Теплоснабжение и водоснабжение

Рынки теплоснабжения во всех субъектах Российской Федерации характеризуются высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции. Это связано с тем, что оказание потребителям услуг по теплоснабжению зависит от расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Конечный потребитель приобретает и потребляет услугу только от того поставщика услуг, к которому присоединены теплопотребляющие установки потребителя. Вход на рынок услуг по теплоснабжению затруднен необходимостью вложения значительных первоначальных затрат (инвестиций). Участие в обороте тепловой энергии возможно только в случае наличия собственных (арендованных) сетей и (или) генерирующих мощностей.

Утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 867, которым вносятся изменения в стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования. Данный акт был разработан ФАС России в целях усиления публичности и открытости деятельности теплоснабжающих и теплосетевых организаций.

Теплоснабжающие и теплосетевые организации должны размещать в открытом доступе информацию о выводе источников тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации, а также об основаниях приостановления, ограничения и прекращения режима потребления тепловой энергии. Также установлены отдельные сроки размещения информации для вновь созданных организаций и предусмотрено размещение информации о заключаемых нерегулируемых договорах в сфере теплоснабжения.

Соблюдение субъектами рынка тепловой энергии стандартов раскрытия информации является важнейшим условием обеспечения недискриминационного доступа потребителей и заинтересованных лиц к услугам в сфере теплоснабжения.

ФАС России осуществляет мониторинг заключения договоров теплоснабжения и (или) договоров поставки тепловой энергии по ценам, определенным по соглашению сторон.

Приказом ФАС России от 05.04.2016 N 407/16 создан Экспертный совет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которого направлена на проработку и совершенствование механизмов регулирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по вопросам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, управления многоквартирными домами.

Примеры выданных предупреждений:

1. По результатам контроля за соблюдением антимонопольного законодательства выдано предупреждение Департаменту тарифной и ценовой политики Тюменской области от 03.06.2016 N АД/37910/16 о прекращении действий (бездействия), в которых содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Орган регулирования Тюменской области по итогам рассмотрения заявления и материалов, представленных АО "УТСК" в целях установления платы за подключение к сетям теплоснабжения, принял решение о невозможности установления указанной платы. Принимая во внимание тот факт, что действующим законодательством не предусмотрено такого исхода рассмотрения заявлений, ФАС России пришла к выводу, что такие действия (бездействие) препятствуют осуществлению регулируемой деятельности.

Предупреждение исполнено Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области.

2. Также было выдано предупреждение ПАО "Т Плюс" от 05.07.2016 N ИА/45384/16 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в уклонении от заключения договора поставки тепловой энергии с ОАО "Энел Россия". Предупреждение исполнено.

Задачи:

утверждение актом ФАС России единых форм раскрытия информации в сфере теплоснабжения;

изменение процедуры по отбору органами местного самоуправления управляющей организации для многоквартирных домов в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, с открытого конкурса на аукцион;

совершенствование действующего законодательства, предусматривающее сокращение на рынке доли ГУП, МУП;

совершенствование тарифного законодательства, предусматривающее введение метода нормирования и внедрение метода эталонных затрат;

совершенствование нормативного правового регулирования действующего порядка подключения объектов капитального строительства к сетям тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения, предусматривающее унификацию порядка подключения во всех отраслях (сокращение сроков, актов в сфере подключения и др.).