См. Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики за 2018 год.

Развитие механизмов коммуникаций с поднадзорными субъектами

Росфинмониторингом постоянно проводится адресная разъяснительная работа в целях повышения эффективности работы всех субъектов "антиотмывочной" системы, в том числе ориентируются на выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, и принятие мер, направленных на снижение возможных рисков ОД/ФТ.

В частности, к таким профилактическим мероприятиям относится дополнительное информирование частного сектора по вопросам ПОД/ФТ, посредством размещения на официальном сайте Росфинмониторинга информационных писем и рекомендаций в разделе "Организациям"/"Информационные сообщения".

В целях повышения эффективности исполнения субъектами статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ Росфинмониторингом обобщены проблемные вопросы, обозначенные представителями "антиотмывочной" системы, и опубликованы:

- рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, требований законодательства о ПОД/ФТ <6>;

--------------------------------

<6> Рекомендации Росфинмониторинга от 25.04.2018.

- информация о применении отдельных норм Федерального закона N 115-ФЗ лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг или бухгалтерских услуг <7>.

--------------------------------

<7> Информационное письмо Росфинмониторинга от 19.07.2018 N 54.

Повышение охвата юридических и физических лиц системой ПОД/ФТ позволило существенно расширить круг субъектов, до которых была доведена информация о необходимости исполнения обязательных требований, что снизило риски ОД/ФТ в секторах.

Одним из инструментов обеспечения эффективной "обратной связи" с частным сектором является Совет комплаенс <8>, в том числе на базе региональных Советов Комплаенс, созданных при Межрегиональных управлениях Росфинмониторинга.

--------------------------------

<8> Совет комплаенс - Консультативный орган при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В 1 полугодии 2018 года на заседаниях Советов комплаенс рассматривались используемые в Российской Федерации схемы подозрительной деятельности, меры по нивелированию возникающих рисков ОД/ФТ, в том числе направленные на повышение качества представления в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях с акцентом на конкретные риски, а также результаты участия субъектов первичного финансового мониторинга в мероприятиях национальной оценки рисков ОД/ФТ.

Особое внимание на таких заседаниях уделялось анализу практики применения права отказа в обслуживании клиента, обжалования действий кредитных организаций, механизма "реабилитации" клиентов, получивших отказ в обслуживании.

По итогам применения указанного механизма Росфинмониторингом даны разъяснения по ряду актуальных вопросов в сфере законодательства о ПОД/ФТ <9>.

--------------------------------

<9> Информационное письмо Росфинмониторинга от 30.07.2018 N 55 "О применении отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 470-ФЗ) в части функционирования механизма "реабилитации" клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в обслуживании".

Основными задачами Росфинмониторинга на текущий год являются:

- прохождение четвертого раунда взаимных оценок со стороны международных экспертов ФАТФ;

- повышение эффективности применения риск-ориентированного подхода и развитие механизмов предупреждения правонарушений с использованием формы дистанционного контроля;

- обеспечение понимания частным сектором рисков ОД/ФТ для совершенствования внутренних подходов в управлении рисками ОД/ФТ.

В этой связи Росфинмониторинг продолжит проведение профилактических мероприятий для частного сектора, направленных на создание условий для формирования устойчивой мотивации к исполнению законодательства о ПОД/ФТ.