Отчеты 2022 года о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценке рисков финансирования терроризма доведены Информационным письмом Банка России от 18.01.2023 N ИН-08-12/6.

1. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОМИНАЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - РЕЗИДЕНТОВ ("ФИРМ-ОДНОДНЕВОК") В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

1.1. Государством осуществляется комплекс мер по устранению номинальных юридических лиц: внедрены механизмы препятствования регистрации таких компаний и использованию для этого подставных физических лиц.

1.2. Активно применяются меры превентивного характера в виде единого списка клиентов кредитных организаций <19>, в отношении которых банки приняли решение:

--------------------------------

<19> Федеральный закон от 30.12.2015 N 424-ФЗ.

- об отказе в проведении операции;

- об отказе в заключении договора банковского обслуживания;

- о расторжении договора банковского обслуживания в связи с подозрениями в ОД/ФТ.

В 2017 году банками принято 620 тыс. решений об отказе, что позволило пресечь вывод в теневой сектор более 181 млрд руб.

Указанный реестр формируется Росфинмониторингом и передается в Банк России с целью последующего использования кредитными организациями при оценке уровня риска своих клиентов.

1.3. ФНС России проводится работа <20> по проверке достоверности ЕГРЮЛ в целях предотвращения регистрации и деятельности организаций, создаваемых для недобросовестной деятельности путем предоставления недостоверных сведений при регистрации. Осуществляется взаимодействие между ФНС России и кредитными организациями по принятию мер к расторжению договоров банковского обслуживания в случае подозрения на осуществление операций от имени "фирмы-однодневки".

--------------------------------

<20> Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ.

1.4. ФНС России разработана и используется автоматизированная система контроля за возмещением НДС (АСК НДС-2), которая позволяет выявлять действия, направленные на минимизацию подлежащей уплате в бюджет государства разницы между входящим и исходящим НДС за счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур.

В 2016 году на 24% возросло количество решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц (далее - ЮЛ), за полтора года из ЕГРЮЛ исключено около 1 млн ЮЛ.

Количество фирм-однодневок сократилось до исторического минимума и по состоянию на 01.06.2018 составило 7,3% от общего числа ЮЛ.

С помощью АСК НДС-2 за 1 квартал 2018 года без проведения проверок удалось дополнительно собрать в федеральный бюджет 12 млрд руб. (в 1,8 раза больше АППП).

В 2016 году почти в 2 раза увеличился процент возбуждения уголовных дел в сфере борьбы с экономической преступностью.

1.5. Российская Федерация присоединилась к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией, что позволит ФНС России с сентября 2018 года получать сведения о финансовых счетах российских налогоплательщиков от компетентных органов 74 <21> иностранных юрисдикций (включая офшорные).

--------------------------------

<21> В соответствии с информацией, опубликованной на сайте ОЭСР, по состоянию на 10.04.2018.

1.6. Установлена обязанность <22> юридических лиц располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и предоставлять ее по запросам уполномоченных органов, а также предусмотрена ответственность за нарушение данных требований.

--------------------------------

<22> Федеральный закон от 23.06.2016 N 215-ФЗ.

1.7. Повышена эффективность <23> уголовно-процессуальных механизмов в сфере борьбы с экономической преступностью.

--------------------------------

<23> Федеральный закон от 22.10.2014 N 308-ФЗ.

1.8. Банком России осуществляется постоянное ориентирование поднадзорных организаций на типологические признаки и схемы ОД с участием фирм-однодневок.