Архитектурные и конструктивные характеристики

Архитектурные и конструктивные характеристики:

- объемно-пространственная композиция 1532 г., ориентированная с запада на восток, центрический характер формы плана в виде равноконечного креста, осложненного у перекрестия раскреповкой с четырех сторон, без апсиды, десятиметровый фундамент в виде прямоугольной платформы, сложенный из белокаменных плит (на дубовых сваях), высокий двухярусный подклет с открытой галереей, опоясывающей здание со всех сторон, три парадные лестницы с крыльцами с севера, запада и юга, марши которых перекрыты ползучими сводами; палатки под крыльцами с профилированными первоначальными порталами из белого камня и кирпича; полуциркульный портал XVI в., ведущий в подклет под западной папертью; четверик, установленный на высоком подклете, переходящий в восьмерик, который завершается восьмигранным шатром, увенчанным главкой на барабане;

- кровли, главка на барабане, кровли папертей, позолоченный крест, цепи и подкрестный шар (в редакции XVI в.), их конструкция, материал, конфигурация, высотные отметки, характер кровельного покрытия, колористическое решение, система водостока и водоотвода включая белокаменные сливы (с учетом реставрационных работ 2005 - 2007 гг.);

- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов храма XVI в.: выступающие пилястры, вимперги, килевидное обрамление арок подклета, угловые лопатки, декоративные "стрелы" в простенках между ними, ярусы кокошников, белокаменная "сетка" шатра в виде бусин, купол, увенчанный строгим по рисунку крестом; три белокаменных портала, "Царское место" из белого камня в виде трона под балдахином с нишей за сидением в виде раковины, расположенное в восточной галерее, у стены, примыкающей к алтарю;

- материал и характер отделки фасадных поверхностей храма с открытой галереей, опоясывающей здание со всех сторон, белокаменные цоколь и резные детали, обмазка по кирпичу, окраска по кирпичу, штукатурка (XVI в.; с учетом реставрации XIX в., 2005 - 2007 гг.);

- колористическое решение фасадов храма с открытыми галереями, белокаменные ступени крылец, деревянные конструкции крыш галерей (с учетом реставрации 2005 - 2007 гг.);

- столярные оконные и дверные наружные заполнения со скобяными приборами (ручки, завертыши, петли, ветровые крюки), кованые решетки (с учетом реставрации 2005 - 2007 гг.), включая материал, характер оформления, колористическое решение;

- отмостка по всему периметру из большемерного кирпича (с учетом реставрации 2005 - 2007 гг.);

- центричная пространственно-планировочная структура интерьера храма, с высотой помещения в 41 метр, открытого до верха шатра, освещенного 20 оконными проемами, угловые окна восьмерика в виде спаренных проемов, открытых внутрь одним объединенным окном, угловые пилястры с деталями наружных ордеров; восемь арок, на которые опирается восьмерик барабана, плавно переходящий в шатер; высотные отметки и градус наклона шатра;

- капитальные стены, толщиной 4 метра, перекрытия, опорные столбы их конструкция и материал, включая кирпичные своды (коробовые, полулотковые, сомкнутые с распалубками), своды папертей, металлические стяжки сводов и стен;

- парадные лестницы крылец, их местоположение, конструкция и материал, включая белокаменные ступени, белокаменные ограждения и поручни, парапеты между столбами папертей втор. пол. XVIII в.;

- внутристенная частью белокаменная, частью из большемерного кирпича лестница XVI в., ведущая к основанию шатра, ее местоположение, конструкция и материал, в том числе ее своды;

- архитектурно-художественная оформление интерьеров XVI в., включая каменные полы с фрагментами XVI в., выложенные красными и черными треугольными керамическими плитками "конвертом", XVIII в., и основными квадратными каменными плитами сохранившимися от периода реставрации XIX в. (с учетом реставрации 2005 - 2007 гг.), каменные откосы и профилированные наличники окон и дверей, тянутые профили в оформлении коробовых и цилиндрических сводов, полы паперти и подклета (с учетом реставрации 1832 - 1836 гг. Е.Д. Тюрина; реставрации 2005 - 2007 гг.), капители пилястр четверика XVI в. (с учетом реставрации 1832 - 1836 гг. Е.Д. Тюрина; реставрации 2005 - 2007 гг.);

- колористическое решение интерьеров XVI в. - нач. XVIII вв., XIX в., с учетом реставрационных раскрытий 2005 - 2007 гг. (уточняется в процессе реставрационных исследований).