2.1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Основными объектами статистического наблюдения на железнодорожном транспорте общего пользования являются перевозки пассажиров и грузов, подвижной состав, путь и путевое хозяйство, аварийность.

Единицей статистического наблюдения на железнодорожном транспорте общего пользования являются юридические лица - владельцы инфраструктуры общего пользования.

Субъектами официального статистического учета являются Росстат и Ространснадзор.

Метод наблюдения - сбор статистической отчетности, основанный на сплошном статистическом наблюдении по формам:

ежемесячной отчетности - об отправлении пассажиров, пассажирообороте, погрузке грузов, тарифном грузообороте, аварийности;

годовой отчетности - о протяженности железнодорожных путей, о рабочем парке подвижного состава и его использовании, отправлении грузов и пассажиров по субъектам Российской Федерации.

Формирование сводных итогов (агрегирование информации) производится в целом по Российской Федерации, годовые данные о перевозках грузов, пассажиров, протяженности железнодорожных путей также разрабатываются по субъектам Российской Федерации.

Объекты статистического наблюдения на железнодорожном транспорте характеризуются следующими основными показателями (понятиями), классификациями.

Отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования - масса грузов в тоннах, принятых к перевозке по инфраструктуре владельца. Величина показателя исчисляется как сумма массы груза всех отправок, принятых в отчетном периоде к перевозке по территории Российской Федерации непосредственно от грузоотправителей, с других видов транспорта и от иностранных железных дорог для продолжения перевозки.

Погрузка грузов - объем грузовой работы в вагонах (тоннах), погруженных всеми станциями железных дорог за определенный период времени.

Грузооборот - объем выполненной работы при перевозке грузов с учетом расстояния их перевозки. Определяется по моменту прибытия груза, как сумма произведений массы каждой отправки в тоннах на расстояние перевозки, измеряется в тонно-километрах.

Перевозки пассажиров учитываются в пригородном сообщении и дальнем следовании.

К перевозкам в пригородном сообщении относятся перевозки пассажиров поездами соответствующей нумерации, состоящими из вагонов для сидения, следующих на расстояние не более 200 км. Пригородным считают участок обращения пригородных поездов соответствующей нумерации.

Перевозки пассажиров в пределах пригородной зоны двух смежных дорог относят к перевозкам в пригородном сообщении каждой из этих дорог, а не к прямому сообщению.

К перевозкам в дальнем следовании относятся перевозки в местном сообщении (перевозки пассажиров, совершаемые в пределах одной железной дороги) и прямом сообщении (перевозки пассажиров, совершаемые в пределах двух дорог и более по единому билету).

К перевозкам в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта относятся перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры пересекают границы между Российской Федерацией и иностранными государствами.

Отправление пассажиров железнодорожным транспортом - объем выполненной работы по перевозкам пассажиров. Определяется по числу проездных документов, проданных и выданных бесплатно (лицам, пользующимся правом бесплатного проезда) в данном отчетном периоде с учетом приходящихся на этот период пассажиропоездок, совершенных по групповым билетам, абонементным и другим документам.

Пассажирооборот характеризует объем выполненной работы с учетом расстояний, на которые были перевезены пассажиры, измеряется в пассажиро-километрах.

Инвентарное наличие тягового подвижного состава определяется по месту их приписки (железной дороге, дирекции) отдельно по локомотивам (электровозы, тепловозы, паровозы, газопоршневые тепловозы, газотурбовозы) - в конструктивных единицах измерения, а моторвагонный подвижной состав (электропоезда, дизельпоезда, автомотрисы, рельсовые автобусы) - в секциях.

Наличие грузовых вагонов - количество грузовых вагонов 8-значной нумерации всех категорий и форм собственности, зарегистрированных в автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов, находящихся:

на инфраструктурах железнодорожного транспорта общего пользования, включая примыкающие к ним пути необщего пользования;

на вновь строящихся железнодорожных линиях общего пользования;

за границей "в третьих странах" по примыкающим к инфраструктурам общего пользования стыковым пунктам.

Учет наличия грузовых вагонов производится в целом, а также с распределением по выделенным родам: крытые, платформы, полувагоны, цистерны, рефрижераторы, прочие (цементовозы, зерновозы, минераловозы, фитинговые платформы).

Рабочий парк грузовых вагонов - исправные груженые и порожние грузовые вагоны всех форм собственности, которые используются для перевозки грузов и находятся на железнодорожных путях общего и необщего пользования, за исключением вагонов, находящихся за границей в "третьих" странах, на территории государств - участников Содружества, на новостройках, в запасе, приватных и арендованных вагонов, находящихся на путях необщего пользования и не имеющих права выхода на пути общего пользования (в среднем в сутки).

Наличие пассажирских вагонов - количество пассажирских вагонов всех категорий и форм собственности, зарегистрированных в автоматизированном банке данных вагонов пассажирского парка.

Учет парка пассажирских вагонов ведется с подразделением по видам перевозок:

для перевозок пассажиров и ручной клади, для перевозки почты, для перевозки багажа и грузобагажа, прочие (рестораны, электростанции, служебно-технические и т.п.). В зависимости от оборудования вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, делятся на мягкие, купейные жесткие, некупейные жесткие, межобластные с местами для сидения.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования - протяженность в километрах железнодорожных линий общего пользования России, измеряемая по оси главного пути, а на многопутных линиях - кратчайшего главного пути между осями раздельных пунктов (станций, разъездов, обгонных пунктов), ограничивающих эту линию.

Развернутая длина главных путей - суммарная протяженность главных путей, включая съезды между ними и двухпутные вставки. Выделяется протяженность бесстыкового пути, пути с термически упрочненными рельсами и на железобетонных шпалах.

Тонно-километры нетто в пассажирском, грузовом и хозяйственном видах движения и маневровой работе - определяются как сумма произведений массы нетто каждого поезда на пройденное расстояние.

Тонно-километры брутто в грузовом движении, включая грузовые и передаточные поезда в одиночном следовании локомотивов грузового движения - как произведение массы брутто каждого поезда (без веса действующего локомотива) на пройденное расстояние.

Рабочий парк локомотивов в грузовом движении - локомотивы выполняющие работу (поездную, маневровую и прочую) с локомотивными бригадами на железнодорожных путях общего пользования, включая работу локомотивов других железнодорожных администраций и иных организаций (при заездах).

Аварийность на железнодорожном транспорте характеризуется количеством аварий и крушений поездов, числом погибших и пострадавших в них людей из числа пассажиров и работников железнодорожного транспорта, а также количеством поврежденного подвижного состава до степени исключения из инвентаря либо, для восстановления которого требуется проведение капитального ремонта.

Под крушениями поездов <1> следует понимать столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, с транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне или железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях (за исключением случаев гибели людей, не являющихся работниками железнодорожного транспорта и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством), в результате которых:

--------------------------------

<1> В соответствии с пунктом 3 приказа Минтранса России от 18.12.2014 N 344 "Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта" (зарегистрирован Минюстом России 26.02.2015 N 36209).

1) погиб один и более человек;

2) причинен тяжкий вред здоровью пяти и более человек;

3) возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало десять и более человек;

4) поврежден железнодорожный подвижной состав до степени исключения из инвентаря;

5) нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек.

Под авариями <1> следует понимать столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне или железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях (за исключением несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации), в результате которых:

--------------------------------

<1> В соответствии с пунктом 3 приказа Минтранса России от 18.12.2014 (ред. от 29.07.2016) N 344 "Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта".

1) причинен тяжкий вред здоровью менее пяти человек;

2) возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало менее десяти человек;

3) нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек;

4) поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта.

Погибшими считаются лица из числа пассажиров и работников железнодорожного транспорта, скончавшиеся на месте транспортного происшествия на железнодорожном транспорте или умершие от последствий такового.