2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА

Цель проекта

1. Снижение нагрузки на окружающую среду объектами, подлежащими федеральному государственному экологическому надзору, на 3% к концу 2017 года, 10% к концу 2018 года и на 30% к концу 2025 года, за счет внедрения принципов НДТ в производственные технологические процессы, приоритизации территорий повышенного экологического внимания, а также увеличения плановых проверок, проведенных на основании риск-ориентированного подхода и внедрения стандарта проведения комплексной профилактики нарушений обязательных требований.

2. Снижение административной нагрузки на поднадзорные объекты на 10% к концу 2017 года, на 20% к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года.

План достижения показателей проекта

Показатель

Тип показателя

Базовое значение

Период, год

2017

2018

2019

2020

2025

1

Снижение уровня материального ущерба компонентам окружающей среды по контролируемым видам рисков, % к уровню 2015 года

Основной

100% <3>

97%

90%

85%

80%

70%

1.1

Доля водопользователей, эксплуатирующих объекты I, II категории, снизивших сбросы, в общем количестве проверенных водопользователей, %

Показатель 2 уровня <4>

100

125

150

175

200

300

40%

50%

60%

70%

80%

90%

1.2

Доля хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты I, II категории, снизивших выбросы, в общем количестве проверенных хозяйствующих субъектов, %

Показатель 2 уровня <5>

150

200

250

300

350

400

30%

40%

50%

60%

70%

80%

1.3

Доля хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты I, II категории, снизивших объемы образования отходов, %

Показатель 2 уровня <6>

50

150

300

500

600

800

90%

15%

30%

50%

60%

80%

2

Доля ущерба, причиненного субъектами контроля (надзора), отнесенными к категориям высокого риска и значительного риска

Аналитический

40%

50%

55%

60%

65%

70%

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

4

Доля плановых проверок, проведенных в отношении субъектов контроля (надзора), отнесенных к категориям высокого риска и значительного риска, %

Аналитический

50%

55%

60%

65%

70%

90%

5

Доля субъектов контроля (надзора), перешедших в категорию самоконтроля от общего количества субъектов контроля (надзора), %

Основной

0

2% <7>

10%

20%

30%

60%

6

Доля подконтрольных субъектов, охваченных профилактическими мероприятиями, %

Основной

20%

30%

60%

70%

80%

90%

7

Доля профилактических мероприятий в общем объеме мероприятий, % <8>

Аналитический

10%

20%

30%

0%

50%

60%

8

Доля подконтрольных субъектов, по которым применяются проверочные листы (списки контрольных вопросов), %

Аналитический

0

80% <9>

100% <10>

100%

100%

100%

9

Доля видов федерального государственного экологического надзора, взаимодействие по которым доступно в "Личном кабинете природопользователя", %

Основной

10%

20% <11>

50% <12>

80% <13>

90% <14>

100% <15>

10

Доля минимизированных коррупционных рисков

Аналитический

0

10%

35%

45%

55%

90%

11

Снижение уровня административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность <16>

Аналитический

-

-

-

-

-

-

12

Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций <17>

Аналитический

-

-

-

-

-

-

--------------------------------

<3> Необходима разработка методик факторного анализа, расчета вреда окружающей среде по контролируемым видам рисков.

<4> Показатель будет скорректирован (включая абсолютные значения) по итогам формирования реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду.

<5> Показатель будет скорректирован (включая абсолютные значения) по итогам формирования реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

<6> Показатель будет скорректирован (включая абсолютные значения) по итогам формирования реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

<7> План проверок на 2017 год сформирован. Среднее ежегодное количество протоколов об административных правонарушениях составляет 36000.

<8> Показатель будет скорректирован в 2018 году после утверждения Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований.

<9> По подконтрольным субъектам, в отношении которых осуществляются наиболее массовые виды надзора (контроля), в отношении которых реализуется программа в 2017 году.

<10> По подконтрольным субъектам, в отношении которых осуществляются все виды надзора (контроля), предусмотренные программой.

<11> Не менее 3 видов федерального государственного экологического надзора.

<12> Не менее 6 видов федерального государственного экологического надзора.

<13> Не менее 9 видов федерального государственного экологического надзора.

<14> Не менее 12 видов федерального государственного экологического надзора.

<15> 15 видов федерального государственного экологического надзора, лицензионный контроль.

<16> Показатель рассчитывается на основании разработанной и апробированной методики оценки административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Срок разработки методики Минэкономразвития России: 01.07.2017.

<17> Показатель рассчитывается на основании разработанной и апробированной методики формирования индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций. Срок разработки методики Минэкономразвития России: 01.07.2017. Предполагаемая динамика - в 2 раза.

Ключевые результаты проекта

Ключевые результаты 2017 года

1. Сформированы и утверждены критерии риска по 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю и критерии отнесения к ним подконтрольных объектов, соответствующие Базовой модели с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль".

2. Поднадзорные объекты распределены по категориям риска (классам опасности) по 6 видам федерального государственного экологического надзора (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ, в области использования и охраны водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, земельный надзор), лицензионному контролю с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль".

3. План проверок на 2018 год сформирован на основании риск-ориентированного подхода.

4. По 6 видам федерального экологического надзора (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ, в области использования и охраны водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, земельный надзор), лицензионному контролю сформирована система сбора объективных данных в ФГИС "ПТК "Госконтроль", позволяющая учитывать при определении категории риска (класса опасности) характеристики поведения подконтрольных субъектов.

5. Утвержден перечень показателей результативности и эффективности деятельности Службы по 6 видам федерального государственного экологического надзора (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ, в области использования и охраны водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, земельный надзор), лицензионному контролю.

6. Внедрено использование поднадзорными субъектами в "Личном кабинете природопользователя" чек-листов по 6 видам федерального государственного экологического надзора (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ, в области использования и охраны водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, земельный надзор), лицензионному контролю.

7. Установлены исчерпывающие перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю и размещены на официальном сайте Росприроднадзора.

8. Проведены ежеквартальные публичные мероприятия с поднадзорными субъектами с анализом правоприменительной практики, с размещением результатов в сети Интернет и механизмом "обратной связи".

9. Реализован механизм предварительного уведомления (за 2 месяца) предприятий об истечении срока действия разрешений и лицензий.

10. Внедрен механизм моделирования коррупционными рисками по 6 видам федерального государственного экологического надзора (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ, в области использования и охраны водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, земельный надзор), лицензионному контролю.

11. В ФГИС "ПТК "Госконтроль" исключен ручной ввод сведений о проверяемых субъектах (объектах), при условии, что данные возможно получить в электронном виде с использованием СМЭВ.

12. Разработана информационная система по учету отходов от использования товаров.

13. Разработан реестр информационной системы по учету объектов негативного воздействия на окружающую среду.

14. Реализован механизм общественного контроля с использованием графических идентификаторов (QR-коды) выданных разрешений, лицензий и свидетельств.

15. Разработана геоинформационная система в сфере обращения с отходами на основе действующей ФГИС "Наша природа", включающая 4 информационных модуля (слоя ГИС): объекты размещения отходов; объекты промышленной переработки отходов; систему мониторинга образования и движения отходов для контролирующих органов (ГЛОНАСС и ДЗЗ); систему контроля для граждан.

16. На основе утвержденного Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований внедрена возможность досудебного обжалования в электронном виде с использованием "Личного кабинета природопользователя".

17. Обеспечено: участие в экспертных рабочих группах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности по видам контроля и по видам предпринимательской деятельности (далее - экспертные рабочие группы), подготовка дорожных карт по актуализации нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, которые указанными рабочими группами признаны требующими актуализации, а также принятие нормативных правовых актов, актуализирующих обязательные требования в соответствии со сроками, установленными дорожными картами и приоритетным проектом "Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований".

18. Приняты меры по оптимизации обязательных требований (включая отмену неэффективных и избыточных обязательных требований), а также по актуализации соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации.

19. Проведена систематизация (выборка) обязательных требований в соответствии с методикой, подготовленной Минюстом России.

20. Обеспечено принятие правовых актов, определяющих порядок систематической оценки эффективности обязательных требований, с учетом установленных Минюстом России общих требований и реализуется соответствующий механизм.

21. Приняты меры по оптимизации обязательных требований (включая отмену неэффективных и избыточных обязательных требований), а также по актуализации соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации.

22. Внедрена "динамическая модель" управления категориями риска (классами опасности) по 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю на основании Базовой модели определения категорий рисков, с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль".

23. Проработан механизм взаимодействия с Ростехнадзором, Роснедрами, Россельхознадзором, Росреестром, Роспотребнадзором и др. в части координации и межведомственного взаимодействия, в целях минимизации "перетекания" рисков из одного вида надзора в другой.

24. В ФГИС "ПТК "Госконтроль" реализован механизм сбора, учета и обработки показателей (индикаторов) для определения и присвоения категорий риска и классов опасностей проверяемых объектов, в том числе, на основе межведомственного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия по 6 видам федерального государственного экологического надзора.

25. В целях синхронизации проводимой реформы на федеральном и региональном уровнях разработаны и представлены в Минприроды России предложения по формированию критериев отнесения подконтрольных субъектов (объектов) к категории риска (классу опасности) по региональному государственному экологическому надзору.

26. Обеспечен обмен "лучшими практиками" по осуществлению контрольной и надзорной деятельности в рамках ежеквартально проводимых межведомственных профилактических мероприятий по разъяснениям обязательных требований природоохранного законодательства.

Ключевые результаты 2018 года

1. Обеспечен автоматический расчет показателей результативности и эффективности для Службы с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль" по всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю. Определены механизмы контроля за достижением показателей результативности и эффективности.

2. По 6 видам федерального государственного экологического надзора (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ, в области использования и охраны водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, земельный надзор), лицензионному контролю информация о достижении и (или) не достижении показателей результативности и эффективности является основой для принятия управленческих решений, в том числе оптимизации и совершенствования системы управления, в системах мотивации сотрудников, распределения ресурсов, планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий

3. Реализован механизм систематической оценки эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий с участием предпринимательского сообщества.

4. Внедрено использование проверочных листов, содержащих исчерпывающий перечень обязательных требований, наиболее значимых с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по всем видам федерального государственного экологического надзора, по лицензионному контролю, в том числе в электронном виде в "Личном кабинете природопользователя" поднадзорных субъектов

5. Внедрены Стандарты кадрового менеджмента.

6. Функционирует "Мобильное автоматизированное рабочее место инспектора".

7. Функционирует система ГИС в сфере обращения с отходами на основе ФГИС "Наша природа":

- создан информационный слой данных о размещении отходов с учетом сведений субъектов Российской Федерации;

- создан информационный слой данных с объектами промышленной переработки отходов;

- создана система мониторинга образования и движения отходов для контролирующих органов (ГЛОНАСС и ДЗЗ);

- создан онлайн сервис и бесплатное мобильное приложение для выявления гражданами объектов несанкционированного размещения отходов.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

7. Реализован механизм самодекларирования и доступна информация о проведенных и планируемых контрольных мероприятиях в "Личном кабинете природопользователя"

8. Обеспечено информирование поднадзорного лица о присвоенных объектам категориях риска и классах опасностей по 6 видам федерального государственного экологического надзора (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ, в области использования и охраны водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, земельный надзор), лицензионному контролю.

9. Обеспечено информирование проверяемого лица о планируемых в его отношении проверках, с возможностью просмотра перечней обязательных требований к объектам проверки в "Личном кабинете природопользователя";

10. В "Личном кабинете должностного лица" реализовано использование электронных паспортов проверки, Проверочных листов на базе систематизированных обязательных требований к поднадзорным объектам. Результаты заполнения Проверочных листов инспектором, либо самим поднадзорным субъектом в "Личном кабинете природопользователя"/"Личном кабинете должностного лица" используются для ввода и актуализации информации об объектах проверок и присвоенных им категориях рисков и классах опасности.

11. Обеспечено: участие в экспертных рабочих группах, подготовка дорожных карт по актуализации нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, которые указанными рабочими группами признаны требующими актуализации, а также принятие нормативных правовых актов, актуализирующих обязательные требования в соответствии со сроками, установленными дорожными картами и приоритетным проектом "Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований".

12. Проведена систематизация (выборка) обязательных требований в соответствии с методикой, подготовленной Минюстом России, для целей их использования в информационных системах.

13. Обеспечено принятие правовых актов, определяющих порядок систематической оценки эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий с участием предпринимательского сообщества и с использованием личных кабинетов с учетом установленных Минюстом России общих требований и реализуется соответствующий механизм.

14. в ФГИС "ПТК "Госконтроль" в "Личном кабинете природопользователя" обеспечена возможность оценки результативности и эффективности деятельности Службы подконтрольными субъектами.

15. В ФГИС "ПТК "Госконтроль" внедрены и используются межведомственные карты рисков по всем видам федерального государственного экологического надзора.

16. Проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками по всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю.

Ключевые результаты в 2019 - 2025 гг.:

1. Сформирована система сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда в автоматическом режиме с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль", внедрена модель актуализации индикаторов риска и показателей для "динамической модели" в зависимости от изменений профилей риска

2. В отношении всех видов федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля последовательно внедряется 1-й, 2-й, 3-й и 4-й уровень зрелости ведомственных систем управления рисками.

3. Оперативное реагирование на природоохранные нарушения в течение 2 часов со времени поступления информации о нарушении

4. Работает система "умного" государственного регулирования

5. По всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю информация о достижении и (или) недостижении показателей результативности и эффективности является основой для принятия управленческих решений, в том числе оптимизации и совершенствования системы управления, в системах мотивации сотрудников, распределения ресурсов, планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий.

6. Разработана модель внедрения положений и нормативов распределения или перераспределения полномочий и финансирования на основании результативности и эффективности деятельности в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля.

7. Внедрены положения и нормативы распределения или перераспределения полномочий и финансирования на основании результативности и эффективности деятельности в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля.

8. Внедрены в полном объеме механизмы обучения (включая самообучение) поднадзорных субъектов, в том числе с использованием "Личного кабинета природопользователя"

9. Внедрены в полном объеме механизмы самостоятельного определения подконтрольным субъектом перечней предъявляемых к нему обязательных требований (самообследование на основе заполнения анкет и/или опросных листов), в том числе с использованием "Личного кабинета природопользователя"

10. Внедрен в полном объеме по всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю Стандарт комплексной профилактики.

11. Завершен механизм корректировки надзора с учетом риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального экологического надзора, лицензионного контроля.

12. Внедрена новая система оплаты труда, призванная повысить мотивацию гражданских служащих к результативной и эффективной деятельности.

13. Рассмотрение административных материалов инспекторским составом Росприроднадзора, в специально выделенных и оборудованных системой видеонаблюдения помещениях, с целью минимизации коррупционных рисков.

14. План работы и план проверок с учетом риск-ориентированного подхода формируется автоматически с использованием ЕГИС по учету отходов от использования товаров, ИС по учету объектов негативного воздействия на окружающую среду, ФГИС "ПТК "Госконтроль".

15. В ФГИС "ПТК "Госконтроль" внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий анализа "больших данных".

16. В ФГИС "ПТК "Госконтроль" работает система "умного" государственного регулирования, позволяющая на основе мониторинга, данных "интернета вещей" и анализа результатов применения риск-ориентированного подхода формировать и корректировать показатели и мероприятия документов стратегического планирования, осуществлять выбор форм государственного регулирования, устанавливать обязательные требования, принимать взвешенные управленческие решения.

17. На основании результатов самообследования в "Личном кабинете природопользователя" путем анкетирования по видам деятельности проверяемых субъектов в ФГИС "ПТК "Госконтроль" происходит актуализация данных реестров объектов, присвоенных им классов опасности и категорий рисков.

18. Создан единый экологический портал через "Личный кабинет природопользователя".

19. Обеспечено принятие нормативных правовых актов, актуализирующих обязательные требования по всем видам федерального государственного экологического надзора, по лицензионному контролю.

20. Внедрено использование проверочных листов, содержащих исчерпывающий перечень обязательных требований, наиболее значимых с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по всем видам федерального государственного экологического надзора, по лицензионному контролю.

21. Проведена систематизация (выборка) обязательных требований по всем видам федерального государственного экологического надзора, по лицензионному контролю в соответствии с подготовленной методикой и с использованием информационных систем.

Результаты проекта

Этап I (2017 год):

1. Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности

- Разработана модель рисков по каждому направлению надзора и контроля (свои категории рисков и списки предприятий по категориям)

- Проведена оценка методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников

- Ведется реестр территорий с учетом антропогенной нагрузки для определения приоритетности контрольно-надзорной деятельности в части загрязнения атмосферного воздуха (приоритетные территории)

- Разработана методика расчета материального ущерба компонентам окружающей среды по контролируемым видам рисков

- Разработана методика факторного анализа загрязнения окружающей среды на приоритетных территориях

- Сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов по всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю, с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль", реестр поддерживается в актуальном состоянии.

- Сформированы и утверждены категории риска по 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю и критерии отнесения к ним подконтрольных объектов, соответствующие Базовой модели определения категории риска (класса опасности) с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль"

- Поднадзорные объекты в полном объеме распределены по категориям риска (классам опасности) по 6 видам федерального государственного экологического надзора (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ, в области использования и охраны водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по земельному надзору), лицензионному контролю с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль".

- План проверок на 2018 год сформирован на основании риск-ориентированного подхода.

- Обеспечена доступность и понятность информации о подконтрольных объектах и присвоенных им категориях риска (классах опасности), критериях отнесения к ним.

- По 6 видам федерального экологического надзора, лицензионному контролю сформирована система сбора объективных данных, позволяющая учитывать при определении категории риска (класса опасности) характеристики поведения подконтрольных субъектов, включая причиненный вред, с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль".

- Определены индикаторы риска и показатели для внедрения "динамической модели" управления категориями риска (классами опасности) по 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю на основании Базовой модели определения категорий рисков, с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль".

- Подготовлены предложения по межведомственным рискам в рамках взаимодействия с Ростехнадзором, Роснедрами, Россельхознадзором, Росреестром, Роспотребнадзором и др. в части координации и минимизации "перетекания" рисков из одного вида надзора/контроля в другой.

2. Разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности

- Разработаны и утверждены перечни показателей и значения показателей результативности и эффективности деятельности Службы по 6 видам федерального государственного экологического надзора (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ, в области использования и охраны водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, земельный надзор), лицензионному контролю, соответствующие Базовой модели, в том числе:

- Определены механизмы контроля за достижением показателей результативности и эффективности с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль";

- Утверждены показатели результативности и эффективности для центрального аппарата и территориальных подразделений Росприроднадзора;

- Обеспечена публичность и доступность показателей результативности и эффективности и их значений в сети Интернет.

- По 6 видам федерального государственного экологического надзора (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ, в области использования и охраны водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, земельный надзор), лицензионному контролю проведена проверка достоверности, полноты и точности расчета показателей результативности и эффективности, уточнены формулы их расчета и источники первичных данных.

- Разработан механизм оценки субъектами федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля результативности и эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности с возможностью "обратной связи" через "Личный кабинет природопользователя".

3. Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований на территории Российской Федерации

- Установлены исчерпывающие перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, по всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю и размещены на официальном сайте Росприроднадзора.

- Обеспечено внесение изменений в положения о видах контроля (надзора), предусматривающих применение проверочных листов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий по всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю.

- Внедрено использование проверочных листов, по всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю.

- Обеспечены участие в экспертных рабочих группах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности по видам контроля и по видам предпринимательской деятельности, подготовка дорожных карт по актуализации нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, которые экспертными рабочими группами признаны требующими актуализации, а также принятие нормативных правовых актов, актуализирующие обязательные требование в соответствии с установленными дорожными картами и приоритетным проектом "Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований" сроками.

- Приняты меры по оптимизации обязательных требований (включая отмену неэффективных и избыточных обязательных требований), а также по актуализации соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации.

- Проведена систематизация (выборка) обязательных требований в соответствии с подготовленной Минюстом России методикой.

- Обеспечено принятие правовых актов, определяющих порядок систематической оценки эффективности обязательных требований с учетом установленных Минюстом России общих требований и реализуется соответствующий механизм.

- Совместно с отраслевыми ассоциациями предпринимателей актуализированы обязательные требования по 5 наиболее массовым видам предпринимательской деятельности (розничная торговля, общественное питание, производство продуктов питания, пассажирские перевозки, операции с недвижимым имуществом) и выявлены обязательные требования, требующие актуализации не менее, чем по 5 видам контроля (надзора).

- Актуализированы обязательные требования по 6 видам федерального государственного экологического надзора и по лицензионному контролю

- Приняты правовые акты, определяющие систематизированные по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым в уведомительном порядке, перечни нормативных правовых актов, определяющих обязательные требования, и размещены на официальном сайте Росприроднадзора.

4. Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований

- 100%-ный перевод подконтрольных объектов 4 категории риска и 75%-ный для объектов 3 категории риска в разряд самодекларирования и самоконтроля через "Личный кабинет природопользователя" ФГИС "ПТК "Госконтроль"

- Реализован механизм предварительных уведомлений (за 2 месяца) предприятий об истечении срока действия разрешений и лицензий

- Доля поднадзорных объектов, охваченных направлением чек-листов обязательных требований для самоконтроля составляет 60%

- Опубликованы на официальном сайте годовые доклады по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований по 6 видам федерального государственного экологического надзор, лицензионному контролю с возможными мероприятиями по их устранению ("как делать нельзя").

- Опубликованы годовые доклады с руководством по соблюдению обязательных требований по 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю, дающие разъяснения, какое поведение является правомерным, а также разъяснения новых требований нормативных правовых актов, необходимых для их реализации организационных, технических мероприятий ("как делать нужно (можно)").

- В отношении 6 видов федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю внедрен 1-ый уровень Стандарта комплексной профилактики

- Внедрен механизм регулярного обучения (включая самообучение) по 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю подконтрольных субъектов, самостоятельного определения ими перечней предъявляемых к ним обязательных требований (самообследование на основе заполнения анкет и/или опросных листов), с использованием "Личного кабинета природопользователя" в сети "Интернет", проверочных листов, содержащих обязательные требования

- Обеспечено проведение ежеквартальных публичных мероприятий для подконтрольных субъектов в центральном аппарате и территориальных органах с анализом правоприменительной практики по 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю, в том числе результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий, подготовленных руководств по соблюдению обязательных требований, с размещением результатов публичных мероприятий в сети Интернет и механизмом "обратной связи".

5. Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов

- Проведен комплексный аудит 1-го уровня для оценки качества функциональных процессов контрольно-надзорной деятельности и их кадрового обеспечения

- Проведена стратегическая сессия с руководством Росприроднадзора по результатам комплексного аудита, направленная на обучение современным методам реализации контрольно-надзорной деятельности, развитие управленческих компетенций

- Утвержден Стандарт кадрового менеджмента Росприроднадзора, позволяющий переориентировать деятельность структурных подразделений и территориальных органов Росприроднадзора на риск-ориентированный подход, а также внедрить современные технологии кадровой работы

- Оптимизирована организационная структура с учетом необходимости усиления кадрового состава аналитических подразделений, к функциям которых относится прогнозирование рисков

- Разработаны детализированные квалификационные требования, содержащие необходимые профессиональные компетенции и личностные качества, необходимые для осуществления контрольно-надзорной деятельности (модели компетенций для руководителя и инспектора), а также оценочные инструменты для проверки их наличия у претендентов и гражданских служащих

- Разработаны системы материальной и нематериальной мотивации гражданских служащих, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия

- Проведена ежегодная (текущая) оценка эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, их компетенций, а также профессиональных и личностных качеств, необходимых для исполнения должностных обязанностей (далее - текущая оценка)

- Проводится на основании разработанного Минтрудом России комплекса компьютерное тестирование гражданских служащих Росприроднадзора (модель компетенций "руководитель", модель компетенций "инспектор")

- Реализован на основании методологии Минтруда России пилотный проект, направленный на совершенствование функциональных процессов контрольно-надзорной деятельности

- Принято участие в мероприятиях по профессиональному развитию сотрудников кадровых служб - специалистов в HR-технологиях федеральных органов исполнительной власти по дополнительным профессиональным программам в области управления персоналом (HR-менеджмента)

- Проведено обучение, в том числе дистанционно, управленческих команд в центральном аппарате и территориальных органах современным методам реализации контрольно-надзорной деятельности, управленческим компетенциям (soft-skills, управление изменениями, навыки проектного управления).

6. Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности

- Методических рекомендаций, включающие риски при организации контрольно-надзорных мероприятий в центральном аппарате Росприроднадзора, на уровне руководителей территориальных органов, инспекторов и работников подведомственных организаций

- На основании подготовленных карт коррупционных рисков реализован комплекс правовых и организационных мероприятий по минимизации выявленных коррупционных рисков, учитывающий особенности коррупционных рисков, возникающих на разных уровнях принятия управленческих решений, включая:

- Откорректированы административные регламенты исполнения государственных контрольно-надзорных функций Росприроднадзора в целях упорядочивания административных процедур, создающих коррупционные риски

- Проведена работа по минимизации степени усмотрения (вариативности) принятия решений должностными лицами посредством установления четких оснований и критериев принятия решений

- Регламентация организационных процессов контрольно-надзорной деятельности;

- Обеспечение прозрачности, понятности и выполнимости административных процедур;

- Установлено ограничение возможности неоднократного проведения проверок в отношении подконтрольного субъекта одним и тем же инспектором

- Сокращение количества дней на подготовку гражданам и организациям разъяснений законодательства Российской Федерации в сфере контроля (надзора) в целях защиты прав субъектов контроля (надзора);

- Оснащение инспекторского состава техническими средствами фото-, видео- и аудиозаписи при проведении выездных проверок, а также создание условий для приобщения к материалам проверки фото-, видео- и аудиозаписей, предоставленных подконтрольным субъектом;

- Организация проведения регулярного мониторинга информации о возможных коррупционных правонарушениях, совершенных федеральными государственными служащими, в том числе

- Откорректированы ведомственные планы по противодействию коррупции

- Скорректированы перечни должностей, связанных с высоким уровнем коррупционного риска, по которым предусматривается ротация

- Обеспечено информирование подконтрольных субъектов о последствиях совершения коррупционных правонарушений и преступлений коррупционной направленности (далее - комплекс правовых и организационных мероприятий)

- Реализован комплекс профилактических мероприятий, направленный на соблюдение установленных антикоррупционных запретов, ограничений и требований лицами, замещающими должности, связанные с высоким коррупционным риском, а также формирование у таких лиц нетерпимого отношения к проявлениям коррупции (далее - комплекс профилактических мероприятий);

- Организовано обучение и иные мероприятия по профессиональному развитию по антикоррупционной тематике для должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также для лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, связанные с высоким коррупционным риском;

- Принято участие в проведении ежегодного социологического исследования уровня коррупции в Росприроднадзоре

7. Создание и внедрение комплексной модели информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности

- "Личный кабинет должностного лица" используется для планирования КНД по 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю с учетом требований Системы управления рисками ведомств.

- Инспекторы по охране окружающей среды вносят данные о проверках в "Личном кабинете должностного лица" ФГИС "ПТК "Госконтроль".

- Реализован механизм самодекларирования и доступна информация о проведенных и планируемых контрольных мероприятиях в "Личном кабинете природопользователя"

- Обеспечено информирование поднадзорного лица о присвоенных объектам категориях риска и классах опасностей по 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю.

- Обеспечено информирование проверяемого лица о планируемых в его отношении проверках, с возможностью просмотра перечней обязательных требований к объектам проверки.

- В "Личном кабинете должностного лица" реализовано использование электронных паспортов проверки, Проверочных листов на базе систематизированных обязательных требований к поднадзорным объектам. Результаты заполнения Проверочных листов инспектором, либо самим поднадзорным субъектом в "Личном кабинете природопользователя" используются для ввода и актуализации информации об объектах проверок и присвоенных им категориях рисков и классах опасности.

- В ФГИС "ПТК "Госконтроль" сформированы и используются должностными лицами для планирования контрольно-надзорных мероприятий реестры проверяемых объектов.

- Разработана информационная система по учету отходов от использования товаров.

- Разработан реестр информационной системы по учету объектов негативного воздействия на окружающую среду.

- Реализован механизм общественного контроля с использованием графических идентификаторов (QR-коды) выданных разрешений, лицензий и свидетельств.

- В ФГИС "ПТК "Госконтроль" реализован механизм сбора, учета и обработки показателей (индикаторов) для определения и присвоения категорий риска и классов опасностей проверяемых объектов, в том числе, на основе межведомственного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия по 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю.

- По 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю реализован механизм самостоятельной оценки подконтрольным субъектом соблюдения обязательных требований с использованием "Личного кабинета природопользователя".

- Интеграция ведомственных систем Росприроднадзора с межведомственными федеральными государственными информационными системами и единой системой мониторинга КНД.

- На сайте Росприроднадзора размещены исчерпывающие перечни НПА, содержащие обязательные требования по видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю, с учетом требований к удобству пользователя при поиске и использовании материалов.

- В ФГИС "ПТК "Госконтроль" исключен ручной ввод сведений о проверяемых субъектах (объектах), если данные возможно получить в электронном виде с использованием СМЭВ.

- В ФГИС "ПТК "Госконтроль" обеспечена готовность к предоставлению в электронном виде с использованием СМЭВ в ЕРП учетных данных о проверках, и в ГАСУ сведений о контрольно-надзорных мероприятиях (КНМ) и отчетности по показателям результативности и эффективности деятельности КНО, с учетом требований к целостности и достоверности передаваемых данных.

- Внедрена возможность досудебного обжалования в электронном виде, в том числе, с использованием "Личного кабинета природопользователя".

- Функционирует в тестовом режиме "Мобильное автоматизированное рабочее место инспектора".

- Функционирует система ГИС в сфере обращения с отходами на основе ФГИС "Наша природа":

- создан информационный слой данных о размещении отходов с учетом сведений субъектов Российской Федерации;

- создан информационный слой данных с объектами промышленной переработки отходов;

- создана система мониторинга образования и движения отходов для контролирующих органов (ГЛОНАСС и ДЗЗ);

- создан онлайн сервис и бесплатное мобильное приложение для выявления гражданами объектов несанкционированного размещения отходов.

8. Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях

- В 85 субъектов Российской Федерации направлены рекомендации по формированию критериев отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска (классу опасности) по региональному государственному экологическому надзору на основании систематизации имеющейся правоприменительной практики с точки зрения выявления зон наибольшего риска для охраняемых законом ценностей и оценки количества подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых могут быть проведены мероприятия по контролю.

- В 85 субъектов Российской Федерации направлены предложения по формированию "дорожных карт" по внедрению в субъектах Российской Федерации рекомендуемой целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах по направлению регионального экологического надзора".

- В целях синхронизации проводимой реформы на федеральном и региональном уровнях разработаны и представлены в Минприроды России предложения по формированию критериев отнесения подконтрольных субъектов (объектов) к категории риска (классу опасности) по региональному государственному экологическому надзору.

- Обеспечен обмен "лучшими практиками" по осуществлению контрольной и надзорной деятельности в рамках ежеквартально проводимых межведомственных профилактических мероприятий по разъяснениям обязательных требований природоохранного законодательства.

Этап II (2018 год):

1. Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности

- По 9 видам федерального государственного экологического надзора (экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в области охраны озера Байкал, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, лесной надзор, в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, охотничий надзор) введен риск-ориентированный подход

- По 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий работы с массивами больших данных (Big Data) с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль"

- Сформирована система сбора объективных данных, позволяющая автоматически с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль" собирать данные об индикаторах риска и показателях, в том числе отслеживать их изменение, учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов.

- Внедрена система управления межведомственными рисками в рамках взаимодействия с Ростехнадзором, Роснедрами, Россельхознадзором, Росреестром, Роспотребнадзором и др. в части координации и минимизации "перетекания" рисков из одного вида надзора/контроля в другой.

2. Разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности

- Утверждены перечни и значения показателей результативности и эффективности деятельности для центрального аппарата и территориальных подразделений Росприроднадзора по 9 видам федерального государственного экологического надзора (экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в области охраны озера Байкал, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, лесной надзор, в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, охотничий надзор).

- Обеспечена автоматизация для расчета показателей результативности и эффективности ТО Росприроднадзора на основании Базовой модели по всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля, позволяющая анализировать указанные данные в автоматическом режиме с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль".

- В ФГИС "ПТК "Госконтроль" в "Личном кабинете природопользователя" обеспечена возможность оценки результативности и эффективности деятельности Службы подконтрольными субъектами.

- Проведена проверка достоверности, полноты и точности расчета показателей результативности и эффективности по 9 видам федерального государственного экологического надзора (экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в области охраны озера Байкал, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, лесной надзор, в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, охотничий надзор), уточнены формулы их расчета и источники первичных данных

- По 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю информация о достижении и (или) недостижении показателей результативности и эффективности, в том числе включая результаты дистанционной оценки поднадзорными субъектами эффективности деятельности через "Личный кабинет природопользователя", является основой для принятия управленческих решений, в том числе оптимизации и совершенствования системы управления, в системах мотивации сотрудников, распределения ресурсов, планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий.

3. Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований на территории Российской Федерации

- Внедрено использование проверочных листов, содержащих перечень обязательных требований, наиболее значимых с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе в электронном виде в "Личном кабинете природопользователя" поднадзорных субъектов.

- Обеспечено участие в экспертных рабочих группах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности по видам контроля и по видам предпринимательской деятельности, подготовка дорожных карт по актуализации нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, которые указанными рабочими группами признаны требующие актуализации, а также принятие нормативных правовых актов, актуализирующие обязательные требование в соответствии с установленными дорожными картами и приоритетным проектом "Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований" сроками.

- Проведена систематизация (выборка) обязательных требований по отдельным видам федерального экологического надзора, лицензионного контроля в соответствии с подготовленной методикой для целей их использования в ФГИС "ПТК "Госконтроль".

- Приняты правовые акты, определяющие порядок систематической оценки эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий с участием предпринимательского сообщества и с использованием "Личного кабинета природопользователя" и реализуется соответствующий механизм.

- Приняты нормативные правовые акты, актуализирующие обязательные требования по дополнительным 5 наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и 10 видам контроля (надзора).

4. Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований

- Функционирует "Мобильное автоматизированное рабочее место инспектора".

- Ежеквартально (не менее 1 раза в квартал) проводятся публичные мероприятия для поднадзорных объектов в центральном аппарате и территориальных органах с анализом правоприменительной практики.

- Реализован и используется механизм по выдаче комплексных разрешений на негативное воздействие на окружающую среду с использованием информационных систем Росприроднадзора.

- Внедрено использование поднадзорными объектами проверочных листов с исчерпывающим перечнем обязательных требований, наиболее значимых с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в электронном виде в "Личном кабинете природопользователя".

- Внедрены механизмы обучения (включая самообучение) подконтрольных субъектов, в том числе с использованием "Личного кабинета природопользователя" в сети "Интернет".

- Внедрены механизмы самостоятельного определения подконтрольным субъектом перечней предъявляемых к нему обязательных требований (самообследование на основе заполнения анкет и/или опросных листов) по 9 видам федерального государственного экологического надзора, с использованием "Личного кабинета природопользователя" в сети "Интернет".

- Проведена оценка эффективности и востребованности профилактических мероприятий для подконтрольных субъектов, профилактические мероприятия дифференцированы по категориям и типам подконтрольных субъектов.

- Внедрен по всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю Стандарт комплексной профилактики.

5. Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов

- Внедрен стандарт кадрового менеджмента, учитывающий специфику осуществления контрольно-надзорных полномочий Росприроднадзора.

- Внедрены технологии привлечения и отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы в Росприроднадзоре, основанные на модели компетенций гражданских служащих.

- Осуществлена корректировка должностных регламентов гражданских служащих в части совершенствования квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы.

- Внедрен аналитический модуль комплексной оценки эффективности и результативности деятельности контрольно-надзорных органов, включающий расширенные показатели организационных, технических и финансовых затрат, нагрузки и результатов деятельности кадрового состава.

- Внедрен комплекс компьютерного тестирования государственных служащих (модель компетенций "руководитель", модель компетенций "инспектор").

- Внедрена система материальной и нематериальной мотивации гражданских служащих Росприроднадзора, включающая технологии "кадрового лифта", карьерных траекторий и подходы к осуществлению материального стимулирования и поощрения.

- Подготовлены предложения по оптимизации организационной структуры (централизация бухгалтерских, учетных и аналитических функций).

6. Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности

- Карты коррупционных рисков интегрированы в Административные регламенты Росприроднадзора.

- Организована ротация должностных лиц органов надзорной деятельности Росприроднадзора, замещающих должности, связанные с высоким коррупционным риском в территориальных органах Росприроднадзора.

- Продолжена реализация комплекса правовых и организационных мероприятий по минимизации выявленных коррупционных рисков, а также профилактических мероприятий, направленных на соблюдение установленных антикоррупционных запретов, ограничений и требований лицами, замещающими должности, связанные с высоким коррупционным риском, а также формирование у таких лиц нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

- Организовано обучение по профессиональному развитию по антикоррупционной тематике для должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также для лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, связанные с высоким коррупционным риском.

- Принято участие в проведении ежегодного социологического исследования уровня коррупции в Росприроднадзоре.

7. Создание и внедрение комплексной модели информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности

- В ФГИС "ПТК "Госконтроль" обеспечена возможность управления категориями риска по 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю с учетом истории взаимодействия с поднадзорными субъектами.

- по 6 видам федерального государственного экологического надзор, лицензионному контролю внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска, с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль".

- в ФГИС "ПТК "Госконтроль" внедрены алгоритмы расчета показателей результативности и эффективности деятельности ТО Росприроднадзора на основании Базовой модели Минэкономразвития России, и автоматическая отправка данных расчета и первичных данных о проведенных КНМ в ГАС "Управление" с использованием СМЭВ.

- Реализован и используется механизм планирования и учета проведения профилактических мероприятий, направленных на соблюдение проверяемыми лицами обязательных требований с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль".

- В ФГИС "ПТК "Госконтроль" в "Личном кабинете природопользователя" реализовано использование электронных паспортов проверки, чек-листов на базе систематизированных обязательных требований к поднадзорным объектам.

- Результаты заполнения чек-листов инспектором/самим поднадзорным субъектом в "Личном кабинете природопользователя" используются для ввода и актуализации информации об объектах проверок и присвоенных им категориях рисков и классах опасности

- В ФГИС "ПТК "Госконтроль" внедрена "динамическая модель" управления категориями риска (классами опасности) по 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю, позволяющая осуществлять перенос между категориями на основе данных статистики, внешних факторов и истории взаимодействия с поднадзорными субъектами.

- Совместно с Минкомсвязью России и 11 контрольно-надзорными органами (далее - КНО) реализовано взаимодействие проверяемых субъектов с КНО по 6 видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю:

- Электронного декларирования "Электронный инспектор", обеспечивающий возможность отправки данных декларации (заполненных Проверочных листов) на основе перечней обязательных требований к объектам проверки, что влияет на количество очных проверок поднадзорного лица с одновременным увеличением периода их проведения, при этом результат заполнения анализируется Росприроднадзором и включается в риск-матрицу объекта.

- Информирования поднадзорного лица о присвоенных объектам категориях риска и классах опасностей;

- Информирования проверяемого лица о планируемых в его отношении проверках, с возможностью просмотра перечней обязательных требований к объектам проверки.

Этап III (2019 - 2025 годы):

1. Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности

- Сформирована система сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда в автоматическом режиме с использованием ФГИС "ПТК "Госконтроль", внедрена модель актуализации индикаторов риска и показателей для "динамической модели" в зависимости от изменений профилей риска

- Внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий работы с массивами больших данных (Big Data).

- Внедрены межведомственные карты рисков и проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками.

- В отношении всех видов федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля последовательно внедряется 1-й, 2-й, 3-й и 4-й уровень зрелости ведомственных систем управления рисками.

- Оперативное реагирование на природоохранные нарушения в течение 2 часов со времени поступления информации о нарушении

- Работает система "умного" государственного регулирования <18>

2. Разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности

- Внедрены положения и нормативы распределения или перераспределения финансирования между территориальными органами Росприроднадзора на основании результативности и эффективности деятельности

- По всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю информация о достижении и (или) недостижении показателей результативности и эффективности, в том числе включая результаты дистанционной оценки поднадзорными субъектами эффективности деятельности через "Личный кабинет природопользователя", является основой для принятия управленческих решений, в том числе оптимизации и совершенствования системы управления, в системах мотивации сотрудников, распределения ресурсов, планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий.

- Формулирование и регламентация принципов "умного регулирования", в том числе выбора форм, инструментов и интенсивности государственного регулирования и федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля, исходя из соотношения количественно просчитываемых выгод и затрат регулирования, пропорциональности и риск-ориентированности.

- По всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю внедрен механизм управления изменениями результативностью и эффективностью, их использование в процессе стратегического планирования, проводится международное сопоставление показателей.

- Разработана модель внедрения положений и нормативов распределения или перераспределения полномочий и финансирования на основании результативности и эффективности деятельности в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля.

- Внедрены положения и нормативы распределения или перераспределения полномочий и финансирования на основании результативности и эффективности деятельности в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля.

3. Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований на территории Российской Федерации

- Обеспечено принятие нормативных правовых актов, актуализирующих обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю.

- Внедрено использование проверочных листов, содержащих исчерпывающий перечень обязательных требований, наиболее значимых с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю.

- Проведена систематизация (выборка) обязательных требований по всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю в соответствии с подготовленной методикой с использованием информационных систем.

4. Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований

- Внедрены в полном объеме механизмы обучения (включая самообучение) поднадзорных субъектов, в том числе с использованием "Личного кабинета природопользователя".

- Внедрены в полном объеме механизмы самостоятельного определения подконтрольным субъектом перечней предъявляемых к нему обязательных требований (самообследование на основе заполнения анкет и/или опросных листов), в том числе с использованием "Личного кабинета природопользователя".

- Внедрен в полном объеме по всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю Стандарт комплексной профилактики.

- Реестр проверок в рамках федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля формируется в автоматическом режиме в ФГИС "ПТК "Госконтроль"

- Росприроднадзором внедрено использование проверочных листов, содержащих исчерпывающий перечень обязательных требований, наиболее значимых, с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, во всем видам контроля (надзора).

- Завершен механизм корректировки надзора с учетом риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального экологического надзора, лицензионного контроля.

5. Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов

- Внедрена новая система оплаты труда, призванная повысить мотивацию гражданских служащих к результативной и эффективной деятельности.

- Утвержден механизм регулярного обучения (включая самообучение) поднадзорных объектов по всем видам федерального государственного экологического надзора, лицензионному контролю.

- Проведена аттестация руководителей и заместителей руководителей территориальных органов.

6. Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности

- Рассмотрены административные материалы инспекторским составом Росприроднадзора в специально выделенных и оборудованных системой видеонаблюдения помещениях с целью минимизации коррупционных рисков

- Продолжена реализация комплекса правовых и организационных мероприятий по минимизации выявленных коррупционных рисков, в том числе комплекса профилактических мероприятий, направленного на соблюдение установленных антикоррупционных запретов, ограничений и требований лицами, замещающими должности, связанные с высоким коррупционным риском, а также формирование у таких лиц нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

- Организовано обучение по профессиональному развитию по антикоррупционной тематике для должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также для лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, связанные с высоким коррупционным риском

- Принято участие в проведении ежегодного социологического исследования уровня коррупции в Росприроднадзоре

7. Создание и внедрение комплексной модели информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности

- План работы и план проверок с учетом риск-ориентированного подхода формируется автоматически с использованием ЕГИС по учету отходов от использования товаров, ИС по учету объектов негативного воздействия на окружающую среду, ФГИС "ПТК "Госконтроль".

- В ФГИС "ПТК "Госконтроль" внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий анализа "больших данных".

- В ФГИС "ПТК "Госконтроль" внедрены и используются межведомственные карты рисков по всем видам федерального государственного экологического надзора.

- В ФГИС "ПТК "Госконтроль" реализован и используется механизм оформления организационно-распорядительных документов по проверкам и Актов проверки в электронном виде, с использованием справочных данных, видов нарушений, ущерба и видов ответственности, размещенных в Единой модели справочников ЕИС КНД. Исключено оформление документов при отсутствии в справочниках актуализированных КНО значений.

- В ФГИС "ПТК "Госконтроль" работает система "умного" государственного регулирования, позволяющая на основе мониторинга, данных "интернета вещей" и анализа результатов применения риск-ориентированного подхода формировать и корректировать показатели и мероприятия документов стратегического планирования, осуществлять выбор форм государственного регулирования, устанавливать обязательные требования, принимать взвешенные управленческие решения.

- На основании результатов самообследования в "Личном кабинете природопользователя" путем анкетирования по видам деятельности проверяемых субъектов в ФГИС "ПТК "Госконтроль" происходит актуализация данных реестров объектов, присвоенных им классов опасности и категорий рисков.

- Создан единый экологический портал через "Личный кабинет природопользователя".

Описание модели функционирования и результатов проекта

Полученные результаты следующих направлений реализации программы и направлений ведомственного проекта Росприроднадзора обеспечат осуществление федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля с учетом новых подходов.

1. Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности

Внедрение системы управления рисками при осуществлении контрольно-надзорной деятельности по установленным видам федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля обеспечит сосредоточение контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора на субъектах надзора, отнесенных к объектам, оказывающим значительное и умеренное негативное воздействие на окружающую среду, что обеспечит основное внимание Службы наиболее вероятным нарушителям обязательных требований с одновременным снижением уровня надзора за лицами, потенциально не представляющими реальной угрозы причинения вреда компонентам окружающей среды.

Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении установленных видов контроля (надзора) приведет к снижению числа проверок не менее чем на 60%, при одновременном сохранении уровня безопасности в подконтрольных сферах деятельности.

Формирование правовой базы, создание исчерпывающих реестров объектов надзора, распределение объектов по категориям риска при осуществлении плановых проверок, а также полная идентификация рисков при осуществлении внеплановых проверок, использование динамической модели управления рисками, создание и применение информационной системы даст возможность для внедрения оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в Службе и обеспечения проведения комплексной профилактики нарушений обязательных требований.

Актуализация и расширение технических возможностей информационного ресурса "Личный кабинет природопользователя" даст возможность поднадзорным субъектам оперативно получать информацию о контрольно-надзорной деятельности в отношении него и применять в необходимых случаях функцию обратной связи со Службой.

Указанные меры обеспечат снижение административной нагрузки на поднадзорные субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением со стороны Службы уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Развитие ФГИС ПТК "Госконтроль" в части управления рисками будет происходить поэтапно в соответствии со Стандартом зрелости ведомственных систем управления рисками.

Создание исчерпывающих реестров объектов контроля позволит создать единую базовую систему информации, связанную с существующими государственными информационными системами и реестрами, такими как Единый реестр проверок, Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и др. Данная система станет связывающей основой для внедрения оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предупреждения и профилактики коррупционных проявлений.

На следующем этапе должно быть осуществлено полное распределение объектов контроля по категориям риска (классам опасности) при осуществлении плановых проверок, а также полная идентификация рисков при осуществлении внеплановых проверок. Данная работа должна проводиться с учетом имеющихся стандартов и рекомендаций ОЭСР. Это необходимо для создания комплексной системы учета и мониторинга случаев причинения вреда, определения критериев распределения объектов по категориям риска, профилей риска и использования динамической модели управления рисками.

Распределение объектов контроля по категориям рисков будет также использовано в "Личном кабинете" подконтрольного субъекта и войдет в единую информационную систему контрольно-надзорной деятельности.

В результате внедрения риск-ориентированного подхода проведение всех контрольно-надзорных мероприятий будет осуществляться на основе применении риск-ориентированного подхода (на основании плана проверок), уже начиная с 2018 года.

Начиная с 2019 - 2020 годов, Стандарт зрелости начинает постепенно внедряться в отношении всех видов федерального экологического надзора, лицензионного контроля.

Заработает система "умного" государственного регулирования, позволяющая на основе мониторинга и анализа результатов применения риск-ориентированного подхода:

- формировать и корректировать показатели и мероприятия документов стратегического планирования,

- осуществлять выбор форм государственного регулирования,

- вносить изменения в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, с целью их изменения или отмены,

- принимать управленческие решения с учетом лучших международных практик (в том числе подходов "evidence-based policy").

2. Разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности

Внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности позволит сфокусировать осуществление контрольно-надзорных мероприятий Росприроднадзора на максимальном снижении уровня причинения вреда объектам окружающей среды, жизни или здоровью животных и растений, материального ущерба государства, граждан и организациям.

В рамках поэтапного расширения возможностей информационной системы Службы - ФГИС "ПТК "Госконтроль" будет обеспечена информационно-аналитическая поддержка внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Формирование показателей эффективности и результативности позволит улучшить планирование проверочных мероприятий, расчет рисков при внедрении риск-ориентированного подхода и разработать комплексную систему профилактических мероприятий.

По итогам реализации проекта в Службе будет применяться система оценки результатов деятельности Службы и ее территориальных органов, а также сотрудников, основанная на оценке достигнутых показателей. На основе такой оценки также будут внедрены механизмы мотивации сотрудников Службы в зависимости от достигнутых результатов работы, что в целом обеспечит направленность сотрудников на требуемые результаты, повышение качества их работы и снижение текучести кадров.

Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить повышение эффективности и результативности деятельности Службы и ее территориальных органов и подведомственных учреждений, применение на основе указанной оценки дополнительных механизмов мотивации сотрудников, а также обеспечит повышение уровня удовлетворенности граждан результатами работы Росприроднадзора.

3. Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований на территории Российской Федерации

Внедрение подходов по исключению избыточных, устаревших и дублирующих обязательные требований, что обеспечит создание прозрачных условий осуществления предпринимательской деятельности для поднадзорных субъектов, понятность действий контрольно-надзорных органов и однозначность предъявляемых к поднадзорным субъектам требований, а также возможность проведения ими самооценки в части соблюдения установленных обязательных требований.

Проведение работы в Службе по систематизации и актуализации обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении контрольно-надзорных мероприятий, а также работы по обеспечению их доступности для хозяйствующих субъектов будет осуществлено в части федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля. Предложения Службы по устранению выявленных в ходе систематизации избыточных, устаревших или не соответствующих достижениям уровню развития экономики обязательным требованиям будут направлены в установленном порядке в Минприроды России, что позволить принять соответствующие нормативные правовые акты по этому вопросу.

Службой будет проведена работа по обеспечению поддержания актуальных перечней обязательных требований.

Формирование и размещение на официальном сайте Росприроднадзора исчерпывающих перечней нормативных правовых актов позволит поднадзорным субъектам легко ориентироваться в предъявляемых к ним требованиях, организовывать свою деятельность с целью обеспечения соблюдения обязательных требований, что позволит достичь снижения административной нагрузки на бизнес (субъектов контроля).

В 2017 году в Службе будет внедрено применение проверочных листов ("чек-листов") при проведении контрольно-надзорных мероприятий, что также обеспечит понятность предъявляемых требований к субъектам контроля при проведении проверок.

На втором этапе Службой будут использованы сервисы интерактивного взаимодействия с субъектами контроля в сети Интернет, в том числе через "Личный кабинет природопользователя". В рамках личных кабинетов будет реализована модель систематизации обязательных требований, позволяющая индивидуализировать их применение по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Взаимодействие Службы с Общественным советом при Росприроднадзоре и другими общественными объединениями и бизнес ассоциациями по рассмотрению вопросов актуализации обязательных требований позволит наладить оперативную систематическую работу по выявлению устаревших, избыточных и дублирующих обязательных требований, что исключит риски увеличения административной нагрузки на бизнес в дальнейшем.

Представление соответствующих предложений Службы обеспечит актуализацию (исключение устаревших, избыточных, дублирующих) обязательных требований по установленным видам контроля и надзора.

4. Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований

Реализация программы предусматривает оценку работы Службы не по числу найденных нарушений и наложенных штрафов, а по уровню безопасности общественных отношений, их защищенности по контролируемым компонентам окружающей среды.

На основе внедрения системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований деятельности Росприроднадзора будет осуществлен переход к преимущественно комплексным профилактическим мероприятиям по предупреждению нарушения поднадзорными субъектами установленных обязательных требований, т.е. переход от системы "применения наказания" к системе преимущественно "предупреждения и профилактики".

Реализация предусмотренной программой системы профилактики контрольно-надзорных органов, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, позволит снизить издержки как Службы, так и подконтрольных субъектов.

Обобщение правоприменительной практики в ходе этой работы позволит сформировать перечень наиболее частых нарушений со стороны субъектов контроля и выявить проблемы правоприменения в отношении установленных видов контроля (надзора).

Службой будет утверждена и реализована программа профилактики нарушений обязательных требований по видам федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля. В целях профилактики возможных нарушений в соответствующей сфере будет организовано проведение обучающих мероприятий (включая самообучение) для подконтрольных субъектов, в том числе с использованием информационных технологий в сети Интернет через "Личный кабинет природопользователя" поднадзорного субъекта, самостоятельной оценки подконтрольным субъектом соблюдения предъявляемых к нему обязательных требований ("Электронное самодекларирование").

Формирование перечней частых нарушений и размещение разъяснений по ним на сайте Службы начиная с 2017 года обеспечит понятность предъявляемых к поднадзорным субъектам требований и разъяснение необходимости правомерного поведения.

Предусмотрено внедрение Службой оценки Общественным советом при Росприроднадзоре и другими общественными объединениями и бизнес-ассоциациями качества реализации программ профилактики в целях их оперативного реагирования на имеющиеся проблемы и оценки результатов внедрения механизма профилактики нарушений субъектами предпринимательской деятельности посредством "обратной связи" от бизнеса, в том числе при помощи "Личного кабинета природопользователя" поднадзорного субъекта в сети Интернет.

По результатам реализации указанных мероприятий будет налажено взаимодействие, в том числе информационное, с указанными субъектами, направленное на разъяснение необходимости правомерного поведения и возможности предупреждения нарушений, а также взаимодействие с представителями предпринимательского сообщества, общественных организаций для получения и учета мнения общественности.

5. Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов

Для внедрения эффективных механизмов кадровой политики будет проведен комплексный кадровый аудит 1-го уровня для структурных подразделений Росприроднадзора, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, - системный анализ полного цикла функциональных и управленческих решений.

Будут подготовлены стандарты кадрового менеджмента, которые позволят переориентировать кадровую работу на риск-ориентированный подход и применение связанных с ним показателей деятельности гражданских служащих, посредством создания правовых и организационных условий, обеспечивающих взаимосвязь кадровых процессов с целями, задачами и основными показателями деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Стандарты кадрового менеджмента включают технологии:

- привлечения на должности государственной службы граждан, обладающих необходимыми квалификацией, профессиональными и личностными качествами;

- отбора и адаптации кандидатов на замещение должностей государственной службы, включающие меры по повышению объективности и прозрачности процедуры проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв с учетом особенностей профессиональной служебной деятельности в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия;

- оценки с учетом модели компетенций квалификации и профессиональных качеств кандидатов на замещение должностей государственной службы, применяемой в ходе процедур отбора;

- оценки с учетом модели компетенций эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, квалификации, профессиональных качеств государственных служащих (включая механизм оценки соответствия специальности (направления подготовки), знаний и умений претендентов квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы с использованием информационно-коммуникационных технологий);

- профессионального развития компетенций государственных служащих, учитывающих новые подходы к его организации;

- материальной и нематериальной мотивации, в том числе способствующей должностному росту государственных служащих, применению механизмов "кадрового лифта", карьерных траекторий и подходов к осуществлению материального стимулирования и поощрения;

- внедрения профессиональной культуры государственных служащих контрольно-надзорных органов.

В ходе реализации стандартов кадрового менеджмента будут разработаны модели компетенций - детализированные квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы. В результате чего будут внедрены более точные оценочные инструменты для проверки соответствия претендентов квалификационным требованиям (оценка квалификации) в ходе конкурсов на замещение вакантной должности и в кадровый резерв, а также аттестации. В результате, будет расширена конкуренция претендентов на замещение вакантных должностей и повышена объективность условий "социального лифта" на гражданской службе.

Будет внедрен механизм ежегодной (текущей) оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, с учетом результатов которой будут приниматься решения о проведении аттестации.

Кроме того, будет усовершенствована организационная структура Росприроднадзора в части усиления кадрового состава аналитических подразделений, занимающихся прогнозированием рисков.

Одновременно будет реализован комплекс обучающих и методических мероприятий для руководителей территориальных органов Росприроднадзора и инспекторского состава по вопросам применения риск-ориентированного подхода и развития профессиональной культуры государственных служащих контрольно-надзорных органов.

Будет разработана и внедрена система мотивации сотрудников. В этих целях будет организовано проведение конкурсов на лучшего инспектора Росприроднадзора. Победители этих конкурсов примут участие во Всероссийском конкурсе "Лучший инспектор риск-ориентированной системы контрольно-надзорной деятельности".

Будут внедрена новая система оплаты труда, направленная на повышение мотивации к результативной и эффективной деятельности, а также централизованная комплексная система повышения квалификации и аттестации с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, осуществляющих контрольно-надзорные функции.

6. Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности

Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора обеспечит минимизацию возможности возникновения коррупционных рисков при осуществлении контрольно-надзорной деятельности между должностными лицами, осуществляющими контроль (надзор) и подконтрольными субъектами, понятность деятельности и требований указанных должностных лиц и повысит уровень доверия представителей предпринимательского сообщества и общественных организаций к сотрудникам Службы.

Разработанные во взаимодействии с Общественным советом при Росприроднадзоре и другими общественными объединениями карты коррупционных рисков станут основой проведения антикоррупционной работы в Службе. Рассмотрение и одобрение проектов указанных карт коррупционных рисков будет проводиться также с учетом мнения Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, что будет способствовать повышению объективности карт коррупционных рисков.

Мероприятия по ротации государственных гражданских служащих Службы минимизируют риски, связанные с длительным замещением одной должности государственной гражданской службы, а осуществление фотосъемки, видео- и аудиозаписи проведения выездных проверок позволит, с одной стороны, минимизировать коррупционные риски, а с другой - подтверждать результаты выездных проверок, зафиксированные в соответствующем протоколе.

Обеспечение межведомственного электронного взаимодействия также способствует прозрачности взаимодействия между Службой и иными органами власти и снижает коррупционные риски.

Система обратной связи позволит поднадзорному субъекту оперативно реагировать на злоупотребление правом со стороны инспекторов при проведении проверок.

Реализация комплекса правовых и организационных мероприятий по минимизации выявленных коррупционных рисков с учетом выполненных в Службе мероприятий по реформированию контрольно-надзорной деятельности позволит повысить индекс качества администрирования контрольно-надзорных функций, тем самым достичь цели, предусмотренной данной программой.

7. Создание и внедрение комплексной модели информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности

Внедрение комплексной модели информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора по установленным видам контроля (надзора), которая обеспечит прозрачность в деятельности Службы, возможность автоматизации процессов при осуществлении контрольно-надзорным мероприятий, что окажет помощь в деятельности инспекторского состава Службы, обеспечит возможность использования обратной связи с Росприроднадзором, что в результате приведет к снижению издержек хозяйствующих субъектов.

Созданная информационная система Службы и функционирующая в рамках единой информационной среды контрольно-надзорной деятельности обеспечит автоматизацию межведомственного взаимодействия между Службой и иными контрольно-надзорными органами, что позволит оптимизировать нагрузку на сотрудников Службы, при этом повысив их информированность по субъектам проверки.

Это также приведет к снижению административной нагрузки на субъекты проверок, так как часть необходимой от них контрольно-надзорным органам информации будет получаться автоматически.

Развитие и совершенствование ФГИС "ПТК "Госконтроль" позволит реализовать для поднадзорных субъектов в "Личном кабинете природопользователя" возможность ознакомления с информацией по их объектам проверки, перечнями обязательных требований и возможностью электронного декларирования на основании проверочных листов для субъектов проверки.

Внедрение механизма обучения (включая самообучение) подконтрольных субъектов, самостоятельного определения подконтрольным субъектом перечней предъявляемых к нему обязательных требований (самообследование на основе анкетирования), в том числе с использованием "Личного кабинета природопользователя" позволит повысить информативность этих субъектов.

Для поднадзорных субъектов в "Личном кабинете природопользователя" будет обеспечена возможность заполнения анкет по видам деятельности, размещаемых контрольно-надзорными органами, позволяющих направить информацию по относящимся к ним объектам и их характеристикам в Службу, на основании которой вносятся данные в реестры объектов, отнесение их к соответствующей группе риска и определение перечней обязательных требований к ним.

Полученные в результате реализации проектов информационные реестры позволят реализовать предоставление информации об объектах проверки, проводимых контрольных мероприятиях, будут способствовать самостоятельной подготовке к этим мероприятиям и устранению замечаний, что напрямую влияет на снижение уровня административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, приведет к снижению рисков возникновения опасных ситуаций.

Функциональность электронного декларирования на основе проверочных листов по видам контроля (надзора)/по видам деятельности позволит обеспечить рост количества контрольно-надзорных мероприятий, автоматизировать сбор сведений об объектах без увеличения нагрузки на должностных лиц Службы и бизнес. Также функциональность "Личного кабинета природопользователя" позволит проводить своевременное информирование поднадзорных субъектов о планируемых проверках, результатах проведенных проверок и о профилактических мерах и мероприятиях, в том числе в разрезе видов деятельности.

Будет обеспечена информационно-аналитическая поддержка внедрения управления рисками обновленной системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Службы и актуализации и систематизации обязательных требований на базе первичных данных о деятельности контрольно-надзорных органов в ГАС "Управление".

В Службе применение автоматизированной системы сопровождения деятельности инспекторского состава территориальных органов Службы, содержащей четкое описание административных процедур, шаблонов и форм документов, модели принятия решения обеспечит устранить излишнюю степень усмотрения сотрудника Службы и напрямую влияет на рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций Службы.

По итогам выполнения проекта в Росприроднадзоре будет сформирована унифицированная для всех входящих в компетенцию Службы видов федерального государственного экологического надзора, лицензионного контроля модель государственного регулирования, позволяющая продолжить планомерное снижение риска в отношении поднадзорных объектов при одновременном сокращении административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности.

Функционирование новой модели будет обеспечиваться Росприроднадзором, его территориальными органами, подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями во взаимодействии с иными органами и организациями.

--------------------------------

<18> Требования к системе описаны в модели функционирования результатов проекта.