Подход к формированию перечня компетенций для новой модели квалификационного экзамена

Для описания компетенций аудитора и их оценки использованы требования, предусмотренные международными стандартами образования аудиторов (далее - МСО), и практика их реализации в международно признанных сертификациях. Одновременно учтены особенности и практика осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также запросы работодателей в отношении компетентности работников на рынке аудиторских услуг (положения профессионального стандарта "Аудитор" в части описания трудовых функций и связанных с ними необходимых знаний и умений).

При формировании компетентностной модели экзамена за основу принято положение МСО о том, что аудитор - это, прежде всего, профессиональный бухгалтер, который обладает достаточными компетенциями и наделен ответственностью за подготовку мнения о достоверности финансовой информации на основе профессионального суждения. Поэтому профессия аудитора, помимо компетенций, предъявляемых к профессиональному бухгалтеру, требует дополнительных компетенций с учетом уровня его ответственности.

В соответствии с требованиями МСО профессиональная аттестация претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора должна быть комплексной, чтобы претенденты смогли продемонстрировать, что они владеют достаточными профессиональными знаниями, профессиональными навыками и профессиональными ценностями, этикой и отношениями. Для этого модель предполагает уровневый подход к квалификационному экзамену, обеспечивая последовательный переход от одного уровня компетенций к другому, более сложному уровню, и представляет собой систему, предусматривающую алгоритм приобретения претендентом на получение квалификационного аттестата аудитора профессиональной компетентности, поддержание ее на должном уровне и ее оценку.

Разработанные карты компетенций будут уточняться по мере разработки Программы нового экзамена и экзаменационных заданий.