Заместитель Министра здравоохранения
Российской Федерации
Т.В.ЯКОВЛЕВА
от 26 февраля 2018 г. N 15-4/682-07
Председатель
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования
Н.Н.СТАДЧЕНКО
от 15 февраля 2018 г. N 1996/30-1/889
С 2016 года оказание медицинской помощи при лечении бесплодия с использованием экстракорпорального оплодотворения осуществляется в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", направление пациентов, нуждающихся в использовании вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения (далее - ЭКО) и переноса криоконсервированных эмбрионов (далее - криоперенос), осуществляется лечащим врачом.
К направлению на лечение прикладываются медицинские документы, содержащие диагноз заболевания, код диагноза по МКБ-Х, результаты обследования, подтверждающие диагноз и показания для применения ЭКО и исключающие наличие противопоказаний и ограничений, а также данные лабораторных и клинических обследований, предусмотренных приказом Минздрава России от 30 августа 2012 г. N 107н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2013 г., регистрационный N 27010) (далее - Порядок).
Указанные документы представляются в Комиссию по отбору пациентов для проведения процедуры ЭКО (далее - Комиссия субъекта Российской Федерации), созданную органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Основными задачами Комиссии субъекта Российской Федерации являются формирование и упорядочивание потока пациентов путем составления листов ожидания и осуществление контроля за соблюдением очередности при оказании медицинской помощи при лечении бесплодия с помощью ЭКО и/или криопереноса. Электронная версия листов ожидания на проведение ЭКО и/или криопереноса с указанием очередности и шифра пациента без персональных данных размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения с целью возможности беспрепятственного контроля за движением очереди со стороны пациентов.
Пациентки, имеющие ограничения для проведения ЭКО, утвержденные Порядком, не могут быть направлены на ЭКО до устранения выявленных ограничений. В случае отказа или приостановления лечения с использованием ЭКО по причине выявления или возникновения противопоказаний или ограничений, решение Комиссии субъекта Российской Федерации оформляется протоколом.
Мужчины и женщины, как состоящие, так и не состоящие в браке, а также одинокие женщины, имеющие высокий риск передачи наследственных заболеваний потомству, подтвержденный результатами генетического обследования одного или обоих родителей, и нуждающиеся в проведении преимплантационной генетической диагностики, направляются на ЭКО в рамках базовой программы ОМС на общих основаниях, независимо от статуса фертильности.
Генетическое обследование одного или обоих родителей, а также преимплантационная генетическая диагностика осуществляются за счет личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за исключением средств ОМС.
При направлении пациента для проведения процедуры ЭКО в рамках базовой программы ОМС, Комиссией субъекта Российской Федерации пациенту предоставляется перечень медицинских организаций, выполняющих процедуру ЭКО из числа участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, и выдается направление на проведение процедуры ЭКО в рамках базовой программы ОМС (далее - Направление) по форме согласно приложению N 1 к настоящему письму.
Выбор медицинской организации для проведения процедуры ЭКО осуществляется пациентами в соответствии с перечнем.
При обращении пациентов в медицинскую организацию и включении в цикл ЭКО (далее - Обращение) медицинская организация направляет Сведения согласно приложению N 2 в Комиссию субъекта Российской Федерации, выдавшего направление, на основании которого пациенты исключаются из листа ожидания с указанием в электронной версии листа ожидания информации о факте направления на лечение. Сведения о медицинской организации, выполнившей процедуру ЭКО (далее - Сведения), по форме согласно приложению N 2 должны быть направлены по почте, дополнительно посредством факсимильной связи, электронной почтой в отсканированном виде, в срок не более 2 (двух) рабочих дней с момента окончания программы ЭКО.
Комиссией субъекта Российской Федерации ведется учет выданных Направлений, Обращений и полученных Сведений.
Расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, осуществляются в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и в соответствии с разделами VIII, IX Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила). С целью упорядочения оплаты медицинских услуг с учетом риска исключения пациента из программы ЭКО по причине возникновения осложнений на разных этапах лечения, возможна оплата следующих моделей медицинских услуг на оказание помощи по профилю "лечение бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий":
1. Проведение I этапа - стимуляция суперовуляции с применением длинного или короткого протоколов с использованием агонистов или антагонистов.
2. Проведение II этапа - получение яйцеклетки.
3. Проведение III этапа - оплодотворение ин витро и культивирование эмбрионов.
4. Проведение IV этапа - перенос эмбрионов в полость матки.
Дополнительно, в процессе выполнения ЭКО возможно осуществление криоконсервации эмбрионов.
С целью оптимизации дальнейших затрат при проведении повторного цикла ЭКО, следует криоконсервировать по возможности максимальное число полученных эмбрионов (при информированном согласии пациентов).
Хранение и транспортировка (в случае необходимости) криоконсервированных эмбрионов осуществляется за счет личных средств граждан и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за исключением средств ОМС.
В соответствии с приказом Минздрава России от 30 октября 2012 г. N 556н "Об утверждении стандарта медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий" (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2013 г., регистрационный N 27823) (далее - Стандарт) применение ЭКО осуществляется в рамках первичной медико-санитарной помощи или специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара с оформлением соответствующей первичной медицинской документации.
Финансовое обеспечение ЭКО и криопереноса осуществляется согласно тарифному соглашению, утвержденному в соответствии с ежегодно издаваемыми Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС.
Направление на проведение процедуры криопереноса в рамках базовой программы ОМС и сведения о медицинской организации, выполнившей процедуру криопереноса, оформляются согласно приложениям N 3 и N 4 к настоящему письму.
Оплата медицинских услуг при проведении процедуры ЭКО по направлению в рамках базовой программы ОМС, не предусмотренных Стандартом (использование донорских ооцитов, донорской спермы, донорских эмбрионов, суррогатное материнство), производится дополнительно за счет личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за исключением средств ОМС.
В соответствии с Порядком оказывать медицинскую помощь с использованием вспомогательных репродуктивных технологий в рамках базовой программы ОМС могут медицинские организации, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
В случае наступления беременности после проведения процедуры ЭКО беременная женщина обеспечивается необходимой медицинской помощью в соответствии с Порядком диспансерного наблюдения по беременности, определяемым Комиссией субъекта Российской Федерации.
С целью предупреждения осложнений, связанных с применением процедуры ЭКО, не допускается проведение более 2-х сопровождающихся стимуляцией суперовуляции (при криопереносе - 3 - 4-х) попыток в год.
Информация о количестве пациентов, направленных на проведение процедуры ЭКО за счет средств ОМС, и сведения о выбранных ими медицинских организациях для проведения ЭКО, о количестве пациентов, повторно включенных в лист ожидания Комиссией субъекта Российской Федерации, в течение 5 рабочих дней после подписания протокола предоставляются в Комиссию по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования и в установленном Правилами порядке доводятся до сведения территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций.
Критерием эффективности лечения бесплодия с использованием ЭКО является доля (% от числа пролеченных) женщин, у которых беременность подтверждена с помощью ультразвукового исследования при постановке на учет по беременности.
- Приложение N 1. Направление для проведения процедуры ЭКО в рамках базовой программы ОМС
- Приложение N 2. Сведения о медицинской организации, выполнившей процедуру ЭКО по направлению для проведения процедуры ЭКО за счет средств ОМС
- Приложение N 3. Направление для проведения процедуры переноса криоконсервированного эмбриона в рамках базовой программы ОМС
- Приложение N 4. Сведения о медицинской организации, выполнившей процедуру переноса криоконсервированного эмбриона за счет средств ОМС
- Приложение 5. Список медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам, страдающим бесплодием, с использованием метода экстракорпорального оплодотворения по территориальным программам обязательного медицинского страхования в 2018 году
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875