КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК

Регламентировано проведение в электронной форме процедур определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей в сфере госзакупок

Вступает в силу Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ (за исключением отдельных положений), которым в числе прочего:

- закрепляются определения понятий "электронная площадка", "оператор электронной площадки", "специализированная электронная площадка", "оператор специализированной электронной площадки";

- устанавливается, что в целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке создается государственная информационная система, которая должна обеспечивать в том числе фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке;

- уточняется порядок организации электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок;

- скорректированы конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определены особенности их проведения в электронной форме (электронные процедуры, закрытые электронные процедуры);

- детально регламентируется порядок проведения открытого конкурса в электронной форме (включая порядок подачи заявок, порядок рассмотрения и оценки первых частей заявок, порядок подачи окончательных предложений о цене контракта, порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок);

- предусматриваются особенности проведения конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в электронной форме, порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме, проведения запроса предложений в электронной форме, заключения контракта по результатам электронной процедуры, особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;

- предусматривается, что Правительство РФ вправе определить порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг;

- скорректирован порядок обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах;

- определены последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.

(Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 N 556; Письмо ФНС России от 31.05.2018 N АС-4-5/10492; Информационные письма Минфина России от 25.06.2018 N 24-06-08/43650, от 27.08.2018 N 24-03-07/60842, от 31.08.2018 N 24-00-09/62461, от 28.09.2018 N 24-05-08/69766 и от 02.10.2018 N 24-06-08/70718, Письмо Минфина России N 24-06-05/54209, Минкомсвязи России N ОП-П15-085-18306 от 01.08.2018, Письмо Казначейства России от 20.08.2018 N 07-04-05/11-17588)

Вводятся требования к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета и требования к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком

Требованиями к договору специального счета и порядком использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются:

- перечень условий, включаемых в договор банковского счета;

- перечень операций, совершаемых банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки;

- основания использования банковского счета участника закупки в качестве специального счета.

Соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки и банка должны включать, в частности, условия: об осуществлении взаимодействия в электронной форме и о его порядке; о направлении банком оператору электронной площадки информации об участнике закупки, которому таким банком открыт специальный счет, а также о закрытии такого счета; о порядке и случаях блокирования банком денежных средств на специальном счете, прекращения блокирования таких денежных средств; об ответственности оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку; о направлении оператором электронной площадки в банк в соответствии с договором между банком и участником закупки распоряжения о переводе денежных средств.

Предусматривается ряд переходных положений:

- до 1 января 2019 года договор специального счета заключается банком и участником закупки, информация и документы которого включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, предусмотренный статьей 62 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

- положения пункта 1 требований к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета в части внесения информации и документов об участниках закупок в единый реестр участников закупок, предусмотренный статьей 24.2 Федерального закона, применяются с 1 января 2019 года.

(Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 N 626)

Уточняется состав информации о контрактах, заключенных заказчиками, включаемой в реестр контрактов

В частности:

- с 3 до 5 рабочих дней увеличивается срок для направления заказчиком информации для включения в реестр контрактов;

- устанавливается, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", информация и документы, предусмотренные подпунктами "ж", "з", "и", "н" и "о" пункта 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок не размещаются.

(Постановление Правительства РФ от 31.05.2018 N 632)

С 1 июля 2018 года установлены предельные размеры платы, взимаемой операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок

Оператор электронной площадки (оператор специализированной электронной площадки) вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам электронной процедуры или закрытой электронной процедуры, в размере, не превышающем 1% начальной (максимальной) цены контракта (но не более 5 тыс. рублей без учета НДС), а в случае заключения контракта у субъектов малого предпринимательства - в размере, не превышающем 1% начальной (максимальной) цены контракта и не более 2 тыс. рублей.

Взимание платы осуществляется путем перечисления денежных средств на банковский счет операторов. Взимание платы с лица, не являющегося лицом, с которым заключается контракт, не допускается.

Также указывается, что операторы не вправе взимать плату с лица, контракт с которым заключается в случае уклонения от заключения контракта победителя электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.

(Постановление Правительства РФ от 10.05.2018 N 564)

Вводятся требования к операторам электронных площадок

Вступает в силу Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 656, которым утверждены:

- единые требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию таких площадок;

- дополнительные требования к оператору электронной площадки, к оператору специализированной электронной площадки и функционированию таких электронных площадок;

- порядок подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок указанным требованиям;

- порядок утраты юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

В частности, устанавливается, что размер уставного капитала оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки должен составлять не менее 20 млн рублей. При этом в уставном капитале оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам может принадлежать не более 25% долей (акций) такого общества. Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны соблюдать требования к раскрытию информации о юридических и физических лицах, которые прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) владеют более чем 1% голосующих акций (долей) оператора электронной площадки.

Одновременно вводятся дополнительные требования к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов МСП, которыми определены, в частности:

- порядок и случаи блокирования денежных средств, внесенных участниками для обеспечения заявок на участие в конкурентной закупке, и прекращения такого блокирования (если требование об обеспечении заявок на участие в закупке установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке);

- требования к обеспечению сохранности денежных средств, внесенных участниками для обеспечения заявок на участие в закупке;

- порядок использования государственной информационной системы, осуществляющей фиксацию юридически значимых действий, бездействия в единой информационной системе, на электронной площадке при проведении такой закупки;

- порядок утраты юридическим лицом статуса оператора электронной площадки.

(Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 и N 657; Письмо Минфина России от 18.06.2018 N 24-06-01/41554)

Совершенствуется законодательство в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ

Вступает в силу большая часть положений Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ, которыми в том числе:

- устанавливаются способы осуществления конкурентных закупок (это проведение торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений), иные способы, установленные положением о закупке);

- уточняется понятие конкурентной закупки, вводится понятие "неконкурентная закупка";

- регламентируется процедура функционирования электронной площадки для целей проведения конкурентной закупки, в том числе закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;

- устанавливаются требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом.

Кроме того, поправками, внесенными в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", предусматривается в том числе, что проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме осуществляется на электронной площадке ее оператором (при этом оператор, электронная площадка, порядок ее функционирования должны соответствовать единым требованиям, установленным Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ).

(Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ; Письмо Минфина России N 24-04-06/44451, ФАС России N АД/48543/18 от 27.06.2018; Информационное письмо Минфина России от 25.06.2018 N 24-06-08/43650)

Возобновляют свое действие положения, предусматривающие включение в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки по Закону N 223-ФЗ, сведений о поставщике и информации о договорах с субподрядчиками

Речь идет о:

- сведениях о поставщике (подрядчике, исполнителе), а именно: в отношении юридического лица - наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения, информации о его отнесении к субъекту МСП, ИНН, в отношении физического лица - ФИО, месте жительства и ИНН;

- информации о договорах с субподрядчиками, в том числе наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения, его ИНН, а также предмете и цене договора с субподрядчиками.

(Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 N 1429)

С 1 июля 2018 года заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при превышении начальной (максимальной) цены контракта 1 млн рублей

Данное решение направлено на ограничение участия в закупках недобросовестных поставщиков товаров, работ, услуг и защиту законных интересов заказчиков.

Правило применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 июля 2018 года.

(Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 N 439)

С 1 июля 2018 года заказчики, в рамках реализации пилотного проекта, вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд с использованием единого агрегатора торговли - информационного ресурса

Единый агрегатор торговли - информационный ресурс, который должен обеспечивать в том числе:

- доступ лиц, зарегистрированных в единой информационной системе в сфере закупок, к использованию единого агрегатора торговли;

- недискриминационный доступ при размещении предложений потенциальных поставщиков с использованием также иных информационных систем;

- применение информации о товарах, работах, услугах, содержащейся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенном в единой информационной системе в сфере закупок.

Федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения (за исключением заказчиков - федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, и подведомственных им федеральных казенных учреждений) будут осуществлять закупки с использованием единого агрегатора торговли с 1 ноября 2018 года.

Единый агрегатор торговли не используется при осуществлении закупок, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

(Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р; Письмо Казначейства России от 02.08.2018 N 95-09-11/25-552)

Расширяется перечень органов власти, которым предоставляется доступ к отдельным сведениям реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки

Устанавливается, что Счетной палате РФ, региональным и муниципальным контрольно-счетным органам, Казначейству России при осуществлении ими мероприятий по контролю в отношении закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, предоставляется доступ к следующим сведениям реестра:

- информация об изменении предусмотренных частью 5 статьи 4 Закона о закупках условий договора с указанием условий, которые были изменены, а также документы, подтверждающие такие изменения;

- информация и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора;

- информация о расторжении договора с указанием оснований его расторжения, а также документы, подтверждающие такое расторжение;

- копия заключенного договора, подписанная с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

(Постановление Правительства РФ от 22.06.2018 N 715)

Истек срок действия перечня финансовых услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС в сфере закупок

Так, с 20 января до 1 июля 2018 года в ЕИС в сфере закупок временно не размещались сведения о банковских, страховых услугах, услугах по предоставлению займов и поручительств, а также услугах по финансовой аренде (лизингу, сублизингу).

(Распоряжение Правительства РФ от 20.01.2018 N 51-р)