Внесение изменений в совместный приказ ФАС России и Минэнерго России

Внесение изменений в совместный приказ ФАС России

и Минэнерго России

Во исполнение пункта 2 раздела II протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики от 23.12.2015 N 1 о проработке ФАС России и Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями вопроса установления минимального порогового значения (величины), реализуемой через инструменты биржевой торговли сырой нефти, на основании части 5 статьи 6 Закона о защите конкуренции разработан проект совместного приказа ФАС России и Минэнерго России "Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефти и (или) нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтью и (или) нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 12 января 2015 г. N 3/15/3" (далее - Проект приказа).

Проектом приказа предусматривается установление минимальной величины продаваемой на бирже нефти, реализуемой занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, в размере 5% от объема производства каждого занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

Кроме того, предусматривается установление минимального объема продаваемой на биржевых торгах нефти, реализуемой занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, на уровне 4% от объема производства каждого занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

Необходимо отметить, что объем внутреннего потребления нефти на территории Российской Федерации составляет приблизительно 50% от объема добычи. Практика применения антимонопольного законодательства с учетом положительного опыта организации биржевых торгов нефтепродуктами показывает, что формирование ликвидных биржевых продаж происходит в результате реализации товара на бирже в размере не менее чем 10% от поставок на внутренний рынок Российской Федерации. Учитывая тот факт, что добытая в Российской Федерации нефть экспортируется в размере около 50%, реализация на биржевых торгах нефти в размере 10% будет соответствовать 5% от ее добычи. В связи с этим, по мнению ФАС России, целесообразно установить минимальную величину продаваемой на бирже нефти, реализуемой занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, в размере 5% от объема производства каждого занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

Вышеуказанную позицию также разделяет Банк России и Минэкономразвития России.

В соответствии с письмом Банка России от 27 мая 2015 г. N 015-55/4645 для получения репрезентативного индекса российского нефтяного рынка необходимо учесть в его базе расчета до 10% нефти, продаваемой на внутреннем рынке. Тем не менее, объем поставок на внутренний рынок может быть нестабилен и зависеть от внешних для рынка факторов (налоги, курс доллара США). В этой связи предлагается выбрать более стабильный показатель - объем добычи. По данным Минэнерго России, на экспорт отправляется около 50% добытой нефти, Банк России считает целесообразным закрепить на уровне подзаконного акта минимальную величину реализации нефти на биржевых торгах в размере 5% от общего объема добычи нефти, а также ввести критерии равномерности и регулярности продаж для этого вида продукции. Данные меры, по мнению Банка России, исключат влияние ажиотажного спроса на нефть и позволят сформировать объективные ценовые индикаторы на нефть, продаваемую на внутрироссийском рынке.

В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 22 января 2016 г. N 1279-НП/Д07и одним из условий, требуемых для формирования ликвидного биржевого рынка нефти, является реализация определенного минимального объема товара посредством биржевых торгов.

Развитие ликвидных биржевых торгов нефтью с поставкой на внутренний рынок может оказать положительное влияние на формирование бенчмарка на российскую нефть, поставляемую на экспорт, что позволит в перспективе решить задачу по оценке экономически обоснованного мирового спроса на российскую нефть. Данный механизм предоставит возможность при формировании государственной политики, а также долгосрочных стратегий развития компаний исходить из справедливой оценки инвестиционной привлекательности российских нефтяных компаний.

По результатам состоявшегося 5 апреля 2016 г. совещания между руководителем ФАС России И.Ю. Артемьевым и Министром энергетики Российской Федерации А.В. Новаком Службой в Проект приказа внесены изменения, уточняющие добровольный характер реализации указанного объема. 20 апреля 2016 г. проект приказа, учитывающий предложенные Минэнерго России изменения, был направлен письмом N ВК/26237-ПР/16 на согласование в Минэнерго России.

До настоящего времени Проект приказа Минэнерго России не подписан.