ОБЗОР

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРИЧИН, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ В ОТНОШЕНИИ СООРУЖЕНИЙ,

РАСПОЛОЖЕННЫХ В ПРЕДЕЛАХ БОЛЕЕ ОДНОГО КАДАСТРОВОГО ОКРУГА

(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА РЕШЕНИЙ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ

ЗА ПЕРИОД С АПРЕЛЯ ПО ИЮНЬ 2018 ГОДА)

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Положением "Об Управлении ведения ЕГРН", утвержденным приказом Росреестра от 05.10.2017 N п/0450, в Центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление ведения ЕГРН) осуществляется государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории более одного кадастрового округа.

С января по июнь 2018 года (6 месяцев) было рассмотрено 224 заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права.

00000001.png

В среднем в течение месяца рассматривается 37 заявлений об осуществлении учетно-регистрационных действий.

Принимая во внимание, что в 2017 году ежемесячно рассматривалось около 40 заявлений, можно сделать вывод, что количество заявлений, поступающих на рассмотрение в Управление ведения ЕГРН осталось на прежнем уровне.

Доля заявлений (по видам заявленных действий)

от общего количества поступивших заявлений об осуществлении

учетно-регистрационных действий

00000002.png

По результатам рассмотрения документов, поступивших с заявлениями, были приняты следующие решения:

об осуществлении учетно-регистрационных действий - по 46 заявлениям (в том числе - 22 по заявлениям о государственном кадастровом учете, 15 по заявлениям о государственной регистрации прав, 9 по заявлениям о государственной регистрации прав с одновременной постановкой на государственный кадастровый учет);

о приостановлении - по 83 заявлениям (34 по заявлениям о государственном кадастровом учете, 19 по заявлениям о государственной регистрации прав, 30 по заявлениям о государственной регистрации прав с одновременной постановкой на государственный кадастровый учет);

об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий (в том числе в связи с истечением срока приостановления) - по 38 заявлениям (20 по заявлениям о государственном кадастровом учете, 3 по заявлениям о государственной регистрации прав, 15 по заявлениям о государственной регистрации прав с одновременной постановкой на государственный кадастровый учет);

о прекращении учетно-регистрационных действий по основаниям, предусмотренным статьей 31 Закона о регистрации - по 9 заявлениям (3 по заявлениям о государственном кадастровом учете, 2 по заявлениям о государственной регистрации прав, 4 по заявлениям о государственной регистрации прав с одновременной постановкой на государственный кадастровый учет);

о возврате без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьей 25 Закона о регистрации, - по 9 заявлениям (7 - на осуществление государственного кадастрового учета, 2 - на осуществление государственной регистрации прав с одновременной постановкой на кадастровый учет).

Также по состоянию на 30.06.2018 срок принятия окончательного решения не наступил по 89 заявлениям (38 заявлений о государственном кадастровом учете, 22 заявления о государственной регистрации прав, 29 заявлений о государственной регистрации прав с одновременной постановкой на государственный кадастровый учет).

Основной и, пожалуй, самой главной причиной приостановления государственного кадастрового учета является нарушение положений пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации в части качества представляемых документов, а именно: несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документа. Как правило это несоответствие технического плана Требованиям к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования; например, представленный с заявлением технический план подготовлен с нарушением Требований).

Как показывает практика, это вызвано тем, что при подготовке технических планов, не учитываются особенности сооружений, расположенных более чем в одном кадастровом округе.

Так, не соблюдаются требования к формату представления файла обмена информацией (файла обмена) технического плана и его содержанию, установленные приказом Росреестра от 25.06.2015 N П/338 <1>.

--------------------------------

<1> Строка 1 приложения к настоящему Обзору.

Следует отметить, что при поступлении заявления о государственной регистрации права с одновременной постановкой на государственный кадастровый учет, при наличии оснований для приостановления в части государственного кадастрового учета, решение о приостановлении учетно-регистрационных действий будет принято даже в случае отсутствия оснований для приостановления в части государственной регистрации прав (и наоборот).

Также полагаем необходимым обратить внимание, что в отдельных случаях в дополнительно представленных документах, призванных устранять причины приостановления, допускаются новые ошибки, влекущие невозможность принятия положительного решения, в связи с чем нередко встречаются случаи, когда в отношении одного заявленного учетно-регистрационного действия, дополнительные документы представляются неоднократно.

Ниже приведена информация о количестве дополнительных обращений, по результатам рассмотрения которых причины, препятствующие осуществлению учетно-регистрационных действий, были устранены.

При этом в сравнении с 2017 годом качество документов, представляемых для целей осуществления учетно-регистрационных действий, заметно улучшилось. Так, количество положительных решений, принимаемых без представления дополнительных документов в 2018 году увеличилось более чем в 2 раза и составило 43% от общего числа заявлений, по которым было принято решение об осуществлении учетно-регистрационных действий.

Количество дополнительно представленных заявлений,

по результатам рассмотрения которых в 2017 году были

приняты положительные решения об осуществлении

учетно-регистрационных действий (всего 53 решения).

00000003.png

Количество дополнительно представленных заявлений,

по результатам рассмотрения которых в январе - июне

2018 года были приняты положительные решения

об осуществлении учетно-регистрационных действий

(всего 68 решений).

00000004.png

Из приведенных выше диаграмм видно, что количество положительных решений, принимаемых без необходимости представления дополнительных документов, увеличилось более чем в 2 раза, что свидетельствует о том, что информация, содержащаяся в предыдущих Обзорах, размещенных на сайте Росреестра, принята к сведению лицами, осуществляющими подготовку необходимых для осуществления государственного кадастрового учета документов.

Как уже было указано ранее, к основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, относятся несоблюдение Требований. Перечень наиболее распространенных ошибок, а также рекомендации по их устранению (недопущению) приведены в приложении к настоящему Обзору.

Следует отметить, что указанные ошибки и рекомендации не изменились по сравнению с аналогичным перечнем, изложенным в предыдущих подобных Обзорах, размещенных на сайте Росреестра.

В случае принятия решений о приостановлении государственной регистрации прав на объекты недвижимости наиболее распространенными причинами являются нарушения пунктов 5, 7, 8 части 1 статьи 26 Закона о регистрации. В этой связи особое внимание заслуживают вопросы, возникающие при государственной регистрации права на созданные объекты недвижимости.

Исходя из содержания частей 2, 10 статьи 40 Закона о регистрации государственная регистрация прав на созданное сооружение осуществляется, в том числе, на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

При этом к наиболее распространенным нарушениям, влекущим приостановление государственной регистрации в комментируемой ситуации, можно отнести следующие: не представлены документы, подтверждающие права на земельные участки; форма и содержание документа не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (например, подписаны (удостоверены) неправомочными лицами, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, не зарегистрированы, не содержат сведений о земельных участках); земельные участки предоставлены не для целей строительства (размещения) объекта недвижимости либо предоставлены под строительство иных (отличных от созданного) объектов.

Полагаем возможным обратить внимание, что при подготовке документов для осуществления учетно-регистрационных действий необходимо принимать во внимание рекомендации, изложенные в письмах Минэкономразвития России от 04.03.2016 N 6013-ПК/Д23и и от 07.04.2016 N Д23и-1581.

Как показывает анализ поступивших заявлений, в связи с необходимостью вовлечения в гражданский оборот объектов недвижимости, входящих в состав сложных <2> и неделимых <3> вещей, наметилась тенденция к увеличению количества учетно-регистрационных действий, связанных с преобразованием объектов капитального строительства (раздел, объединение).

--------------------------------

<2> Сложная вещь - соединение различных вещей таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (статья 134 Гражданского кодекса Российской Федерации).

<3> Вещи, раздел которых в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещей или изменения их назначения и которые выступают в обороте как единые объекты вещных прав, являются неделимыми вещами и в том случае, если они имеют составные части (статья 133 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу части 8 статьи 41 Закона о регистрации, части 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в указанных случаях, является разрешение на ввод в эксплуатацию, которое свидетельствует о возможности преобразования объекта капитального строительства.

При этом технические планы подготавливаются в отсутствие соответствующих разрешений, что ставит под сомнение возможность преобразования объектов капитального строительства путем раздела или объединения.