6. Департамент осуществляет следующие полномочия:
1) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
2) представляет предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также предложения в проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
3) разрабатывает и представляет руководству Минюста России для внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
4) представляет предложения для включения в план работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России;
5) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, разрабатывает на этой основе предложения о мерах по совершенствованию деятельности Минюста России и федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России;
6) разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
7) подготавливает проекты официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проекты поправок к ним по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
8) в рамках своей компетенции участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;
9) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
10) проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
10.1) проводит проверку принятых Минюстом России нормативных правовых актов, разработка проектов которых осуществлялась Департаментом, с целью выявления в них коррупциогенных факторов при мониторинге их применения;
(пп. 10.1 введен Приказом Минюста России от 15.06.2018 N 117)
11) принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по согласованию в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложений о заключении, прекращении и приостановлении действия или временном применении международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
12) в рамках своей компетенции принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по согласованию в соответствии с законодательством Российской Федерации предложений о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;
13) принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по подготовке заключений о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
14) по поручению руководства Минюста России направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъектов Российской Федерации;
15) в пределах своей компетенции принимает участие в разработке форм ведомственной отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;
16) обобщает практику деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений Минюста России и разрабатывает предложения, направленные на ее совершенствование;
17) участвует в проведении проверок деятельности территориальных органов Минюста России, судебно-экспертных учреждений Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
18) участвует в мероприятиях по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) территориальных органов Минюста России и работников органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
19) в рамках своей компетенции осуществляет информационное и правовое обеспечение территориальных органов Минюста России, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России;
20) организует и осуществляет представление и защиту интересов Минюста России и Правительства Российской Федерации в судах Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
21) в пределах своей компетенции участвует в работе по внедрению достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов Минюста России, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России;
22) в пределах своей компетенции участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России;
23) осуществляет в установленном порядке рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
24) осуществляет в установленном порядке рассмотрение адвокатских запросов;
25) организует подготовку и проведение Петербургского международного юридического форума, в том числе взаимодействует с Министерством иностранных дел Российской Федерации, иными органами государственной власти Российской Федерации, посольствами иностранных государств по вопросам проведения Петербургского международного юридического форума;
26) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по представлению интересов Российской Федерации в Европейской комиссии по эффективности правосудия и координации работы компетентных органов власти и организаций по сбору данных о российской системе правосудия для включения в периодические доклады указанной комиссии;
27) ведет реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам информацию, содержащуюся в указанных реестрах;
28) в рамках своей компетенции участвует совместно с Департаментом уголовного, административного и процессуального законодательства в подготовке предложений по совершенствованию гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства, законодательства о судоустройстве и в проведении правовой экспертизы нормативных правовых актов в указанных сферах;
29) обеспечивает деятельность Совета по совершенствованию третейского разбирательства, а также рассмотрение вопросов по реализации положений Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации";
30) участвует в работе по совершенствованию института медиации, являющегося альтернативной процедурой урегулирования споров, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";
31) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов Минюста России, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверения адвоката, участием представителей территориальных органов Минюста России в работе квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством Российской Федерации об адвокатуре;
32) осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами;
33) выдает свидетельства о регистрации в реестре адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;
34) осуществляет методическое обеспечение деятельности территориальных органов Минюста России, связанной с ведением федеральной государственной информационной системы "Учет адвокатов Российской Федерации и адвокатов, иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации" и контроль за своевременностью внесения сведений в указанную систему об адвокатах иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;
35) направляет в Департамент государственной службы и кадров предложения о награждении и поощрении: адвокатов, нотариусов, сотрудников органов записи актов гражданского состояния за эффективное содействие в реализации задач, возложенных на Минюст России; работников федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России;
36) участвует в работе комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам;
37) разрабатывает предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, а также правового информирования и правового просвещения населения;
38) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающихся функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи;
39) осуществляет методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, а также государственных юридических бюро и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;
40) проводит мониторинг деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;
41) ежегодно подготавливает и публикует в средствах массовой информации доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, о состоянии и развитии государственной системы бесплатной юридической помощи, об оценке эффективности функционирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и использовании соответствующих бюджетных ассигнований;
42) участвует в разработке единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечивает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;
43) ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещает его на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также устанавливает порядок ведения и размещения данного списка;
44) готовит заключение о соответствии качества оказываемых социально-ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг установленным критериям;
45) организует и осуществляет работу по открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации;
46) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
47) организует работу по выдаче выписок из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, по запросу юридических и физических лиц;
48) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по утверждению совместно с Федеральной нотариальной палатой нормативных правовых актов в сфере нотариата в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1;
49) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по образованию совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на нарушения квалификационных комиссий по приему квалификационных экзаменов;
50) готовит предложения по утверждению руководством Минюста России Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации;
51) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1;
52) осуществляет методическое обеспечение деятельности территориальных органов Минюста России, связанной с ведением федеральной государственной информационной системы "Учет государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой", и контроль за использованием и своевременным внесением в указанную систему соответствующих сведений;
53) подготавливает для размещения на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов;
54) координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;
55) вносит предложения Министру юстиции Российской Федерации по закреплению за субъектами Российской Федерации серий бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
56) организует и осуществляет контроль за деятельностью органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе контроль за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
57) организует и осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и готовит проекты предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
58) направляет в Департамент государственной службы и кадров предложения по согласованию назначения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;
59) разрабатывает и представляет Министру юстиции Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации проект представления о временном изъятии полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае ненадлежащего их осуществления;
60) обеспечивает осуществление территориальными органами Минюста России функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в случае их временного изъятия Правительством Российской Федерации; организует и осуществляет контроль за данным видом деятельности территориальных органов Минюста России;
61) ежегодно проводит оценку эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
62) осуществляет контроль за достижением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г. Байконура целевых показателей эффективности их деятельности по осуществлению переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
63) организует и проводит Методический совет по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния при Минюсте России;
64) осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России, а также организационное и методическое руководство их деятельностью;
65) направляет в Департамент государственной службы и кадров предложения о назначении на должности и освобождении от должностей руководителей федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России, предложения о премировании и иных выплатах руководителям федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России, а также предложения о поощрении и награждении ведомственными наградами Минюста России, привлечении к дисциплинарной ответственности;
66) разрабатывает и представляет на утверждение Министру юстиции Российской Федерации проекты приказов Минюста России об утверждении уставов федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России, а также внесении изменений в них;
67) рассматривает и согласовывает в установленном порядке проекты структур и штатных расписаний федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России, а также изменений в них;
68) вносит в установленном порядке предложения по обеспечению деятельности федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России;
69) в рамках компетенции Департамента формирует по согласованию с Департаментом управления делами предложения в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и федеральные перечни (классификаторы) государственных услуг, не включенные в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
70) формирует в установленном порядке государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Минюста России;
71) формирует и направляет в установленном порядке на согласование в Департамент управления делами нормативные затраты на выполнение федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Минюста России работ, включенных в ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными бюджетными учреждениями Минюста России в качестве основных видов деятельности;
72) рассматривает и согласовывает с Департаментом управления делами в установленном порядке перечни платных услуг (работ), а также размер платы за услуги (работы), оказываемые (выполняемые) федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Минюста России;
73) участвует в распределении объемов финансового обеспечения выполнения государственного задания, выделяемых федеральным бюджетным судебно-экспертным учреждениям Минюста России, в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Минюсту России на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;
74) участвует в обеспечении реализации федеральных целевых программ по вопросам, относящимся к компетенции Департамента (в том числе формирует и согласовывает предложения о внесении изменений в них, согласовывает отчеты о ходе их реализации);
75) участвует в обеспечении реализации государственных программ по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
76) в рамках своей компетенции участвует в работе координационных и совещательных органов (межведомственных комиссий и советов);
77) по согласованию с Департаментом государственной службы и кадров составляет график отпусков руководителей федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России на очередной год и утверждает в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
78) рассматривает и согласовывает в установленном порядке заявления руководителей федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России о предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков;
79) рассматривает и согласовывает в установленном порядке заявления руководителей федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России о выезде в служебные командировки;
80) осуществляет в установленном порядке ведение государственного реестра экспертов-техников;
81) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875