Таблица 1. Количество возбужденных дел о нарушении статей 11, 16 Закона о защите конкуренции за 2016 год
Статья Закона о защите конкуренции |
|
Статья 11 (всего), в том числе: |
|
- часть 1 (картели) |
|
- часть 2 ("вертикальные" соглашения) |
|
- часть 3 (соглашения на рынке электрической энергии) |
|
- часть 4 (иные соглашения) |
|
- часть 5 (координация экономической деятельности) |
|
К наиболее подверженным картелям и иным антиконкурентным соглашениям относятся рынки поставок лекарственных средств и медицинских изделий, а также рынки строительных и ремонтных работ, включая строительство, ремонт и обслуживание автомобильных дорог, что представлено в диаграмме 1.
Сферы экономической деятельности с наибольшим числом
нарушений ст. 11 Закона о защите конкуренции
Примеры наиболее значимых дел:
В 2016 году ФАС России и ее территориальными органами возбуждено более 60 дел о картелях на поставку лекарственных средств и медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд.
Дело АМЗ-1-00-50/00-22-16 (картель поставщиков лекарственных средств и медицинских изделий для медицинских учреждений)
12 декабря 2016 года ФАС России признала наличие картельного сговора между ООО "ФАРМ СКД" и ОАО "НОВОФАРМ" на государственных торгах по поставке лекарственных препаратов, медицинских изделий, средств дезинфекции и лечебного питания с целью поддержания цен на них (нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).
Ответчики по данному делу входят в десятку крупнейших поставщиков лекарств для борьбы с ВИЧ, лечения инфекционного гепатита B и C и препаратов для онкобольных.
Заключение картельного соглашения и участие в нем подтверждается результатами проведенной внеплановой выездной проверки ООО "ФАРМ СКД", сведениями, полученными по запросам от заказчиков, банков, электронных торговых площадок.
Ответчиками в подавляющем большинстве случаев использовались идентичные ip-адреса для подачи заявок, ценовых предложений и подписания контрактов.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО "ФАРМ СКД" обнаружены документы и файлы электронной почты, адресованные ОАО "Новофарм", исходящая корреспонденция от имени ОАО "Новофарм".
Первые части заявок ответчиков в подавляющем большинстве содержат идентичные товарные наименования, совпадают по учетной записи пользователя, изготовившего и изменившего файл.
ОАО "Новофарм" при участии в одном и том же открытом аукционе в электронной форме с ООО "ФАРМ СКД" для оплаты обеспечения участия в нем, использовались денежные средства, полученные от ООО "ФАРМ СКД". В некоторых случаях при участии ответчиков в одном и том же открытом аукционе в электронной форме, победитель приобретал товар для поставки заказчику у проигравшего.
Поводом для возбуждения данного дела послужило заявление Фонда мониторинга государственных закупок и торгов имуществом "За честные закупки". Картель реализован при проведении более 400 открытых аукционов в электронной форме на общую сумму более 400 млн. рублей.
Материалы по делу переданы в МВД России для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 178 УК РФ.
Решение ФАС России не обжаловалось. Срок обжалования не истек.
Дело АМЗ-6-11949-16/6 ("антиконкурентные соглашения при проведении торгов на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования)
02.07.2016 Самарским УФАС России возбуждено дело в отношении ООО "СМТ", ООО "ЦЭХ-Здоровье" и Министерства здравоохранения Самарской области по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11, статьи 16 Закона о защите конкуренции. Позднее в качестве ответчиков по делу были привлечены ООО "Медсимвол", ООО "ДжиИ Хэлскеа" и ГБУЗ "СОКБ им. В.Д. Середавина".
Решением Самарского УФАС России от 02.02.2017 по делу N АМЗ - 6-11949-16/6 ООО "СМТ", ООО "ЦЭХ-Здоровье" и ООО "Медсимвол" признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения и участия в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах, предметом которых являлись работы по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования.
В действиях ООО "СМТ", ООО "ЦЭХ-Здоровье" и Министерства здравоохранения Самарской области установлено нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции: ООО "ЦЭХ-Здоровье" отказалось от участия в торгах, что привело к минимальному снижению цены и заключению контракта на сумму 4 253 801 000 рублей с ООО "СМТ" (снижение НМЦК составило 2,5%).
ООО "ДжиИ Хэлскеа" (занимается производством и обслуживанием медицинского оборудования), ООО "СМТ" и Министерство здравоохранения Самарской области признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в заключении соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту дорогостоящего медицинского оборудования, установленного в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Самарской области.
Кроме того, в действиях ООО "СМТ" и ГБУЗ "СОКБ им. В.Д. Середавина" установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 17, выразившееся в предоставлении преимущественных условий ООО "СМТ" для участия в торгах; в действиях ГБУЗ "СОКБ им. В.Д. Середавина" установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужили материалы, полученные из следственного управления Следственного комитета России по Самарской области.
В отношении должностных лиц ООО "СМТ" возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом "а" части 2 статьи 204 УК РФ (Коммерческий подкуп), а также должностных лиц Министерства здравоохранения Самарской области - по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями).
По решению суда должностное лицо Минздрава Самарской области отстранено от должности.
Решение антимонопольного органа не обжаловалось. Срок обжалования не истек.
Дело АМЗ - 1-00-129/00-22-15 (картель поставщиков вещевого имущества для нужд МВД России, ФСБ России и ФТС России)
Виновными в участии в беспрецедентном по размаху картеле признаны 90 юридических лиц.
ФАС России вынесла решение по делу о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции (картель, сговор на торгах) при проведении торгов на поставку вещевого имущества для нужд МВД России, ФСБ России и ФТС России.
Было выявлено 18 открытых аукционов в электронной форме, которые прошли в условиях сговора участников на общую сумму более 3,5 млрд рублей. Некоторые участники картеля одновременно управляли 3 - 4 юридическими лицами и выставляли их на аукционы для создания видимости конкуренции на торгах.
Ценовые предложения подавались чаще одной организацией несмотря на то, что в аукционе участвовали от 11 до 40 организаций, остальные отказывались от борьбы для обеспечения победы "нужному" участнику и поддержания цен.
Участниками картеля была разработана система "квот", которые рассчитывались с учетом начальной цены контракта пропорционально количеству участников аукциона. "Квоты" можно было получить, обменять или накопить. После накопления определенного количества "квот" и достижения договоренностей с остальными участниками картеля один из сговорившихся мог стать "контрактодержателем по аукциону".
Заключение картельного соглашения и участие в нем подтверждается материалами внеплановых проверок, а также признаниями ряда ответчиков, поступившими в ФАС России по программе освобождения от ответственности.
Картели в сфере закупок для нужд силовых структур не только подрывают основополагающие принципы конкуренции, но и могут стать угрозой национальной безопасности страны. Решение и материалы дела направлены в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам составов преступлений, предусмотренных статьями 178 и 210 УК РФ.
Решение ФАС России обжаловано в арбитражный суд. Судебное решение не вынесено.
Дело АМЗ - 1-11.1-37/00-22-15 ("картель по установлению и поддержанию цен, разделу товарного рынка по объему продажи товаров, ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов")
1 июня 2016 года ФАС России признала ООО "Камский кабель", ОАО "РОССКАТ", АО "Кабельный завод "Кавказкабель", ОАО "Народное предприятие "Подольсккабель", ООО "Холдинг Кабельный Альянс", АО "Уралкабель", АО "Сибкабель" нарушившими антимонопольное законодательство. Нарушение выразилось в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое привело к установлению и поддержанию цен, разделу товарного рынка по объему продажи товаров, ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов (нарушение пунктов 1 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).
ФАС России установлено, что в начале 2014 года организации - производители нефтепогружного кабеля заключили антиконкурентное соглашение, предусматривавшее раздел рынка реализации нефтепогружного кабеля (за исключением высокотемпературного нефтепогружного кабеля) в 2014 - 2015 годах с закреплением за каждой организацией - участником соглашения примерной доли на этом рынке, а также об отказе от конкурентного способа определения цены на продукцию.
Участники соглашения, будучи крупнейшими производителями нефтепогружного кабеля, по сути вынудили крупные государственные компании и других потребителей закупать нефтепогружной кабель по завышенным, экономически необоснованным ценам.
Решение и материалы направлены в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 178 УК РФ.
Решение ФАС России обжаловано в арбитражный суд. Судебное решение не вынесено.
декартелизация сферы строительства, в том числе дорожного, содержания и ремонта дорог; сферы государственных закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий;
проведение антикартельных расследований в сфере государственных закупок компьютерной техники;
усиление взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами в целях выявления и пресечения деятельности картелей и иных антиконкурентных соглашений;
формирование единой правоприменительной и судебной практики;
укрепление международного сотрудничества по противодействию картелям.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей