Таблица 4.11 - Предельно допустимые значения содержания оксида углерода (CO) и углеводородов (CH) в отработавших газах КТС с бензиновыми и газовыми двигателями

Категория и комплектация КТС

Частота вращения коленчатого вала двигателя

CO

(объемная доля), %

CH

(объемная доля), млн-1

M и N, не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов

Минимальная

3,5

1200

Повышенная

2,0

600

M и N экологического класса 2

и ниже, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов

Минимальная

0,5

200

Повышенная

0,3

200

M и N экологического класса 3

и выше, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов

Минимальная

0,3

-

Повышенная

0,2

-

L, не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов

Минимальная

4,5

-

(п. 4.9.1 в ред. Изменения N 1, утв. Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, протокол от 31.01.2025 N 181-П)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.9.2 При соблюдении условий 4.9.1 значение коэффициента избытка воздуха для транспортных средств экологического класса 3 и выше при повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя должно быть в пределах, установленных изготовителем для оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение. При отсутствии таких данных проверка не проводится.

(п. 4.9.2 в ред. Изменения N 1, утв. Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, протокол от 31.01.2025 N 181-П)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.9.3 Дымность отработавших газов КТС с дизелями в режиме свободного ускорения не должна превышать значения, указанного в документах, удостоверяющих соответствие КТС требованиям [2], либо значений, указанных на знаке официального утверждения, нанесенном на двигатель или на КТС, либо приведенных изготовителем в эксплуатационной документации. При отсутствии указанных сведений дымность отработавших газов не должна превышать следующих значений:

а) для двигателей экологического класса 3 и ниже:

- 2,5 м-1 для двигателей без наддува;

- 3,0 м-1 для двигателей с наддувом;

б) для двигателей экологического класса 4 и выше - 1,5 м-1.

4.9.4 Отсутствие и видимые повреждения элементов контроля и управления двигателем и системы снижения выбросов (электронный блок управления двигателем, кислородный датчик, каталитический нейтрализатор, система вентиляции картера двигателя, система рециркуляции отработавших газов, система улавливания паров топлива и другие) не допускаются.

4.9.5 На КТС, оснащенных диагностическим индикатором двигателя или бортовой системой диагностирования, эти индикатор и система должны быть работоспособны, а их показания должны соответствовать работоспособному состоянию двигателя и системы нейтрализации отработавших газов (не должно быть сохраненных кодов неисправностей двигателя и системы нейтрализации отработавших газов).

4.9.6 Системы питания и выпуска КТС должны быть комплектны и герметичны. Подтекания и каплепадение топлива в системе питания не допускаются. Подсос воздуха и (или) утечка отработавших газов, минуя систему выпуска, не допускаются. Системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших газов и вентиляции картера, предусмотренные изготовителем в эксплуатационной документации КТС, должны быть комплектны и герметичны.

4.9.7 Запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия топлива должны быть работоспособны. Крышки топливных баков должны фиксироваться в закрытом положении, повреждения уплотняющих элементов крышек не допускаются. Отсутствие, повреждение или ослабление деталей крепления элементов системы питания не допускаются.

4.9.8 Система питания газобаллонных КТС должна соответствовать следующим требованиям:

а) на каждый газовый баллон должен иметься паспорт, оформленный его изготовителем;

б) на каждом газовом баллоне, установленном на КТС, должны быть четко нанесены нестираемым образом, по меньшей мере, данные о его серийном номере;

в) газобаллонное оборудование на КТС подвергается периодическим испытаниям в специально уполномоченных организациях с периодичностью, совпадающей с периодичностью освидетельствования баллонов, установленной изготовителем баллонов и указанной в паспорте на баллон (баллоны). По результатам периодических испытаний специально уполномоченные организации оформляют документ, подтверждающий проведение периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на КТС;

г) внесение изменений в конструкцию и комплектность установленного газобаллонного оборудования при эксплуатации не допускается. Изменения, вносимые при ремонте газобаллонного оборудования (замена редуктора или баллона), оформляются специально уполномоченными организациями документ, подтверждающий соответствие газобаллонного оборудования требованиям безопасности;

д) не допускается:

- использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования;

- нарушения крепления компонентов газобаллонного оборудования;

- утечки газа из компонентов газобаллонного оборудования и в местах их соединений.

4.9.9 Уровень шума выпуска отработавших газов неподвижного КТС, измеренный на расстоянии (0,5 Рисунок 40 0,05) м от среза выпускной трубы под углом 45° Рисунок 41 10° к оси потока газа при работе двигателя на холостом ходу в режимах целевой частоты вращения коленчатого вала и в режиме замедления его вращения от целевой частоты до минимальной частоты холостого хода, не должен превышать более чем на 5 дБА значений, установленных изготовителем КТС, а при отсутствии этих данных - значений, указанных в таблице 4.12.

(в ред. Изменения N 1, утв. Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, протокол от 31.01.2025 N 181-П)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проверка КТС, двигатель внутреннего сгорания которых не может функционировать при неподвижном КТС, не проводится.