2.1. В рамках осуществления внутреннего контроля организатор торговли должен:
осуществлять выявление, анализ, оценку, мониторинг риска возникновения у организатора торговли расходов (убытков) и (или) иных неблагоприятных последствий в результате несоответствия деятельности, осуществляемой им на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, требованиям федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов, правилам организованных торгов, учредительным и внутренним документам организатора торговли, а также в результате применения мер со стороны Банка России (далее - регуляторный риск деятельности по организации торгов), а также управление таким риском;
назначить контролера или сформировать службу внутреннего контроля, за исключением случая, когда по решению товарной торговой системы функции контролера (службы внутреннего контроля) возлагаются на должностное лицо (отдельное структурное подразделение), ответственное за организацию системы управления рисками товарной торговой системы;
(в ред. Указания Банка России от 13.05.2025 N 7054-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
разработать документ, определяющий порядок организации и осуществления внутреннего контроля (далее - положение о внутреннем контроле), порядок и периодичность пересмотра (не реже одного раза в год) положения о внутреннем контроле на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, в том числе требованиям пункта 2.8 настоящего Указания.
2.2. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности единоличным исполнительным органом организатора торговли и подотчетен единоличному исполнительному органу организатора торговли в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "Об организованных торгах".
2.3. Организатор торговли в случае временного отсутствия контролера (руководителя службы внутреннего контроля) должен назначить лицо, исполняющее обязанности контролера (руководителя службы внутреннего контроля), а также создать условия, исключающие возникновение у такого лица конфликта интересов в течение всего периода осуществления им функций контролера (руководителя службы внутреннего контроля).
В случае отсутствия контролера (руководителя службы внутреннего контроля) более двух месяцев подряд, за исключением отсутствия в течение указанного времени по причине временной нетрудоспособности, организатор торговли должен назначить нового контролера (руководителя службы внутреннего контроля), действующего на постоянной основе.
2.4. Контролер (служба внутреннего контроля) в рамках организации внутреннего контроля организатором торговли осуществляет следующие функции:
2.4.1. Организация процессов, направленных на выявление, анализ, оценку, мониторинг и управление регуляторным риском деятельности по организации торгов, в том числе разработка и контроль выполнения мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение последствий реализации регуляторного риска деятельности по организации торгов.
В рамках управления регуляторным риском деятельности по организации торгов контролер (служба внутреннего контроля) должен (должна) осуществлять мониторинг деятельности структурных подразделений (работников структурных подразделений) организатора торговли в целях управления указанным риском и определения источников возникновения регуляторного риска, в том числе на предмет соблюдения сроков представления отчетности в Банк России, порядка и сроков раскрытия информации, требований к размеру, порядку и срокам расчета собственных средств организатора торговли, а также контролировать исполнение предписаний (требований) Банка России.
2.4.2. Ведение учета событий, связанных с регуляторным риском деятельности по организации торгов.
2.4.3. Определение вероятности возникновения событий, связанных с регуляторным риском организатора торговли, и количественная оценка возможных последствий возникновения событий, связанных с регуляторным риском организатора торговли.
2.4.4. Информирование единоличного исполнительного органа организатора торговли о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска деятельности по организации торгов, приведших (способных привести) к последствиям, признанным организатором торговли существенными, в том числе к возникновению у организатора торговли и (или) его клиентов (контрагентов) расходов (убытков), признанных организатором торговли существенными (далее - существенные события регуляторного риска деятельности по организации торгов), в течение рабочего дня с момента обнаружения вероятности наступления и (или) наступления указанных событий.
2.4.5. Анализ соблюдения организатором торговли прав клиентов в рамках осуществления деятельности по организации торгов.
2.4.6. Участие в рассмотрении обращений (в том числе жалоб), запросов и заявлений, связанных с деятельностью по организации торгов, в части выявления регуляторного риска деятельности по организации торгов, а также анализ статистики указанных обращений, запросов и заявлений (при наличии).
2.4.7. Участие в мероприятиях, направленных на предотвращение конфликта интересов в деятельности организатора торговли.
2.4.8. Участие в разработке внутренних документов организатора торговли, направленных на соблюдение работниками организатора торговли норм профессиональной этики и поддержание деловой репутации, противодействие коммерческому подкупу и коррупции, а также мошенничеству в сфере деятельности по организации торгов.
2.4.9. Анализ проектов внутренних документов, связанных с осуществлением деятельности по организации торгов, положения о внутреннем контроле в целях выявления регуляторного риска деятельности по организации торгов.
2.4.10. Разработка и представление на рассмотрение единоличному исполнительному органу организатора торговли следующих документов:
плана деятельности контролера (службы внутреннего контроля), а также изменений в план деятельности контролера (службы внутреннего контроля);
отчета о выявленных существенных событиях регуляторного риска деятельности по организации торгов, содержащего рекомендации о мерах, необходимых для недопущения и (или) предотвращения таких событий, - не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления указанных событий;
отчета о деятельности контролера (службы внутреннего контроля), содержащего рекомендации по управлению регуляторным риском деятельности по организации торгов, информацию о принятых мерах, направленных на снижение или отказ от регуляторного риска деятельности по организации торгов, и о результатах мониторинга деятельности структурных подразделений (работников структурных подразделений) организатора торговли, осуществляемого в рамках управления регуляторным риском деятельности по организации торгов.
2.4.11. Участие в рамках своей компетенции во взаимодействии организатора торговли с Банком России.
2.4.12. Информирование единоличного исполнительного органа обо всех случаях, препятствующих осуществлению функций контролера (службы внутреннего контроля).
2.4.13. Иные функции, определенные положением о внутреннем контроле и осуществляемые организатором торговли в рамках внутреннего контроля.
2.5. По решению организатора торговли контролер (руководитель службы внутреннего контроля) входит в состав создаваемых организатором торговли комитетов и комиссий, не являющихся структурными подразделениями организатора торговли, при условии соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 2.7 настоящего Указания. В этом случае контролеру (руководителю службы внутреннего контроля) запрещено возглавлять комитет или комиссию, за исключением случаев, когда в компетенцию комитета или комиссии входят исключительно вопросы, связанные с осуществлением внутреннего контроля.
2.6. По решению организатора торговли на контролера (службу внутреннего контроля) организатора торговли при условии соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 2.7 настоящего Указания, могут быть возложены функции:
должностного лица (структурного подразделения), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4193; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; 2012, N 31, ст. 4334; 2013, N 30, ст. 4082, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4219; 2016, N 27, ст. 4225) (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных актов, при соблюдении требования к подотчетности должностного лица (структурного подразделения) организатора торговли, установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ;
контролера (службы внутреннего контроля) юридического лица, осуществляющего один или несколько видов деятельности, указанных в части первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и (или) лица, указанного в пункте 5 части второй статьи 76.9-5 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (при совмещении деятельности организатора торговли с деятельностью таких юридических лиц с соблюдением требований, установленных частями 3 и 4 статьи 5, частью 5 статьи 9 и частью 5 статьи 12 Федерального закона "Об организованных торгах").
(в ред. Указания Банка России от 13.05.2025 N 7054-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.7. Передача контролеру (службе внутреннего контроля) функций, исполнение которых может привести к конфликту интересов, не допускается.
2.8. Организатор торговли должен осуществлять внутренний контроль в соответствии с положением о внутреннем контроле, содержащим:
цели, задачи и методы осуществления внутреннего контроля;
перечень функций контролера (службы внутреннего контроля);
права и обязанности контролера (службы внутреннего контроля);
перечень осуществляемых организатором торговли мероприятий, направленных на обеспечение независимости контролера (работников службы внутреннего контроля) от структурных подразделений (работников структурных подразделений) организатора торговли, деятельность которых непосредственно связана с возникновением регуляторного риска деятельности по организации торгов;
порядок выявления, анализа, оценки и мониторинга регуляторного риска деятельности по организации торгов, а также порядок управления регуляторным риском деятельности по организации торгов, в том числе порядок принятия решений организатором торговли в рамках управления регуляторным риском;
порядок и критерии признания организатором торговли событий регуляторного риска деятельности по организации торгов существенными, а также перечень видов существенных событий регуляторного риска деятельности по организации торгов;
порядок и критерии признания последствий, указанных в подпункте 2.4.4 пункта 2.4 настоящего Указания, существенными;
порядок учета событий, связанных с регуляторным риском деятельности по организации торгов;
порядок определения вероятности возникновения событий, связанных с регуляторным риском деятельности по организации торгов, и количественной оценки возможных последствий, связанных с возникновением указанных событий;
особенности организации и осуществления внутреннего контроля при совмещении деятельности по организации торгов с иными видами деятельности, а также в случае наличия у организатора торговли филиалов и представительств;
порядок привлечения организатором торговли третьих лиц для осуществления отдельных функций в рамках внутреннего контроля в соответствии с пунктом 1.5 настоящего Указания (в случае привлечения третьих лиц), а также предъявляемые требования, критерии оценки эффективности осуществления указанными лицами отдельных функций контролера (службы внутреннего контроля) и перечень мероприятий, планируемых к осуществлению организатором торговли на случай реализации рисков, связанных с привлечением третьих лиц;
порядок, периодичность (не реже одного раза в год) и сроки разработки (пересмотра) и утверждения плана деятельности контролера (службы внутреннего контроля), предусмотренного абзацем вторым подпункта 2.4.10 пункта 2.4 настоящего Указания, а также порядок внесения в него изменений;
порядок и сроки подготовки и направления единоличному исполнительному органу организатора торговли на рассмотрение отчетов, предусмотренных абзацами третьим и четвертым подпункта 2.4.10 пункта 2.4 настоящего Указания, требования к форме и содержанию отчетов, а также периодичность подготовки и направления отчета, предусмотренного абзацем четвертым подпункта 2.4.10 пункта 2.4 настоящего Указания (не реже одного раза в год);
порядок информирования контролером (службой внутреннего контроля) единоличного исполнительного органа организатора торговли о вероятных и (или) наступивших существенных событиях регуляторного риска деятельности по организации торгов;
порядок информирования структурными подразделениями (работниками структурных подразделений) и должностными лицами организатора торговли контролера (руководителя службы внутреннего контроля) о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска деятельности по организации торгов;
порядок, периодичность (не реже одного раза в год) и сроки доведения до сведения совета директоров (наблюдательного совета) организатора торговли информации о результатах осуществления организатором торговли процессов и мероприятий по управлению регуляторным риском деятельности по организации торгов, о мерах, принятых для снижения регуляторного риска, а также направленных на совершенствование управления регуляторным риском;
порядок, периодичность (не реже одного раза в год) и сроки составления и направления единоличному исполнительному органу организатора торговли заключения о соответствии (несоответствии) положения о внутреннем контроле требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, учредительным и внутренним документам организатора торговли;
порядок выполнения структурными подразделениями (работниками структурных подразделений) и должностными лицами организатора торговли требований контролера (службы внутреннего контроля), связанных с осуществлением контролером (службой внутреннего контроля) своих функций.
2.9. Положения, не предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Указания, по решению организатора торговли включаются в положение о внутреннем контроле, если указанные положения соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе пункту 2.8 настоящего Указания.
Положения, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Указания, по решению организатора торговли могут содержаться в одном или нескольких документах организатора торговли.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875