9. ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Объектами статистического наблюдения на воздушном транспорте являются: перевозки пассажиров, грузов, почты и багажа; парк воздушных судов; происшествия с воздушными судами.

Единицами статистического наблюдения являются предприятия воздушного транспорта и прочие эксплуатанты, самостоятельные аэропорты, осуществляющие коммерческую деятельность по эксплуатации и обслуживанию гражданской авиации на регулярной и нерегулярной основе (регулярные и нерегулярные перевозчики, аэропорты).

Субъектом официального статистического учета является Росавиация.

Методом статистического наблюдения на воздушном транспорте является сбор статистической отчетности, основанный на сплошном наблюдении по формам:

ежемесячной отчетности о перевозках пассажиров, грузов, почты и багажа, выполненных транспортной авиацией; пассажирообороте; грузообороте; об авиационных происшествиях;

ежеквартальной отчетности о количестве и эксплуатации воздушных судов каждого типа на транспортной работе и работах по обслуживанию отраслей экономики;

годовой отчетности о перевозках пассажиров, грузов, почты и багажа, грузообороте, пассажирообороте, количестве воздушных судов.

Формирование сводных итогов (агрегирование информации) производится по следующим уровням и классификационным признакам:

перевозки пассажиров, грузов, почты и багажа, пассажирооборот, грузооборот - по Российской Федерации и видам сообщения;

эксплуатация и количество воздушных судов - по Российской Федерации и типам воздушных судов,

авиационные происшествия с воздушными судами - по Российской Федерации и видам аварийных случаев.

Объекты статистического наблюдения на воздушном транспорте характеризуются следующими основными показателями (понятиями), классификациями.

Коммерческие авиаперевозки - перевозки пассажиров, грузов и почты, осуществляемые полетами, доступными для общественного пользования за плату и по найму.

Регулярные перевозчики на воздушном транспорте - организации (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности), осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров, грузов и почты, а также авиационные работы по обслуживанию отраслей экономики как на регулярной, так и на нерегулярной основе. К регулярным перевозкам относятся полеты, запланированные и выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием за плату, или достаточно частые полеты, которые поддаются определенной систематизации и доступны для общественного пользования, а также дополнительные полеты, вызванные перегрузкой регулярных рейсов.

Нерегулярные перевозчики на воздушном транспорте - организации (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности), осуществляющие коммерческие перевозки грузов и пассажиров и авиационные работы по обслуживанию отраслей экономики только на нерегулярной основе (чартерные (заказные) полеты, спецрейсы, туристские маршруты, не отраженные в регулярных перевозках).

Этап полета - полет воздушного судна с момента взлета до момента следующей посадки на данном рейсе.

Международный этап полета - этап полета, в котором один из пунктов полета воздушного судна находится за пределами границ Российской Федерации.

Рейс - полет воздушного судна, состоящий из одного или нескольких этапов полета, на регулярной или нерегулярной основе и выполняемый под одним номером рейса.

Количество перевезенных грузов воздушным транспортом исчисляется как сумма веса всех грузов, почты и платного багажа, перевезенных в отчетном периоде самолетами и вертолетами транспортной авиации на всех выполненных рейсах и типах воздушных судов и авиации, применяемой на работах по обслуживанию отраслей экономики. Учитывается в тоннах.

Число перевезенных пассажиров воздушным транспортом определяется как сумма всех пассажиров, перевезенных в отчетном периоде самолетами и вертолетами транспортной авиации на всех выполненных рейсах и типах воздушных судов и авиации, применяемой на работах по обслуживанию отраслей экономики.

В число перевезенных пассажиров за рейс и на этапе полета включаются взрослые пассажиры и дети в возрасте старше двух лет. Дети в возрасте до двух лет в объеме перевозок не учитываются.

Перевозки за рейс определяются как количество перевезенных пассажиров, грузов, почты от начального до конечного пункта их перевозки на данном рейсе. При этом подсчет перевезенных пассажиров (почты и грузов) осуществляется только один раз, а не на каждом этапе полета данного рейса.

Грузооборот воздушного транспорта - объем перевозок почты и грузов. Определяется умножением количества перевезенного груза (соответственно почты) на каждом этапе полета на протяженность этапа с последующим суммированием указанных произведений. Учитывается в тонно-километрах.

Грузооборот на воздушном транспорте определяется только по перевозкам транспортной авиацией, т.е. без учета перевозок авиацией, применяемой на работах по обслуживанию отраслей экономики.

Пассажирооборот воздушного транспорта - сумма произведений от умножения числа перевезенных пассажиров на каждом этапе полета на протяженность этапа. Учитывается в пассажиро-километрах.

Пассажирооборот на воздушном транспорте определяется только по перевозкам транспортной авиацией, т.е. без учета перевозок авиацией, применяемой на работах по обслуживанию отраслей экономики.

Перевозки грузов, пассажиров, грузооборот и пассажирооборот учитываются по видам сообщения (международное, внутреннее, местное).

Международные перевозки - один или несколько пунктов рейса находятся за пределами государственной границы Российской Федерации.

Внутренние перевозки - перевозки между пунктами рейса, расположенными в пределах территориальных границ Российской Федерации.

Местные перевозки - оба пункта рейса, т.е. начальный и конечный, находятся на территории одного субъекта Российской Федерации.

Количество воздушных судов отражает общее количество воздушных судов каждого типа, находящихся на балансе организации на конец отчетного периода с учетом поступивших на баланс и выбывших воздушных судов.

Коммерческая загрузка воздушного судна - масса пассажиров и грузов (в тоннах), принятых на борт самолета в аэропорту. Определяется как сумма количества тонн почты, грузов и количества условной массы пассажиров, равной произведению средней массы пассажира и его личных вещей (0,09 т на пассажира) на число пассажиров в самолете.

Использование воздушных судов на транспортной работе и работах по обслуживанию отраслей экономики характеризуется количеством вылетов, налетом часов, расходом авиатоплива.

Авиационные происшествия с воздушными судами в зависимости от тяжести наступивших последствий подразделяются на катастрофы и аварии <1>.

--------------------------------

<1> Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609 "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации".

Катастрофа - авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести какого-либо лица из числа находившихся на борту воздушного судна.

К катастрофам также относятся случаи гибели какого-либо лица из числа находившихся на борту в процессе эвакуации из воздушного судна.

Погибшим считается любое лицо, скончавшееся на месте происшествия или умершее от причиненных травм в течение последующих 30 суток.

Раненым в авиационном происшествии считается лицо, находившееся на борту и получившее травму, повлекшую потерю трудоспособности от одного дня и более.