См. Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики за 2018 год.

Результаты проведения мероприятий по контролю в отношении поднадзорных субъектов

Результаты проведения мероприятий по контролю в отношении

поднадзорных субъектов

Система государственного контроля в сфере ПОД/ФТ направлена в первую очередь на профилактику и предупреждение нарушений, на изменение поведенческой модели организаций, их должностных лиц, на повышение правосознания и правовой культуры руководителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, а также определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.

Росфинмониторинг на постоянной основе осуществляет дистанционный мониторинг-контроль за исполнением поднадзорными субъектами обязательных требований, с последующим комплексным анализом.

В 1 полугодии 2018 года контрольными мероприятиями были охвачены все поднадзорные Росфинмониторингу сектора.

Используемый в Росфинмониторинге метод планирования проведения проверок организаций на основе риск-ориентированного подхода, определяет выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю путем отнесения деятельности поднадзорных субъектов к определенному уровню риска (с учетом степени тяжести, частоты возникновения и возможных негативных последствий для охраняемых законом ценностей в результате несоблюдения обязательных требований).

В результате такого подхода в деятельности 100% поднадзорных субъектов, отобранных для проверок в 1 полугодии 2018 года, в ходе их проведения выявлены нарушения законодательства о ПОД/ФТ (в 1 полугодии 2017 года - 97%). В 97% из них: возбуждены дела об административных правонарушениях (далее - дело об АП) (в 1 полугодии 2017 года - 96%), в 78% - наложены административные наказания (в 1 полугодии 2017 года - 86%).

Результаты анализа более 200 материалов проверок в части наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований в разрезе видов деятельности организаций и ИП, поднадзорных Росфинмониторингу, приведены в Приложении N 1. Состав наиболее часто допускаемых нарушений, выявленных проверками в 1 полугодии 2018 года фактически не изменился по сравнению с 2016 - 2017 гг.

Одним из наиболее существенных нарушений обязательных требований является нарушение порядка и сроков представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также операций, имеющих признаки сомнительности <5>.

--------------------------------

<5> Порядок предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, определен пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, об операциях, имеющих риск ОД/ФТ - п. 2 ст. 6 и п. 3 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

В этой связи Росфинмониторингом посредством профилактических мероприятий уделяется особое внимание процессу качественного формирования представляемой в уполномоченный орган информации, в том числе о подозрительных операциях.

Типичным нарушением, выявляемым в ходе проверок поднадзорных субъектов, является несвоевременная постановка на учет в Росфинмониторинге и как следствие неиспользование функционала Личного кабинета для работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень).

В целом по результатам осуществления Росфинмониторингом государственного контроля (проверок, дистанционного мониторинг-контроля, в том числе посредством обратной связи с поднадзорными субъектами через Личный кабинет с целью добровольного устранения нарушений обязательных требований, профилактических мероприятий) в 1 полугодии 2018 года увеличилось на 3,5% количество действующих Личных кабинетов и доля организаций, использующих их для работы с Перечнем в целях выявления таких лиц.

Также существенной причиной допускаемых поднадзорными субъектами нарушений обязательных требований является недостаточное знание (понимание) нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ и (или) несвоевременное ознакомлением с внесенными в них изменениями.

В этой связи Росфинмониторинг разрабатывает и внедряет различные механизмы обучения (включая самообучение) поднадзорных субъектов, в том числе с использованием Личного кабинета.

Внедренный алгоритм оценки поднадзорных субъектов с использованием интерфейса Личного кабинета, а именно, доведение до них риск-оценки на основании признаков незаконопослушности позволяет проводить не только самооценку своей деятельности в сфере ПОД/ФТ, но и оперативно устранять нарушения до проведения проверочных мероприятий, что снижает административную нагрузку.

Основными доводами обжалования постановлений об административных правонарушениях в анализируемом периоде стали следующие:

- заявитель не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования - снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение);

- заявитель не согласен с составом правонарушения;

- заявитель не относит себя к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ.

Судебные органы при замене штрафов на предупреждения или снижении суммы штрафов в отдельных случаях руководствовались следующим:

- применение административного наказания в виде предупреждения не противоречит принципам справедливости наказания и его соразмерности;

- принятие заявителями к моменту рассмотрения дел в суде действенных мер, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований.

Доля обжалуемых в 1 полугодии 2018 году поднадзорными субъектами постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных уполномоченными должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга, не превышает 10% (аналогично в 1 полугодии 2017 года).

Необходимо отметить, что около 70% обжалуемых в судебных органах постановлений территориальных органов Росфинмониторинга о назначении штрафов оставлены в силе, а жалобы без удовлетворения.