II. Анализ финансово-экономического состояния эксплуатантов, выполняющих международные коммерческие воздушные перевозки
II. Анализ финансово-экономического состояния
эксплуатантов, выполняющих международные коммерческие
воздушные перевозки
9. Рекомендации настоящей главы предназначены для опытной апробации и аналитического использования с 1 апреля 2018 г. по 30 июня 2019 г. применительно к эксплуатантам, выполняющим международные коммерческие воздушные перевозки, и располагающим гражданскими воздушными судами общей емкостью свыше 3000 кресел.
При анализе и оценке показателей настоящей главы настоящих Методических рекомендаций дополнительно к документам, указанным в главе I настоящих Методических рекомендаций, требуется следующая информация, подготавливаемая, рассчитываемая и заверенная главным бухгалтером и генеральным директором, представляемая эксплуатантом:
а) выручка эксплуатанта (с учетом детализации);
б) данные о прибыли (убытках) от продаж (с учетом детализации);
в) сумма прочих доходов (с учетом детализации);
г) данные о дебиторской задолженности (с учетом детализации);
д) данные о финансовых вложениях (с учетом детализации);
е) данные о краткосрочных вложениях;
ж) данные о сумме вложений в ценные бумаги, имеющие биржевое обращение;
з) данные о имеющихся векселях, выпущенных компаниями, имеющими выручку не менее 5 млрд рублей, и имеющими срок погашения в течение следующих пяти лет от даты выпуска векселя;
и) данные о структуре группы компаний (определенных банком-кредитором как группа взаимосвязанных компаний);
к) справка об открытых расчетных счетах (рублевые/валютные) из ИФНС;
л) перечень ссудных счетов с указанием банков-кредиторов;
м) расшифровка кредитного портфеля в разрезе договоров, с указанием о невыбранных лимитах (с учетом детализации по форме приложения N 2 к настоящим Методическим рекомендациям), заверенная банком-кредитором;
н) копии кредитных договоров/соглашений со всеми приложениями, заверенные банком-кредитором;
о) копии договоров залога и поручительства, заверенные банком-кредитором;
п) справка о забалансовых обязательствах (поручительства/соглашения об уступке прав/требований).
10. Оценка и анализ финансово-экономического состояния эксплуатанта включают:
расчет показателей (характеристик) деятельности и финансово-экономического состояния эксплуатанта в целях отнесения эксплуатанта к одному из классов финансовой стабильности;
анализ достигнутых и прогнозируемых показателей (характеристик) деятельности и финансово-экономического состояния эксплуатанта, включая характеристику выявленных тенденций и обусловивших их факторов и причин, выявление рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта;
подготовку выводов по результатам проведенного анализа, соответствующего требованиям настоящих Методических рекомендаций.
Заключение для целей оценки текущего финансово-экономического состояния по данным отчетности эксплуатанта должно содержать выводы о категории прибыльности и подкатегории финансовой устойчивости эксплуатанта.
11. Оценка выполняющих международные коммерческие воздушные перевозки эксплуатантов в дополнение к исходной информации, перечисленной в главе II настоящих Методических рекомендаций, основывается также на дополнительных расшифровках, предоставляемых в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, в том числе на данных, включенных в справку "Расчет оборотного капитала".
12. Оценка включает получение результатов объективного анализа показателей их долговой нагрузки, отношения долговой нагрузки к сумме операционной прибыли и амортизации, уровня краткосрочной задолженности и его отношения к объему ликвидных активов.
13. Значения показателей используются для обоснования выводов об отнесении эксплуатантов к одной из категорий прибыльности и подкатегории финансовой устойчивости. Эксплуатанты разделяются на следующие категории по прибыльности и подкатегории финансовой устойчивости:
эксплуатанты, имеющие прибыльную операционную модель:
а) с приемлемым уровнем долга;
Эксплуатанты, имеющие неубыточную операционную модель:
а) с приемлемым уровнем долга;
эксплуатанты с убыточной операционной моделью:
а) с приемлемым уровнем долга;
При проведении оценки в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями выявление противоречий в представленных эксплуатантами документах и отчетности (в том числе между данными форм бухгалтерского (финансового) учета и форм государственной статистической отчетности) является основанием для отнесения эксплуатанта в категорию: "Эксплуатанты с убыточной операционной моделью с высоким уровнем долга.
14. Финансовые риски эксплуатантов первой категории, имеющих прибыльную операционную модель, оцениваются с точки зрения коэффициента финансовой устойчивости, определяемого как отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к операционной прибыли до амортизации.
Финансовые риски эксплуатантов второй и третьей категории, имеющих неубыточную или убыточную операционную модель, анализируются:
через качество структуры активов и пассивов - соответствие доли ликвидных активов краткосрочным обязательствам и структуры ликвидных активов;
через отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к среднему арифметическому положительных значений операционной прибыли до амортизации эксплуатанта за последние 3 года.
15. Эксплуатант, относящийся к прибыльной операционной модели, должен соответствовать следующим значениям аналитических показателей, рассчитывающимся на основе форм 1 и 2 бухгалтерской (финансовой) отчетности и формы 67-ГА "Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта":
рентабельность по операционной прибыли до амортизации - не менее 2,5%;
определение подкатегории финансовой устойчивости внутри данной категории определяется следующими правилами:
с приемлемым уровнем долга - отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации - не более 3;
со средним уровнем долга - отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации - не более 5;
с высоким уровнем долга - отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации - более 5.
16. Эксплуатант, относящийся к неубыточной операционной модели, должен соответствовать следующим значениям аналитических показателей, рассчитывающимся на основе форм 1 и 2 бухгалтерской (финансовой) отчетности:
рентабельность по операционной прибыли до амортизации - более 0%, но менее 2,5%;
соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате - более 0%;
соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате с учетом чистых прочих доходов - более 0% (в случае отрицательного значения вышеуказанного показателя).
Определение подкатегории финансовой устойчивости внутри данной категории определяется по следующим правилам:
отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности - не менее 90%;
доля денежных средств в составе ликвидных активов - не менее 20%;
отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к среднему арифметическому положительных значений операционной прибыли до амортизации эксплуатанта за последние 3 года - не более 3;
в случае если финансовые показатели эксплуатанта не соответствуют критериям эксплуатанта с приемлемым уровнем долга, он относится к подкатегории с высоким уровнем долга.
17. Эксплуатанты, не относящиеся к первой и второй категориям, указанным в пункте 13 настоящих Методических рекомендаций, относятся к категории с убыточной операционной моделью.
Определение подкатегории финансовой устойчивости внутри данной категории определяется следующими правилами:
а) отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности - не менее 120%;
б) доля денежных средств в составе ликвидных активов - не менее 25%;
в) отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к среднему арифметическому положительных значений операционной прибыли до амортизации эксплуатанта за последние 3 года - не более 2;
в случае если финансовые показатели эксплуатанта не соответствуют критериям эксплуатанта с приемлемым уровнем долга, он относится к подкатегории с высоким уровнем долга.
18. Эксплуатанты с высоким уровнем долга должны дополнительно предоставлять в Росавиацию не позднее 1 сентября расчет достаточности оборотного капитала.
Сумма оборотного капитала должна быть не менее 4,7% от суммы выручки за последние 12 месяцев, умноженная на коэффициент изменения парка авиакомпании.
Подтверждением оборотного капитала могут являться активы, ограниченные следующим перечнем:
в) вложения в ценные бумаги, имеющие биржевое обращение;
г) векселя, выпущенные компаниями, имеющими выручку не менее 5 млрд. рублей, и имеющие срок погашения в течение следующих пяти лет;
д) подписанные кредитные соглашения с кредитными организациями с невыбранными лимитами.
19. Расчет показателей производится по следующим формулам:
а) рентабельность по операционной прибыли до амортизации:
(прибыль (убыток) от продаж <*> (код 2200) + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА)) / (выручка <*> (код 2110);
б) соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате:
прибыль (убыток) от продаж <*> (код 2200) + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА) - проценты к уплате <*> (код 2330);
в) соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате с учетом чистых прочих доходов (сумма кодов 2340 и 2350): прибыль (убыток) от продаж <*> (код 2200) + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА) - проценты к уплате (код 2330) + прочие доходы <*> (код 2340) - прочие расходы <*> (код 2350);
г) отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации:
(чистый долг) / (операционная прибыль до амортизации),
чистый долг = итого по разделу IV "Долгосрочные обязательства" бухгалтерского баланса эксплуатанта (код 1400) +
+ итого по разделу V "Краткосрочные обязательства" бухгалтерского баланса эксплуатанта (код 1500) -
денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250) -
финансовые вложения <*> (коды 1170, 1240) - дебиторская задолженность <*> (код 1230);
д) операционная прибыль до амортизации =
прибыль (убыток) от продаж <*> (код 2200) + прочая прибыль (убыток) от продаж (сумма строк 2340 и 2350) по производным финансовым инструментам + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА);
е) отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности:
(ликвидные активы) / (итого по разделу V "Краткосрочные обязательства" (код 1500),
ликвидные активы = денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250) +
+ финансовые вложения <*> (коды 1170, 1240) + дебиторская задолженность <*> (код 1230).
Доля денежных средств в составе ликвидных активов:
(денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250)) / (ликвидные активы)
оборотные активы - оборотные пассивы,
оборотные активы = запасы (код 1210) + дебиторская задолженность <*> (код 1230) +
+ финансовые вложения <*> (код 1240) + денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250) + прочие оборотные активы (1260);
--------------------------------
<*> Указанные показатели применяются с учетом указанной в пункте 20 настоящих Методических рекомендаций детализации.
оборотные пассивы = кредиторская задолженность (код 1520) + доходы будущих периодов (код 1530) + оценочные обязательства (1540) + прочие обязательства (код 1550).
20. Детализация, необходимая для расчета отдельных слагаемых или показателей:
а) порядок расчета и предоставления данных по выручке:
выручка (код 2110) должна включать в себя только операции по продаже билетов и оказанию услуг по перевозке пассажиров и грузов. Кроме того, выручка должна фиксироваться не по дате продажи билета, а по дате выполнения обязательств по перевозке, с учетом поправки на подпункт "б" пункта 2.
Выручка эксплуатанта (код 2110) не может в себя включать:
выручку, не связанную с воздушными перевозками или носящую разовый, или нерегулярный характер, в том числе предоплаты от туристических компаний;
продажу билетов и услуг, которые будут осуществлены эксплуатантом в течение более 30 дней с момента отчетности;
б) порядок расчета и предоставления данных по прибыли (убытка) от продаж (код 2200):
при расчете прибыли (убытка) от продаж (код 2200) необходимо учитывать выручку в соответствии с вышеуказанным порядком;
в) порядок расчета и предоставления данных по прочим доходам (код 2340):
прочие доходы (код 2340) для целей настоящего положения должны включать в себя доходы эксплуатантов от сделок с производными финансовыми инструментами на курс валюты и стоимость авиационного топлива, имеющие обращение на организованных биржевых площадках;
прочие доходы (код 2340) не должны учитывать результаты реализации активов компании;
г) порядок расчета и предоставления данных по дебиторской задолженности:
в качестве дебиторской задолженности может приниматься исключительно:
задолженность клиентов по договорам на воздушную перевозку;
накопленный, но не выплаченный процентный (купонный) доход по облигациям, в том числе принимаемый к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, за исключением накопленного процентного (купонного) дохода по облигациям, в отношении эмитента которых в соответствии с законодательством Российской Федерации опубликованы сведения о просрочке исполнения эмитентом обязательства по выплате указанного дохода или сведения о применении к эмитенту процедуры банкротства;
задолженность профессиональных участников рынка ценных бумаг перед эксплуатантами по сделкам репо.
В качестве дебиторский задолженности не может применяться:
любые предоплаты, связанные с ремонтом и обслуживанием парка воздушных судов эксплуатанта;
предоплата за запасные части для парка воздушных судов эксплуатанта;
обязательства туристических агентств.
Дебиторская задолженность, указанная в подпунктах "г", "е" пункта 19 настоящих Методических рекомендаций, принимается к расчету с учетом следующих поправок:
если срок ее возникновения составляет менее 90 дней с даты предоставления отчетности, то используется поправочный коэффициент 1,0;
если срок ее возникновения является равным или составляет более 90 дней, но менее 180 дней с даты предоставления отчетности, то с коэффициентом 0,8;
если срок ее возникновения является равным или более 180 дней, но менее 360 дней с даты предоставления отчетности, то с коэффициентом 0,5;
если срок ее возникновения составляет более 360 дней с даты предоставления отчетности, то с коэффициентом 0,0;
д) порядок расчета и предоставления данных по финансовым вложениям:
к расчету финансовых вложений эксплуатантов принимаются следующие ценные бумаги, включенные в котировальные списки первого (высшего уровня):
российские и иностранные акции публичных обществ (компаний), а также депозитарные расписки на них;
российские и иностранные облигации;
инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, а также ценные бумаги иностранных организаций, которые в соответствии с законодательством страны инкорпорации данных иностранных организаций относятся к схемам коллективного инвестирования или схемам совместного инвестирования, как с образованием, так и без образования юридического лица (далее - иностранные фонды);
к расчету финансовых вложений также принимаются:
положительная вариационная маржа по сделкам с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
векселя российских компаний, имеющих выручку не менее 5 млрд. рублей и срок погашения в течение следующих пяти лет;
не реструктурированная задолженность российских компаний перед эксплуатантом (выданный займ), обеспеченная не менее чем на 100% залогом недвижимого имущества по залоговой стоимости имущества, определенной независимым оценщиком;
к расчету финансовых вложения эксплуатантов не принимается:
займы юридическим лицам, которые имеют просроченную или пролонгированную (реструктурированную) задолженность перед организацией;
любые финансовые вложения в юридические лица, которые по состоянию на расчетную дату ликвидированы, находятся в процессе ликвидации или в отношении которых введены процедуры банкротства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
к расчету финансовых вложений эксплуатантов принимаются следующие активы, имеющие оценку, проведенные независимым оценщиком:
вложения в акции дочерних компаний, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, данные инструменты не могут превышать 10% всех финансовых вложений эксплуатантов в целях расчета показателей для настоящего положения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875