II. Полномочия

6. Департамент осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

2) представляет предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также предложения в проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

3) разрабатывает и представляет руководству Минюста России для внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

4) представляет предложения для включения в план работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России;

5) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, разрабатывает на этой основе предложения о мерах по совершенствованию деятельности Минюста России и федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России;

6) разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

7) подготавливает проекты официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проекты поправок к ним по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

8) в рамках своей компетенции участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;

9) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

10) проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

10.1) проводит проверку принятых Минюстом России нормативных правовых актов, разработка проектов которых осуществлялась Департаментом, с целью выявления в них коррупциогенных факторов при мониторинге их применения;

(пп. 10.1 введен Приказом Минюста России от 15.06.2018 N 117)

11) принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по согласованию в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложений о заключении, прекращении и приостановлении действия или временном применении международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

12) в рамках своей компетенции принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по согласованию в соответствии с законодательством Российской Федерации предложений о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;

13) принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по подготовке заключений о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

14) по поручению руководства Минюста России направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъектов Российской Федерации;

15) в пределах своей компетенции принимает участие в разработке форм ведомственной отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;

16) обобщает практику деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений Минюста России и разрабатывает предложения, направленные на ее совершенствование;

17) участвует в проведении проверок деятельности территориальных органов Минюста России, судебно-экспертных учреждений Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

18) участвует в мероприятиях по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) территориальных органов Минюста России и работников органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния;

19) в рамках своей компетенции осуществляет информационное и правовое обеспечение территориальных органов Минюста России, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России;

20) организует и осуществляет представление и защиту интересов Минюста России и Правительства Российской Федерации в судах Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

21) в пределах своей компетенции участвует в работе по внедрению достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов Минюста России, органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России;

22) в пределах своей компетенции участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России;

23) осуществляет в установленном порядке рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

24) осуществляет в установленном порядке рассмотрение адвокатских запросов;

25) организует подготовку и проведение Петербургского международного юридического форума, в том числе взаимодействует с Министерством иностранных дел Российской Федерации, иными органами государственной власти Российской Федерации, посольствами иностранных государств по вопросам проведения Петербургского международного юридического форума;

26) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по представлению интересов Российской Федерации в Европейской комиссии по эффективности правосудия и координации работы компетентных органов власти и организаций по сбору данных о российской системе правосудия для включения в периодические доклады указанной комиссии;

27) ведет реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам информацию, содержащуюся в указанных реестрах;

28) в рамках своей компетенции участвует совместно с Департаментом уголовного, административного и процессуального законодательства в подготовке предложений по совершенствованию гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства, законодательства о судоустройстве и в проведении правовой экспертизы нормативных правовых актов в указанных сферах;

29) обеспечивает деятельность Совета по совершенствованию третейского разбирательства, а также рассмотрение вопросов по реализации положений Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации";

30) участвует в работе по совершенствованию института медиации, являющегося альтернативной процедурой урегулирования споров, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";

31) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов Минюста России, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверения адвоката, участием представителей территориальных органов Минюста России в работе квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством Российской Федерации об адвокатуре;

32) осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами;

33) выдает свидетельства о регистрации в реестре адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;

34) осуществляет методическое обеспечение деятельности территориальных органов Минюста России, связанной с ведением федеральной государственной информационной системы "Учет адвокатов Российской Федерации и адвокатов, иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации" и контроль за своевременностью внесения сведений в указанную систему об адвокатах иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;

35) направляет в Департамент государственной службы и кадров предложения о награждении и поощрении: адвокатов, нотариусов, сотрудников органов записи актов гражданского состояния за эффективное содействие в реализации задач, возложенных на Минюст России; работников федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России;

36) участвует в работе комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам;

37) разрабатывает предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, а также правового информирования и правового просвещения населения;

38) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающихся функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи;

39) осуществляет методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, а также государственных юридических бюро и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

40) проводит мониторинг деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

41) ежегодно подготавливает и публикует в средствах массовой информации доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, о состоянии и развитии государственной системы бесплатной юридической помощи, об оценке эффективности функционирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и использовании соответствующих бюджетных ассигнований;

42) участвует в разработке единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечивает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;

43) ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещает его на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также устанавливает порядок ведения и размещения данного списка;

44) готовит заключение о соответствии качества оказываемых социально-ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг установленным критериям;

45) организует и осуществляет работу по открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации;

46) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

47) организует работу по выдаче выписок из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, по запросу юридических и физических лиц;

48) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по утверждению совместно с Федеральной нотариальной палатой нормативных правовых актов в сфере нотариата в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1;

49) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по образованию совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на нарушения квалификационных комиссий по приему квалификационных экзаменов;

50) готовит предложения по утверждению руководством Минюста России Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации;

51) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1;

52) осуществляет методическое обеспечение деятельности территориальных органов Минюста России, связанной с ведением федеральной государственной информационной системы "Учет государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой", и контроль за использованием и своевременным внесением в указанную систему соответствующих сведений;

53) подготавливает для размещения на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов;

54) координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;

55) вносит предложения Министру юстиции Российской Федерации по закреплению за субъектами Российской Федерации серий бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;

56) организует и осуществляет контроль за деятельностью органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе контроль за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния;

57) организует и осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и готовит проекты предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

58) направляет в Департамент государственной службы и кадров предложения по согласованию назначения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;

59) разрабатывает и представляет Министру юстиции Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации проект представления о временном изъятии полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае ненадлежащего их осуществления;

60) обеспечивает осуществление территориальными органами Минюста России функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в случае их временного изъятия Правительством Российской Федерации; организует и осуществляет контроль за данным видом деятельности территориальных органов Минюста России;

61) ежегодно проводит оценку эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния;

62) осуществляет контроль за достижением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г. Байконура целевых показателей эффективности их деятельности по осуществлению переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния;

63) организует и проводит Методический совет по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния при Минюсте России;

64) осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России, а также организационное и методическое руководство их деятельностью;

65) направляет в Департамент государственной службы и кадров предложения о назначении на должности и освобождении от должностей руководителей федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России, предложения о премировании и иных выплатах руководителям федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России, а также предложения о поощрении и награждении ведомственными наградами Минюста России, привлечении к дисциплинарной ответственности;

66) разрабатывает и представляет на утверждение Министру юстиции Российской Федерации проекты приказов Минюста России об утверждении уставов федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России, а также внесении изменений в них;

67) рассматривает и согласовывает в установленном порядке проекты структур и штатных расписаний федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России, а также изменений в них;

68) вносит в установленном порядке предложения по обеспечению деятельности федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России;

69) в рамках компетенции Департамента формирует по согласованию с Департаментом управления делами предложения в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и федеральные перечни (классификаторы) государственных услуг, не включенные в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

70) формирует в установленном порядке государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Минюста России;

71) формирует и направляет в установленном порядке на согласование в Департамент управления делами нормативные затраты на выполнение федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Минюста России работ, включенных в ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными бюджетными учреждениями Минюста России в качестве основных видов деятельности;

72) рассматривает и согласовывает с Департаментом управления делами в установленном порядке перечни платных услуг (работ), а также размер платы за услуги (работы), оказываемые (выполняемые) федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Минюста России;

73) участвует в распределении объемов финансового обеспечения выполнения государственного задания, выделяемых федеральным бюджетным судебно-экспертным учреждениям Минюста России, в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Минюсту России на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;

74) участвует в обеспечении реализации федеральных целевых программ по вопросам, относящимся к компетенции Департамента (в том числе формирует и согласовывает предложения о внесении изменений в них, согласовывает отчеты о ходе их реализации);

75) участвует в обеспечении реализации государственных программ по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

76) в рамках своей компетенции участвует в работе координационных и совещательных органов (межведомственных комиссий и советов);

77) по согласованию с Департаментом государственной службы и кадров составляет график отпусков руководителей федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России на очередной год и утверждает в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

78) рассматривает и согласовывает в установленном порядке заявления руководителей федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России о предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков;

79) рассматривает и согласовывает в установленном порядке заявления руководителей федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России о выезде в служебные командировки;

80) осуществляет в установленном порядке ведение государственного реестра экспертов-техников;

81) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.