В 2016 году впервые за 3 года наблюдается снижение количества заявлений, поступивших в ФАС России по признакам нарушения антимонопольного законодательства. В отчетном периоде в целом их число сократилось по сравнению с 2015 годом на 13,5% (с 51546 до 44587 заявлений) за счет существенного снижения (почти на 20%) количества заявлений по статье 10 Федерального закона "О защите конкуренции", что в значительной степени обусловлено изменениями антимонопольного законодательства, в том числе в отношении заявлений физических лиц о нарушениях, не связанных с ущемлением интересов в сфере предпринимательской деятельности, с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей.
В 2017 году возможно дальнейшее снижение количества заявлений в связи с вступившим в силу Федеральным законом от 03.07.2016 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей.
В связи с вступлением в силу "четвертого антимонопольного пакета" существенно расширена сфера применения института предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, за счет распространения его на действия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того расширен перечень лиц, которым направляется предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, за счет включения в него должностных лиц органов власти различных уровней.
Реализация указанных положений "четверного антимонопольного пакета" сказалась на количестве возбужденных дел - в 2016 году совокупное количество возбужденных дел сократилось в 2,2 раза к уровню 2015 года (с 9092 до 4040 дел) за счет роста выданных предупреждений и предостережений.
При этом следует отметить, что виновные действия предприятий-монополистов являются составом административного правонарушения (статья 9.21 КоАП РФ), что позволяет оперативно реагировать на ущемление интересов лиц, планирующих осуществление технологического подключения своих объектов к энергетическим сетям, в том числе без процедуры возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
"Четвертым антимонопольным пакетом" существенно расширена практика применения предупреждений (в том числе по частям 6 и 8 статьи 10, статьям 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15) и предостережений.
Согласно новой редакции части 1 статьи 25.7 Федерального закона "О защите конкуренции" в числе лиц, которым могут быть направлены предостережения, указаны также должностные лица федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда.
В 2016 году ФАС России проведена активная работа по применению данных правовых институтов - выдано 5486 предупреждения с ростом в 2,3 раза по сравнению с 2015 годом. Большая доля выданных предупреждений приходится на статьи 10 и 15 Федерального закона "О защите конкуренции", составив 83%.
В отчетном периоде отмечался и существенный рост выданных предостережений (1,8 раза к 2015 году).
Динамика доли устраненных нарушений антимонопольного законодательства характеризуется устойчивой тенденцией роста данного показателя.
За 4-летний период доля устраненных нарушений в целом увеличилась на 9,4%, составив 91,8% в 2016 году при 82,4% в 2013 году, что свидетельствует об осуществлении должного контроля за исполнением решений и предписаний антимонопольных органов и принятии соответствующих мер антимонопольного реагирования при неисполнении решений и предписаний антимонопольных органов в установленный срок.
"Четвертым антимонопольным пакетом" предусмотрен комплекс мер, направленных на либерализацию антимонопольного законодательства, в том числе в части контроля за экономической концентрацией и, соответственно, снижение административной нагрузки на бизнес.
Исключены полномочия ФАС России по ведению Реестра хозяйствующих субъектов, занимающих 35%-ную долю на соответствующем товарном рынке.
Кроме того, увеличен порог (критерий), при котором требуется предварительное согласование сделок с акциями, долями, имуществом объектов экономической концентрации, а также исключен уведомительный контроль сделок естественных монополий.
В результате в 2016 году количество рассмотренных ходатайств сократилось более чем на 20% (с 1749 до 1379 единиц).
В отчетном периоде также имело место снижение количества уведомлений почти в 2 раза (с 165 до 83 единиц).
Совокупное количество рассмотренных сделок экономической концентрации в 2016 году составило 1462 единицы против 1914 единиц в 2015 году (сокращение почти на 1/3).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей