксплуатации блока АС с реактором типа ВВЭР". Положения этого руководства по безопасности применимы после соответствующей адаптации и к блокам АС с реакторами других типов.
4.1.3. Для обеспечения соблюдения установленных в проекте АС физикохимических показателей при эксплуатации систем и элементов АС в технологическом регламенте эксплуатации блока АС должны быть представлены проектные пределы и условия, относящиеся к ведению химического режима рабочих сред в системах и элементах АС.
Требования к химическим режимам сред в системах и элементах в соответствии с положениями пункта 3.1.19 устанавливаются в проекте АС. Выполнение этих требований реализуется через установление проектных пределов и условий по ведению химического режима рабочих сред и их соблюдение при эксплуатации.
4.1.4. Администрация АС на основании утвержденного технологического регламента эксплуатации блока АС и документации разработчиков оборудования и разработчиков проектов АС и РУ до предпусковых наладочных работ обеспечивает разработку инструкций по эксплуатации систем и оборудования.
Инструкции по эксплуатации систем и оборудования должны содержать конкретные указания персоналу о способах ведения работ при нормальной эксплуатации, эксплуатации с отклонениями и предаварийных ситуациях.
По результатам ввода в эксплуатацию блока АС должны быть откорректированы инструкции по эксплуатации.
Эксплуатация АС осуществляется на основе технологического регламента эксплуатации блока АС и иной эксплуатационной документации, к которой относятся, в том числе, инструкции по эксплуатации систем и оборудования, разрабатываемые с учетом требований технологического регламента эксплуатации блока АС, а также документации разработчиков проектов АС, РУ и оборудования.
В соответствии с требованиями комментируемого пункта инструкции по эксплуатации систем и оборудования разрабатываются до начала предпусковых наладочных работ, то есть до начала ввода систем АС в эксплуатацию. Комментируемый пункт также регламентирует номенклатуру состояний АС, которую должны охватывать инструкции по эксплуатации систем и оборудования, - это все состояния АС, за исключением аварий.
4.1.5. Администрация АС на основе технологического регламента эксплуатации блока АС и ООБ АС организует разработку, выпуск и соблюдение инструкций и руководств, определяющих действия персонала по обеспечению безопасности при нарушениях нормальной эксплуатации, включая инструкцию по ликвидации проектных аварий и руководство по управлению запроектными, в том числе тяжелыми, авариями.
Предписываемые инструкциями и руководствами действия персонала должны основываться на признаках происходящих событий и состояний РУ и АС в целом и прогноза ожидаемого развития аварий. Основанные на прогнозе действия должны быть направлены на восстановление функций безопасности и на ограничение последствий аварии.
Действия персонала при нарушениях нормальной эксплуатации АС должны определяться инструкциями и руководствами, указанными в комментируемом пункте.
Для блока АС в состав указанных инструкций и руководств входят инструкция по ликвидации проектных аварий и руководство по управлению запроектными, в том числе тяжелыми, авариями.
Рекомендации Ростехнадзора по структуре и содержанию руководства по управлению ЗПА представлены в руководстве по безопасности "Рекомендации к структуре и содержанию руководства по управлению запроектными авариями, в том числе тяжелыми авариями".
Инструкции и руководства должны разрабатываться на основе представляемых в проекте АС реалистичных (неконсервативных) расчетов (это относится как к руководству по управлению ЗПА, так и к инструкции по ликвидации проектных аварий - таким образом, анализы проектных аварий, выполняемые в проекте АС на основе консервативного подхода, непригодны для целей разработки противоаварийной документации, для указанной цели в проекте АС должны выполняться отдельные анализы).
Принципиально важным является требование комментируемого пункта о том, что предписываемые инструкциями и руководствами действия персонала должны основываться на признаках происходящих событий и состояний РУ и АС в целом и прогнозе ожидаемого развития аварий. Это позволяет персоналу принимать решения по управлению аварией, по поддержанию (восстановлению) состояния ФБ на основании той информации, которой он обладает, без необходимости строить гипотезы относительно точного сценария, предшествовавшего развитию нарушения нормальной эксплуатации. Последнее является нежелательным потому, что может приводить к неоправданным задержкам в управлении противоаварийными действиями, и, что более опасно, может привести к возникновению ситуации, когда реальное протекание аварийного процесса было предварительно не проанализировано в проекте АС (или проанализировано недостаточно, или некорректно) и, соответственно, рекомендации по действиям персоналу отсутствуют или некорректны, вследствие чего персонал АС будет испытывать трудности с принятием правильных решений по управлению аварией.
4.1.6. Для поддержания работоспособности систем безопасности и предотвращения отказов в системах, важных для безопасности, должны проводиться их техническое обслуживание, ремонт, испытания и проверки.
Эксплуатирующая организация обеспечивает разработку регламентов технического обслуживания, ремонта, испытаний и проверок с участием разработчиков проекта АС и РУ в соответствии с проектом АС и ООБ АС.
При выводе систем безопасности в техническое обслуживание, ремонт, а также при испытаниях и проверке должны соблюдаться установленные в технологическом регламенте эксплуатации блока АС условия безопасной эксплуатации.
По требованию уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии эксплуатирующая организация должна проводить внеочередные проверки работоспособности систем безопасности, специальных технических средств для управления запроектными авариями, а также внеочередной контроль состояния основного металла и сварных соединений систем и элементов АС, важных для безопасности.
Надежность систем и элементов, важных для безопасности, закладывается при проектировании. При проектировании АС предусматривается стратегия проведения испытаний, технического обслуживания, ремонта и контроля работоспособности систем и оборудования в течение всего срока службы АС в соответствии с важностью выполняемых ими функций по обеспечению безопасности и без чрезмерного радиационного облучения персонала.
Специфика ремонта связана с тем, что часть систем и оборудования АС недоступны или ограниченно доступны для обслуживания. Часть работ по ТОиР может проводиться только на остановленном блоке АС после проведения дезактивации.
К особенностям ТОиР систем и оборудования следует отнести и сложность основного и вспомогательного оборудования, а также значительный объем работ, для выполнения которых требуется специальная технология, методы, материалы, оснастка и приспособления.
Все это должно быть отражено в разрабатываемых эксплуатирующей организацией регламентах технического обслуживания, ремонта, испытаний и основанных на них иных эксплуатационных документах (инструкциях, программах, графиках) и соответствовать принятой в проекте АС стратегии технического обслуживания, испытаний, ремонта и контроля.
Требования комментируемого пункта относительно внеочередных проверок СБ по требованию Ростехнадзора согласуются с полномочиями Ростехнадзора проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности. Данные полномочия установлены в Положении о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации.
4.1.7. Эксплуатирующая организация для каждого блока АС, а также для иных ОИАЭ, расположенных на площадке АС, должна разработать перечень ядерно опасных работ.
Ядерно опасные работы должны выполняться по специальным рабочим программам.
К ядерно опасным работам (см. комментарий к определению термина 100) относятся работы, которые могут привести при нарушении установленного порядка их проведения к ядерной аварии, для которых не установлены в технологическом регламенте эксплуатации блока АС и инструкциях по эксплуатации меры безопасности, либо для которых эксплуатирующая организация считает необходимым установить особые требования, не отраженные в технологическом регламенте эксплуатации блока АС и инструкциях по эксплуатации.
Комментируемый пункт требует, чтобы указанные работы выполнялись по специальным рабочим программам. Требования к содержанию программ, в том числе в части описания мер безопасности, установления ответственности за выполнение ядерно опасных работ и иные, установлены в ФНП "Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций". Таким образом, для работ, отнесенных к ядерно опасным, устанавливается особый порядок их проведения - на основе специально разрабатываемого документа (программы), содержащего дополнительные меры по обеспечению безопасности.
Для определения работ, подпадающих под указанный специальный порядок обеспечения безопасности при их выполнении, комментируемый пункт требует от эксплуатирующей организации составить перечень ядерно опасных работ применительно к каждому блоку АС, а также для иных, входящих в состав АС ОИАЭ, где может произойти ядерная авария (например, ХОЯТ). С этой целью эксплуатирующая организация анализирует опыт эксплуатации как самой АС, так и других АС (в том числе опыт нарушений в работе АС), анализирует проектную и эксплуатационную документацию (получает консультации разработчиков проекта АС и РУ) и принимает решение, какие именно работы требуют особых мер обеспечения безопасности (например, вследствие уникальности выполняемых операций и повышенной возможности совершения ошибок персоналом, либо вследствие значимой вероятности наступления аварии при нарушении установленного порядка производства работ).
4.1.8. Должны быть предусмотрены мероприятия, исключающие возможность несанкционированных изменений в схемах, аппаратуре и алгоритмах УСБ.
После технического обслуживания и ремонта элементы и системы, важные для безопасности, должны проверяться на работоспособность и соответствие проектным характеристикам с документированием результатов проверки.
К мероприятиям по исключению несанкционированных изменений в схемах, аппаратуре и алгоритмах УСБ могут относиться как технические, так и организационные мероприятия - организация системы контроля доступа в помещения УСБ и к техническим средствам УСБ, исключение возможности доступа к техническим средствам УСБ по каналам связи извне АС, использование одноразово программируемых и непрограммируемых технических средств, выдача персоналу БПУ информации о фактах вмешательства в работу УСБ и другие.
Требование подтверждения работоспособности после проведения ТОиР систем и элементов, важных для безопасности, относится к случаям, когда ТОиР осуществляются с выводом системы (элемента) из работы и направлено на получение подтверждения, что ТОиР проведены правильно и не привели к возникновению скрытых отказов системы (элемента) или отклонению их характеристик от проектных. Порядок проведения подобной проверки (до введения системы (элемента) в работу или после введения) устанавливается в проекте АС и приводится в технологическом регламенте эксплуатации блока АС.
4.1.9. Для систем и элементов, важных для безопасности, эксплуатирующей организацией должна быть разработана и осуществляться программа подтверждения выполнения требований пункта 3.1.8 настоящих Общих положений.
Способность систем и элементов, важных для безопасности, осуществлять свои функции в условиях внутренних и внешних воздействий, при которых в соответствии с проектом АС требуется их работа, должна иметь объективные подтверждения - это могут быть заводские испытания, испытания при вводе блока АС в эксплуатацию, научно-исследовательские работы, испытания при эксплуатации.
Разработка упоминаемой в комментируемом пункте программы имеет целью, во-первых, систематизацию информации о наличии или отсутствии подтверждения способности систем и элементов, важных для безопасности, выполнить свои функции в условиях внутренних и внешних воздействий, при которых требуется их работа, и, во-вторых, планирование системной работы по получению такого подтверждения для систем и элементов, у которых оно отсутствует (например, планирование исследований сейсмостойкости строительных конструкций), либо для систем и элементов, для которых подобное подтверждение хотя и выполнялось, но его представительность вследствие имеющих место в процессе эксплуатации механизмов старения или иных обстоятельств может быть поставлена под сомнение.
4.1.10. Эксплуатирующей организацией должен быть установлен и поддерживаться порядок ведения, хранения и пересмотра эксплуатационной документации.
После проведения модернизации и реконструкции систем и элементов АС до начала их эксплуатации административное руководство АС должно обеспечить своевременное внесение необходимых изменений в эксплуатационную документацию.
Проект АС, исполнительная документация на сооружение АС, акты испытаний и исполнительная документация на техническое обслуживание и ремонт систем (элементов) безопасности и элементов, важных для безопасности, отнесенных к классам безопасности 1 и 2, должны храниться на АС в течение полного жизненного цикла АС.
Порядок ведения, хранения и пересмотра эксплуатационной документации устанавливается, как правило, соответствующими нормативными документами эксплуатирующей организации.
Установленный порядок ведения и хранения обеспечивает, в частности, своевременное внесение необходимых изменений в документацию, а также использование на всех рабочих местах актуальной редакции документации со всеми внесенными изменениями.
При пересмотре эксплуатационной документации учитываются изменившиеся требования нормативных правовых актов, современный уровень развития науки, техники и производства, результаты внутренних и внешних проверок, самооценок безопасности, рекомендации, содержащиеся в руководствах по безопасности при использовании атомной энергии, накопленный опыт применения на АС пересматриваемой документации, эксплуатационный опыт как самой АС, так и опыт других предприятий, в том числе международный.
Важным требованием к эксплуатационной документации является ее соответствие актуальному состоянию АС - это одно из необходимых условий предотвращения ошибок персонала, а также ошибочных решений. В связи с этим, внесение изменений в системы и элементы АС (в том числе при реконструкции и модернизации) должно сопровождаться своевременным (до начала эксплуатации подвергшихся изменению систем и элементов АС) внесением соответствующих изменений в эксплуатационную документацию.
Требование хранения на АС проекта АС, исполнительной документации на сооружение АС, а также актов испытаний и исполнительной документации на ТОиР СБ, а также элементов, важных для безопасности, отнесенных к классам 1 и 2, в течение всего срока службы АС направлено на обеспечение возможности, при необходимости, отслеживания проводившихся работ, связанных с состоянием имеющих наиболее значимое влияние на безопасность АС систем и элементов АС.
4.1.11. Документированные сведения о контроле за пределами и условиями безопасной эксплуатации должны храниться на АС в течение двух кампаний между перегрузками, но не менее двух лет. До уничтожения записей результаты должны включаться в периодические отчеты о состоянии безопасности АС, выпускаемые эксплуатирующей организацией.
Соблюдение пределов и условий безопасной эксплуатации является одним из аспектов, характеризующих текущий уровень безопасности АС, вследствие чего требуется сохранение документации, содержащей информацию об этом. Срок хранения документации, содержащей сведения о контроле за пределами и условиями безопасной эксплуатации, установлен исходя из необходимости отражения ее в периодических отчетах о состоянии безопасности АС, подготавливаемых эксплуатирующей организацией в соответствии с положениями пункта 4.1.1.
4.1.12. Испытания на АС, не предусмотренные технологическим регламентом эксплуатации блока АС и инструкциями по эксплуатации, относятся к ядерно опасным работам и должны проводиться по программам, содержащим меры по обеспечению безопасности этих испытаний на основе выполненного анализа безопасности.
Данные программы испытаний должны быть согласованы разработчиками проектов РУ и АС и утверждены эксплуатирующей организацией. Испытания разрешаются в соответствии с условиями действия лицензии и проводятся по решению эксплуатирующей организации.
Требования к испытаниям, предусмотренным технологическим регламентом эксплуатации блока АС, либо составленным на его основе инструкциям по эксплуатации, включаются в эти документы на основе проекта АС, где они должны быть проанализированы разработчиками проекта АС с учетом возможных ситуаций, влияющих на безопасность АС. Сведения о таких испытаниях должны быть отражены в ООБ АС и рассмотрены Ростехнадзором при лицензировании.
Поэтому, если возникает необходимость в проведении на АС каких-либо испытаний, не предусмотренных технологическим регламентом эксплуатации блока АС и инструкциями по эксплуатации, то они должны проводиться по программам, содержащим обоснование безопасности и меры по обеспечению безопасности этих испытаний. Невыполнение указанного требования может привести к нарушению нормальной эксплуатации, в том числе и к авариям, в связи с тем, что при проведении каких-либо испытаний без согласования с разработчиками проекта АС и РУ могут быть неправильно оценены или упущены из рассмотрения различные влияющие на безопасность АС аспекты, явления и эффекты, не проявляющиеся в штатных ситуациях, установленных в технологическом регламенте эксплуатации блока АС и инструкциях по эксплуатации.
В связи с этим, такие испытания относятся к ядерно опасным работам, то есть к работам, выполняемым по специально разрабатываемым программам. Для разработки программ анализируется безопасность АС при выполнении работ, разрабатываются меры по обеспечению безопасности.
Помимо требования о порядке согласования и утверждения программы проведения испытаний комментируемый пункт содержит также требование наличия разрешения на проведение испытаний в соответствии с условиями действия лицензии. Для внесения соответствующих изменений в условия действия лицензии эксплуатирующая организация в соответствии с установленным порядком должна подать в Ростехнадзор соответствующее заявление. В условиях действия лицензии могут устанавливаться ограничения, направленные на обеспечение безопасности при проведении испытаний.
Непосредственно испытания на АС могут быть начаты после выполнения всех рассмотренных выше условий по решению эксплуатирующей организации.
4.1.13. Имевшие место нарушения в работе АС, включая аварии, должны расследоваться в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. Ответственность за разработку и реализацию мер, предотвращающих повторение нарушений вследствие причин, вызывавших ранее нарушения в работе АС, несет эксплуатирующая организация.
Расследование нарушений в работе АС проводится в соответствии с ФНП "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций". В зависимости от определяемой в соответствии с указанными ФНП категории нарушения в работе АС, комиссия по расследованию создается Ростехнадзором, эксплуатирующей организацией или в порядке, установленном эксплуатирующей организацией.
Расследование нарушений в работе АС - важная составляющая анализа опыта эксплуатации, позволяющая на основе определения непосредственных и коренных причин нарушения повышать безопасность АС посредством разработки и реализации мер, направленных на предотвращение повторения аналогичных нарушений в работе АС.
Анализ непосредственных и коренных причин нарушений в работе АС используется для разработки мер по предотвращению нарушений на АС не только в отношении АС, на которой имело место нарушение, но и для других АС. Ответственность за разработку указанных мер ложится на эксплуатирующую организацию, что соответствует также требованию пункта 1.2.23, в соответствии с которым эксплуатирующая организация должна осуществлять деятельность по повышению безопасности АС на основе планов, составленных, в том числе, на основе учета опыта эксплуатации.
4.1.14. Эксплуатирующая организация обязана направлять в установленном порядке в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и уполномоченный орган управления использованием атомной энергии информацию о нарушениях в работе АС. Должен быть обеспечен беспрепятственный доступ представителей уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии к оперативной документации, содержащей сведения об указанных нарушениях в соответствии с действующим законодательством.
Эксплуатирующая организация должна обеспечить хранение материалов расследования нарушений в работе АС на протяжении всего срока эксплуатации АС.
Объем передаваемой в орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и уполномоченный орган управления использованием атомной энергии информации о нарушении в работе АС определяется ФНП "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций" и включает оперативные сообщения о нарушении, предварительное сообщение о нарушении в работе АС, а также отчет о нарушении в работе АС, выпускаемый по результатам работы комиссии по расследованию.
Информация о событиях, имевших место на АС, их непосредственных и коренных причинах может потребоваться в случае возникновения подобных событий в будущем, при дальнейшей эксплуатации АС. Поэтому установлено, что указанная информация хранится до конца срока службы АС. См. также комментарий к пункту 4.1.15.
4.1.15. При эксплуатации АС эксплуатирующая организация должна обеспечивать сбор, обработку, анализ, систематизацию и хранение информации об отказах элементов систем, важных для безопасности, и неправильных действиях персонала, а также ее оперативную передачу всем заинтересованным организациям в установленном порядке, включая разработчиков проекта АС и РУ. При этом особое внимание должно уделяться событиям, являющимся предвестниками тяжелых аварий, чтобы до возникновения таких событий обеспечивалась возможность принятия необходимых корректирующих мер.
Сбору, обработке, анализу, систематизации и хранению подлежит как информация об отказах элементов, важных для безопасности, и ошибках персонала, связанных с нарушениями в работе АС, так и об иных отказах и ошибках.
Эта деятельность осуществляется в рамках выполнения требований пунктов 1.2.10 и 3.1.17 (см. комментарии к указанным пунктам), а также с целью планирования мер, направленных на повышение безопасности АС, в частности, мер по повышению надежности систем и элементов, важных для безопасности, в том числе направленных на снижение вероятности ошибок персонала. Если отказ элементов, важных для безопасности, или неправильные действия персонала вызывают событие, расцениваемое как нарушение в работе АС, то, в соответствии с требованиями ФНП "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций", должна оцениваться их значимость для безопасности, в том числе с привлечением ВАБ.
Особое внимание к предвестникам тяжелых аварий (см. комментарий к определению термина 54) состоит в том, что при выявлении таких событий должны приниматься своевременные корректирующие меры, направленные на предотвращение их возникновения в будущем, а также на предотвращение их развития в аварии.
4.1.16. В случае установления эксплуатирующей организацией отклонения (события), являющегося предвестником тяжелой аварии, для которого условная вероятность перехода в тяжелую аварию составляет 10-3 или более <10>, эксплуатирующая организация должна разработать план реализации мероприятий по предотвращению аналогичных отклонений (событий), а также разработать обоснование возможности эксплуатации блока АС на мощности на период до реализации мероприятий, предусмотренных данным планом. Указанные план и обоснование направляются эксплуатирующей организацией в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии на рассмотрение.
--------------------------------
<10> Если нереализовавшаяся часть аварийной последовательности, приводящей к тяжелой аварии, включает ИС, указанное значение условной вероятности относится к интервалу в 1 год.
Новое требование, отсутствовавшее в ранее действовавших ОПБ-88/97 (хотя требования вероятностной оценки нарушений в работе АС введены в ФНП уже много лет назад).
Требования данного пункта устанавливают особый порядок продолжения эксплуатации блока АС в случае, если для выявленного события - предвестника тяжелой аварии установлено (в рамках расследования нарушения в работе АС или же позднее), что условная вероятность перехода имевшего место события в тяжелую аварию является высокой. В качестве численного критерия используется значение условной вероятности, равное 10-3. Если событие - предвестник тяжелой аварии не связано с возникновением ИС (например, выявлен недостаток проекта АС, который при возникновении ИС проектной аварии проявится в неработоспособности СБ), то в качестве критериального используется значение 10-3 на интервале в один год.
Если значение условной вероятности перехода в тяжелую аварию превышает указанное выше критериальное значение, комментируемый пункт требует от эксплуатирующей организации разработки двух документов:
плана реализации мероприятий по предотвращению аналогичных событий;
обоснования возможности эксплуатации блока АС на мощности на период до реализации мероприятий, предусмотренных упомянутым выше планом.
Указанные документы представляются эксплуатирующей организацией в Ростехнадзор на рассмотрение.
Нельзя исключать ситуации, когда в результате разработки данного обоснования эксплуатирующая организация придет к выводу о невозможности эксплуатации блока АС на мощности до реализации плана мероприятий по предотвращению событий, аналогичных выявленному событию - предвестнику тяжелой аварии (в этом случае эксплуатация блока АС на мощности до реализации указанного плана осуществляться не должна).
4.1.17. Для АС, имеющих лицензию на эксплуатацию на срок более десяти лет, каждые 10 лет в установленном порядке должна выполняться периодическая оценка безопасности блока АС с учетом изменения характеристик площадки размещения АС, процессов старения элементов АС (в том числе оборудования, строительных конструкций), проведенных модернизаций, опыта эксплуатации, современного уровня развития науки, техники и производства, а также изменения требований нормативных документов с целью подтверждения возможности продолжения безопасной эксплуатации АС.
Новое требование, которое отражает сложившуюся за последние годы практику и теперь отражено в Федеральном законе "Об использовании атомной энергии".
Согласно положениям Закона, периодическая оценка безопасности выполняется в целях оценки состояния безопасности с учетом срока эксплуатации ЯУ, пункта хранения, а также старения оборудования в целях применения результатов такой оценки для обеспечения безопасности в период эксплуатации ЯУ, пункта хранения до следующей периодической оценки безопасности или до окончания срока эксплуатации ЯУ, пункта хранения.
Периодической оценке безопасности подлежат только блоки АС, имеющие лицензию на эксплуатацию со сроком действия более 10 лет.
4.1.18. Эксплуатирующая организация по результатам деятельности по управлению ресурсом элементов АС, важных для безопасности, анализа соответствия блока АС требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии может ставить вопрос о продлении срока эксплуатации блока АС сверх назначенного проектом срока его эксплуатации. Для эксплуатации блока АС в период дополнительного срока в установленном порядке должна быть получена новая лицензия на эксплуатацию блока АС.
В соответствии с ФНП "Основные требования к продлению срока эксплуатации блока атомной станции" решение о возможности продолжения эксплуатации блока АС после окончания назначенного (дополнительного) срока его эксплуатации должно приниматься эксплуатирующей организацией на основе:
результатов оценок остаточного ресурса незаменяемых элементов блока АС, а также строительных конструкций, зданий, сооружений и состояния их оснований;
результатов оценок безопасности блока АС, включая периодические оценки безопасности;
результатов выполненного комплексного обследования блока АС;
данных об изменении характеристик площадки размещения АС (включая данные об изменении сейсмичности) за предшествующий период эксплуатации;
оценки соответствия блока АС требованиям ФНП;
оценки возможности обеспечения безопасности временного хранения ОЯТ, образующегося в период дополнительного срока эксплуатации;
оценки возможности обеспечения безопасности при обращении с РАО, образующихся в период дополнительного срока эксплуатации;
оценки возможности обеспечения безопасности блока АС при его выводе из эксплуатации.
После принятия решения о возможности продолжения эксплуатации блока АС эксплуатирующая организация на основе результатов комплексного обследования должна разработать программу подготовки блока АС к продлению срока эксплуатации, предусматривающую:
обоснование остаточного ресурса важных для безопасности строительных конструкций, зданий, сооружений и состояния их оснований;
обоснование остаточного ресурса систем и элементов блока АС в период дополнительного срока эксплуатации;
мероприятия по замене элементов, выработавших свой ресурс или остаточный ресурс которых не может быть определен;
мероприятия по устранению (либо компенсации негативного влияния на безопасность блока АС) имеющихся несоответствий требованиям ФНП;
мероприятия по модернизации блока АС с целью обеспечения безопасности его эксплуатации;
перечень испытаний систем и элементов блока АС;
разработку (актуализацию) программы управления ресурсом, систем и элементов блока АС в период дополнительного срока эксплуатации с учетом запланированных мероприятий по замене и (или) модернизации систем и элементов блока АС;
разработку (актуализацию) мероприятий по мониторингу состояния строительных конструкций, зданий, сооружений и их оснований, а также систем и элементов блока АС в период дополнительного срока эксплуатации;
разработку на период дополнительного срока эксплуатации отдельной типовой программы эксплуатационного неразрушающего контроля металла оборудования, трубопроводов и других элементов АС;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875