Приложение 2

В 2016 году впервые за 3 года наблюдается снижение количества заявлений, поступивших в ФАС России по признакам нарушения антимонопольного законодательства. В отчетном периоде в целом их число сократилось по сравнению с 2015 годом на 13,5% (с 51546 до 44587 заявлений) за счет существенного снижения (почти на 20%) количества заявлений по статье 10 Федерального закона "О защите конкуренции", что в значительной степени обусловлено изменениями антимонопольного законодательства, в том числе в отношении заявлений физических лиц о нарушениях, не связанных с ущемлением интересов в сфере предпринимательской деятельности, с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей.

В 2017 году возможно дальнейшее снижение количества заявлений в связи с вступившим в силу Федеральным законом от 03.07.2016 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей.

00000002.jpg

В связи с вступлением в силу "четвертого антимонопольного пакета" существенно расширена сфера применения института предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, за счет распространения его на действия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того расширен перечень лиц, которым направляется предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, за счет включения в него должностных лиц органов власти различных уровней.

Реализация указанных положений "четверного антимонопольного пакета" сказалась на количестве возбужденных дел - в 2016 году совокупное количество возбужденных дел сократилось в 2,2 раза к уровню 2015 года (с 9092 до 4040 дел) за счет роста выданных предупреждений и предостережений.

При этом следует отметить, что виновные действия предприятий-монополистов являются составом административного правонарушения (статья 9.21 КоАП РФ), что позволяет оперативно реагировать на ущемление интересов лиц, планирующих осуществление технологического подключения своих объектов к энергетическим сетям, в том числе без процедуры возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

00000003.jpg

"Четвертым антимонопольным пакетом" существенно расширена практика применения предупреждений (в том числе по частям 6 и 8 статьи 10, статьям 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15) и предостережений.

Согласно новой редакции части 1 статьи 25.7 Федерального закона "О защите конкуренции" в числе лиц, которым могут быть направлены предостережения, указаны также должностные лица федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда.

В 2016 году ФАС России проведена активная работа по применению данных правовых институтов - выдано 5486 предупреждения с ростом в 2,3 раза по сравнению с 2015 годом. Большая доля выданных предупреждений приходится на статьи 10 и 15 Федерального закона "О защите конкуренции", составив 83%.

В отчетном периоде отмечался и существенный рост выданных предостережений (1,8 раза к 2015 году).

00000004.jpg

Динамика доли устраненных нарушений антимонопольного законодательства характеризуется устойчивой тенденцией роста данного показателя.

За 4-летний период доля устраненных нарушений в целом увеличилась на 9,4%, составив 91,8% в 2016 году при 82,4% в 2013 году, что свидетельствует об осуществлении должного контроля за исполнением решений и предписаний антимонопольных органов и принятии соответствующих мер антимонопольного реагирования при неисполнении решений и предписаний антимонопольных органов в установленный срок.

00000005.jpg

"Четвертым антимонопольным пакетом" предусмотрен комплекс мер, направленных на либерализацию антимонопольного законодательства, в том числе в части контроля за экономической концентрацией и, соответственно, снижение административной нагрузки на бизнес.

Исключены полномочия ФАС России по ведению Реестра хозяйствующих субъектов, занимающих 35%-ную долю на соответствующем товарном рынке.

Кроме того, увеличен порог (критерий), при котором требуется предварительное согласование сделок с акциями, долями, имуществом объектов экономической концентрации, а также исключен уведомительный контроль сделок естественных монополий.

В результате в 2016 году количество рассмотренных ходатайств сократилось более чем на 20% (с 1749 до 1379 единиц).

В отчетном периоде также имело место снижение количества уведомлений почти в 2 раза (с 165 до 83 единиц).

Совокупное количество рассмотренных сделок экономической концентрации в 2016 году составило 1462 единицы против 1914 единиц в 2015 году (сокращение почти на 1/3).

00000006.jpg