2. Организация взаимодействия территориальных органов МЧС России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области повышения безопасности дорожного движения
2. Организация взаимодействия территориальных
органов МЧС России с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и территориальными органами
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
деятельность в области повышения безопасности
дорожного движения
2.1. Организация планирования мероприятий и взаимодействия территориальных органов МЧС России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами управления других министерств и ведомств, принимающих участие в повышении безопасности дорожного движения, включает:
разработку и утверждение Положения (соглашения) о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздравсоцразвития России и сил субъекта Российской Федерации, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в субъекте Российской Федерации;
рассмотрение на коллегиях территориальных органов МЧС России вопросов совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП, реализацию принятых решений;
участие представителей МЧС России в работе комиссии субъекта РФ по повышению безопасности дорожного движения с инициированием рассмотрения и реализации проблемных вопросов и иных инициатив, направленных на развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП;
участие в планировании и реализации федеральных, региональных целевых и иных программ в области повышения безопасности дорожного движения в части, касающейся деятельности территориальных органов МЧС России и направленной на развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в ДТП;
организацию взаимодействия территориальных органов МЧС России с территориальными органами управления ГИБДД МВД России, Минздравсоцразвития России, пожарно-спасательных подразделений и других экстренных служб при ликвидации последствий ДТП (оповещение, взаимодействие на месте ДТП, информационный обмен).
2.2. Организация реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия включает:
разработку плана прикрытия автомобильных дорог субъекта Российской Федерации в соответствии с "Методическими рекомендациями по разработке планов прикрытия автомобильных дорог субъекта Российской Федерации" от 20.05.2010, утвержденными заместителем Министра А.П. Чуприяном;
организацию действий подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при ликвидации последствий ДТП в соответствии с "Методическими рекомендациями по организации действий подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий" от 09.06.2009 N 2-4-60-7-18.
2.3. Повышение технической готовности сил и средств к выполнению задач по ликвидации последствий ДТП предполагает повышение уровня оснащенности пожарно-спасательных подразделений аварийно-спасательным инструментом и специальной техникой путем рационального планирования и соответствующих поставок:
по планам поставок материально-технического обеспечения регионального центра МЧС России;
в рамках реализации федеральных, региональных целевых и иных программ в области повышения безопасности дорожного движения в субъекте Российской Федерации;
в рамках реализации протоколов между МЧС России и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и совместных планов развития материально-технической базы пожарных и спасательных подразделений;
за счет привлечения внебюджетных источников финансирования и иной, приносящей доход деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.4. Нормы положенности оснащения пожарных подразделений гидравлическим аварийно-спасательным инструментом регламентированы приказом МЧС России "Об утверждении Норм табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года" N 125 от 25.07.2006 приказом МВД России "О внесении дополнений в нормы, утвержденные приказом МВД России от 20.12.1993 N 550" N 1079 от 23.12.1999.
2.5. Содержание гидравлического аварийно-спасательного инструмента (далее - ГАСИ) заключается в контроле его технического состояния и обеспечении готовности к использованию при проведении аварийно-спасательных работ.
Эксплуатационное содержание включает в себя работы, направленные на обеспечение функционального назначения элементов ГАСИ, а также мероприятия по проверке и оценке их состояния, а именно:
систематический контроль (инспектирование с проверкой работоспособности);
детальный осмотр, контроль, в том числе инструментальный, и выполнение работ по содержанию;
выполнение регламентных работ.
Систематический контроль включает мероприятия, необходимые для проверки и оценки эксплуатационного состояния ГАСИ, как плановые - ежедневная проверка работоспособности при приеме дежурства, так и внеплановые, т.е. вызванные аварийными и другими обстоятельствами - осмотр и проверка работоспособности после проведения АСР.
2.6. Организация подготовки и аттестации личного состава пожарно-спасательных подразделений является необходимым условием аттестации подразделений на право ведения аварийно-спасательных работ и его включения в План прикрытия автомобильных дорог субъекта Российской Федерации.
2.7. Основными видами подготовки личного состава и подразделений к ликвидации последствий ДТП являются:
переподготовка и повышение квалификации, специальная подготовка;
2.8. Начальная подготовка спасателей может проводиться на базе учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, находящихся в ведении управлений (комиссий) по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, в пожарных частях, учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы.
2.9. Повседневная плановая подготовка осуществляется в соответствии с положениями Сборника примерных программ первоначальной и профессиональной подготовки спасателей МЧС России, "Программы подготовки подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России" и планов профессиональной подготовки пожарно-спасательных подразделений на год, в составе дежурных смен и караулов в период их дежурства или в составе подразделения во время проведения учебно-тренировочных сборов.
2.10. Переподготовка и повышение квалификации спасателей может осуществляться в учебно-тренировочных комплексах и центрах подготовки спасателей МЧС России.
2.11. Тактико-специальные учения являются наиболее эффективной формой подготовки пожарно-спасательных подразделений (в том числе во взаимодействии с другими экстренными службами) к ликвидации последствий ДТП.
2.12. Важнейшим вопросом подготовки учений является определение района его проведения применительно к особенностям условий географического расположения населенного пункта, города, субъекта Российской Федерации.
2.13. Район учения может включать территорию города, на которой осуществляется транспортный процесс, транспортные или другие объекты, на которых осуществляются погрузочно-разгрузочные работы, заправка автотранспорта и другие транспортные операции, а также маршруты следования транспорта и, прежде всего, с опасными грузами. Отдельные вопросы учения могут отрабатываться на натурных участках, полигонах, в учебных городках, независимо от места их размещения.
2.14. Учения проводятся в целях:
привития и совершенствования практических навыков руководящим составом пожарно-спасательных подразделений, спасателями и органами управления территориальных органов МЧС России в осуществлении мероприятий, направленных на решение стоящих перед ними задач по своевременному прибытию к месту происшествия, спасению людей и имущества и скорейшей ликвидации последствий ДТП;
определения, а также уточнения ранее установленных обязанностей и функций должностным лицам, принимающих участие в ликвидации последствий ДТП;
отработки взаимодействия пожарно-спасательных подразделений с органами управления и силами, участвующими в ликвидации последствий ДТП на территории субъекта Российской Федерации;
анализа и оценки подготовленности соответствующих служб к действиям по ликвидации последствий ДТП;
проверки полноты и реальности планов действий при ликвидации последствий ДТП, а также должностных инструкций и действующих нормативных документов по указанным вопросам;
подготовки предложений по дальнейшему совершенствованию системы ликвидации последствий ДТП.
2.15. К организации и проведению учения предъявляются следующие требования:
соответствие разрабатываемых для подготовки и проведения учения документов и действий его участников требованиям директивных и нормативных документов по вопросам ликвидации последствий ДТП;
учет особенностей в организации и осуществлении транспортного процесса на территории субъекта Российской Федерации и реальной готовности к действиям в условиях ДТП привлекаемых сил и средств, а также возможностей финансового и материально-технического обеспечения учения;
создание тактической обстановки на учении, максимально приближенной к реально возможной и позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми категориями обучаемых;
исключение возможности возникновения в ходе подготовки и проведения учения ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу экономике и окружающей природной среде субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится соответствующее учение, ухудшению условий жизнедеятельности населения;
эффективное использование выделенных на подготовку и проведение учения финансовых и материальных средств.
2.16. В ходе учения целесообразно предусматривать выполнение практических мероприятий в целях:
привития практических навыков;
ознакомления с практическим опытом выполнения указанных мероприятий специалистов, на которых возлагается выполнение подобных мероприятий, что должно позволить не только изучить этот опыт, но и критически оценить его, предложить наиболее эффективные способы решения конкретных задач. При этом в определенной степени может быть реально повышена готовность пожарно-спасательных подразделений к ликвидации последствий ДТП уже в ходе учения;
уточнения временных показателей, заложенных в соответствующих планах действий, инструкциях и других нормативных документах;
испытания новой техники, специального оборудования, технических решений, технологий, предназначенных для ликвидации последствий ДТП.
2.17. Периодичность проведения учений определяется территориальными органами МЧС России, а в случае привлечения других экстренных служб - по согласованию с их органами управления.
2.18. Одной из составляющих профессиональной подготовки личного состава пожарно-спасательных подразделений к ликвидации последствий ДТП являются соревнования по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП.
Соревнования являются основной формой развития навыков, способствующих росту профессионального мастерства, повышающих массовость и управляемость движения, пропаганды деятельности МЧС России в данной области.
2.19. Эффективность соревнований обеспечивается проведением полноценного календаря спортивных и массовых мероприятий на муниципальном и региональном уровнях.
2.20. Соревнования по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП проводятся в соответствии с приказом МЧС России (многоэтапные) либо по планам территориальных органов МЧС России в целях:
практической отработки навыков по оказанию помощи пострадавшим в ДТП;
повышения и совершенствования уровня профессиональной подготовки личного состава пожарно-спасательных подразделений по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП;
сокращения временных показателей реагирования на ДТП;
обмена опытом, пропаганды приемов и способов спасания людей и оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
2.21. Соревнования проводятся среди всех подразделений федеральной противопожарной службы и аварийно-спасательных формирований МЧС России.
2.22. На соревнованиях, в рамках выполнения упражнений, спасатели отрабатывают наиболее полный сценарий ликвидации последствий ДТП (Приложение 3).
2.23. Аттестация пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований на право ведения аварийно-спасательных работ (далее - аттестация) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей".
После получения свидетельства пожарное подразделение (аварийно-спасательное формирование) получает право на проведение аварийно-спасательных работ и включается в План прикрытия автомобильных дорог.
2.24. В целях недопущения ситуаций, когда срок действия свидетельства истек и оснований для получения нового нет (не выполнены необходимые условия) либо оно находится на стадии оформления, следует заблаговременно организовывать работу по переаттестации личного состава и пожарно-спасательных подразделений.
2.25. Взаимодействие с общественными формированиями, объединениями и организациями, осуществляющими деятельность в области повышения безопасности дорожного движения, снижения рисков возникновения ДТП и минимизации их последствий, предполагает:
заключение соглашений о сотрудничестве с государственными и негосударственными учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющих подготовку водителей, различных категорий населения в области культуры безопасности и жизнедеятельности, в том числе автошколы, автогородки, центры дополнительного образования и др. (далее - Организации);
оборудование в организациях уголков спасателя и пожарного, информационных стендов обучающего характера и отражающих деятельность МЧС России в области оказания помощи пострадавшим в ДТП;
размещение и оборудование в организациях первичных средств деблокирования и оказания помощи, натурных площадок с макетами аварийных транспортных средств, предназначенных для отработки действий и простейших приемов оказания помощи пострадавшим в ДТП силами участников и свидетелей ДТП.
2.26. Ведение статистического учета организации деятельности территориальных органов МЧС России в области спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в субъектах Российской Федерации, является одним из основных направлений деятельности территориальных органов МЧС России в области развития системы спасения лиц, пострадавших в результате ДТП.
2.27. Порядок и требования к ведению статистического учета определены "Регламентом представления территориальными органами МЧС России информации об организации деятельности в области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях" (далее - Регламент).
2.28. Уполномоченное должностное лицо территориального органа МЧС России, ответственное за сбор и учет сведений, назначается приказом по территориальному органу МЧС России (региональный центр, главное управление).
2.29. Контрольно-надзорные функции в области ведения статистического учета и выполнения требований Регламента, а также организационно-методическое сопровождение функционирования территориально-распределенной системы мониторинга деятельности территориальных органов МЧС России в области развития системы спасения пострадавших в результате ДТП осуществляет Центр мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)).
2.30. Требования Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в области ведения статистического учета и представления информации об организации деятельности в области развития системы спасения пострадавших в ДТП обуславливаются необходимостью контроля и мониторинга деятельности территориальных органов МЧС России в целях информационно-аналитического обеспечения органов управления МЧС России и рекомендуются к исполнению.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875