III. Организация правового контроля

16. Правовой контроль в войсках национальной гвардии осуществляется в целях обеспечения законности принимаемых правовых актов и соблюдения законодательства Российской Федерации при правоприменительной деятельности.

17. Основными направлениями правового контроля являются:

1) осуществление правовой экспертизы проектов правовых актов и иных документов;

2) оценка законности принятых ведомственных правовых актов;

3) контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Росгвардии, регулирующих деятельность войск национальной гвардии.

18. Правовая экспертиза представляет собой исследование проектов правовых актов и иных документов, разрабатываемых в войсках национальной гвардии, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам Росгвардии.

Правовая экспертиза проводится правовыми подразделениями.

19. В войсках национальной гвардии в обязательном порядке проводится правовая экспертиза:

1) проектов федеральных законов;

2) проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

3) проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

4) проектов заключений, официальных отзывов, поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов;

5) проектов сопроводительных писем о внесении Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации проектов правовых актов;

6) проектов международных и межведомственных договоров (соглашений);

7) проектов приказов Росгвардии, командующих округами войск национальной гвардии, начальников территориальных органов Росгвардии, командиров (начальников) соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии, кроме приказов Росгвардии по личному составу и приказов Росгвардии о создании, реорганизации и ликвидации органов управления, соединений, воинских частей, подразделений, организаций войск национальной гвардии и территориальных органов Росгвардии, за исключением правовых актов, устанавливающих их правовой статус;

8) проектов документов, содержащих положения о нормотворческой деятельности (либо инициативные решения по подготовке нормативных правовых актов), представляемых на подпись директору Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующему войсками национальной гвардии Российской Федерации <1>;

--------------------------------

<1> Далее - "главнокомандующий войсками национальной гвардии".

9) проектов государственных контрактов в составе документации о закупке, а также государственных контрактов (гражданско-правовых договоров), заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

10) проектов доверенностей на представление интересов Российской Федерации, Росгвардии, воинской части (организации), а также должностных лиц, чьи действия (бездействие) обжалуются;

11) проектов исковых заявлений, подготавливаемых структурными подразделениями Росгвардии, воинскими частями (организациями);

12) проектов приказов и иных документов о привлечении к дисциплинарной ответственности (наложении дисциплинарных взысканий) правами главнокомандующего войсками национальной гвардии (командующих округами войск национальной гвардии, начальников территориальных органов Росгвардии, командиров (начальников) соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии) либо увольнении с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии по отрицательным мотивам военнослужащих, сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников войск национальной гвардии;

13) проектов ответов на акты прокурорского реагирования (протесты, представления) и судебные постановления (в том числе частные определения).

20. Должностные лица правовых подразделений несут персональную ответственность за качество проведения правовой экспертизы.

21. При проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов проводится антикоррупционная экспертиза согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации <1>, в порядке, установленном Росгвардией <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2017, N 29, ст. 4374).

<2> Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 июня 2018 г. N 228 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 19 июля 2018 года, регистрационный N 51648).

(сноска в ред. Приказа Росгвардии от 12.04.2021 N 123)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Оценка законности принятых ведомственных правовых актов осуществляется в целях приведения их в соответствие с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росгвардии.

Оценка законности принятых ведомственных правовых актов организуется и осуществляется как вышестоящим органом управления в отношении правовых актов, изданных нижестоящими органами управления, и проводится в ходе инспектирования (проверок), так и правовым подразделением - в отношении правовых актов, изданных в воинской части (организации).

23. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Росгвардии, регулирующих деятельность войск национальной гвардии, направлен на укрепление законности при выполнении войсками возложенных на них задач.

Указанная деятельность организуется и осуществляется вышестоящими органами управления в отношении нижестоящих органов управления по направлениям деятельности как в ходе текущей деятельности, так и в ходе инспектирования (проверок) путем рассмотрения писем, заявлений и обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации, обращений других органов (должностных лиц), материалов разбирательств (служебных проверок), а также вступивших в законную силу судебных актов.

24. При поступлении в орган управления актов прокурорского реагирования (протестов, представлений), судебных постановлений (в том числе частных определений) <3> о признании правовых актов, изданных в органе управления (либо действий (бездействия) должностных лиц), незаконными руководитель (командир, начальник) обязан обеспечить своевременное их рассмотрение и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

--------------------------------

<3> Далее - "акты реагирования".

Устранение выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, возлагается на структурное подразделение (должностное лицо) органа управления, к компетенции которого относится обеспечение вида деятельности войск национальной гвардии, в котором прокурором или судом выявлены нарушения закона.

Персональная ответственность за соблюдение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росгвардии сроков подготовки и направления сообщений о результатах рассмотрения актов реагирования и принятых мерах возлагается на руководителя (начальника) структурного подразделения (должностное лицо) органа управления, к компетенции которого относится обеспечение вида деятельности войск национальной гвардии, в котором прокурором или судом выявлены нарушения закона.