Преамбула договора

12. При составлении преамбулы, если таковую предполагается включить в договор, следует исходить из целесообразности краткого закрепления в ней мотивов (целей), которыми руководствуются стороны при заключении договора. Желательно, чтобы в двустороннем договоре объем преамбулы не превышал трех - четырех положений. В многостороннем договоре преамбула может превышать указанный объем.

В преамбулу договора не следует включать обязательства и определения терминов, используемых в договоре.

В преамбуле договора межведомственного характера не следует ссылаться на общепризнанные принципы и нормы международного права (принципы Устава ООН или ОБСЕ), регулирующие отношения между государствами.

13. Начало преамбулы формулируется следующим образом:

в случае двустороннего договора -

для межгосударственного договора - "Российская Федерация и (официальное название государства другой стороны)";

для межправительственного договора - "Правительство Российской Федерации и Правительство (название государства другой стороны)";

для договора межведомственного характера - "(полное название федерального органа исполнительной власти Российской Федерации) и (полное название ведомства государства другой стороны)". Если договор заключается федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, в официальном названии которого слова "Российской Федерации" отсутствуют, рекомендуется после указания названия этого органа включать слова в скобках: "(Российская Федерация)". После указания полных названий федерального органа исполнительной власти Российской Федерации и ведомства иностранного государства допускается употребление их сокращенных наименований. Например: "Федеральное космическое агентство (Российская Федерация), далее - Роскосмос, и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (Соединенные Штаты Америки), далее - НАСА".

Затем в преамбуле двусторонних договоров может указываться - "далее именуемые Договаривающимися Сторонами"; в тексте соглашений - "далее именуемые Сторонами".

В случае многостороннего договора преамбула начинается словами:

"Договаривающиеся Стороны" или "Стороны".

Заключение "диагональных" договоров (например, от имени государства, с одной стороны, и правительства, с другой) договорной практике не свойственно. Если вопросы, регулируемые договором, относятся в Российской Федерации к компетенции Правительства, а в государстве-партнере выходят за рамки компетенции его правительства, и наоборот, договор должен заключаться на межгосударственном уровне. Если вопросы, регулируемые договором, относятся к компетенции того или иного ведомства одной стороны и двух и более ведомств другой стороны, договор должен заключаться, как минимум, на межправительственном уровне.

14. В преамбуле многостороннего договора не рекомендуется перечислять наименования участников. В преамбуле многостороннего, равно как и в преамбуле двустороннего договора не следует указывать фамилии и должности лиц, уполномоченных на подписание договора. Рекомендуется также избегать таких формулировок, как "Государства - участники настоящего Договора в лице правительств...", либо "Правительства государств - участников настоящего Договора...".

15. Следует учитывать, что независимо от уровня заключения договора (межгосударственный, межправительственный, межведомственный) его участниками с точки зрения международного права являются государства. Обязательства, возлагаемые на "Стороны" по межправительственному договору или договору межведомственного характера, являются обязательствами соответствующих государств, а не только тех органов, от имени которых заключен договор.

16. При включении в преамбулу, а также в текст договора ссылок на документы названия таких документов приводятся полностью, без сокращений, с указанием даты их подписания (принятия). Они должны быть сверены с названиями соответствующих документов.

17. При ссылке на договоры, не вступившие в силу для сторон, а также на документы, не признаваемые ими в качестве обязательных, не следует употреблять выражения "руководствуясь (официальное название договора)", "основываясь на (официальное название документа)" и т.п. В таких случаях возможно использовать выражения "принимая во внимание положения (официальное название договора)", "учитывая (официальное название документа)" и т.п.

18. Заключительное положение преамбулы формулируется следующим образом:

в проекте "Договора" - "... договорились о нижеследующем:";

в проекте "Соглашения", "Протокола" и т.д. - "... согласились о нижеследующем:".