См. Доклад за 1 полугодие 2019 года.

В сфере государственного ветеринарного надзора

Приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 648 "Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами" установлено, что оформление ветеринарных сопроводительных документов на продукцию на которую ранее такие документы не оформлялись, будет обязательным в электронном виде только после 1 января 2018 г.

Сам принцип оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде, направлен на выполнение нормы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии": обеспечение прослеживаемости продукции животного происхождения. Такой принцип открывает возможность эффективной борьбы с незаконным грузооборотом.

Предприятия, представленные КСИИ, уже имели длительный переходный период адаптации для внедрения электронной ветеринарной сертификации. От времени принятия принципиального решения о переходе на электронную ветеринарную сертификацию до вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), который закрепил нормативно это решение, прошло не менее трех лет. После принятия Федерального закона прошло полтора года.

Однако представленные КСИИ предприятия все это время выступали против электронной ветеринарной сертификации готовой продукции.

Кроме того, отмечаем следующее.

1. В разделе IV Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 присутствует норма, допускающая регулирование перемещения подконтрольных товаров в порядке, предусмотренном законодательством государства. На текущий момент такой порядок отражен в приказе Минсельхоза России от 17 июля 2014 г. N 281 "Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде".

Дополнительно сообщаем, что европейское законодательство сильно отличается от структуры законодательства Российской Федерации, что естественно, поскольку европейское законодательство отражает европейскую реальность. Поэтому прямой перенос путей и подходов из европейского законодательства в российское законодательство не является серьезным аргументом.

2. Россельхознадзор считает, что при обязательном применении электронной ветеринарной сертификации российский производитель не потеряет, а приобретет конкурентные преимущества по сравнению с предпринимателями из других стран - членов ЕАС по причине открывающихся рынков, которые сегодня ставят условия обеспечить прозрачное производство и качественную продукцию, прошедшую серьезный контроль со стороны государства.

3. Разграничение полномочий федерального государственного санитарно-эпидемиологического и федерального государственного ветеринарного надзора, а также регионального государственного ветеринарного надзора в полной мере отражено в Положение о государственном ветеринарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 (далее - Положение).

В части обеспечения качества и безопасности пищевой продукции сообщаем, что подпунктом "а" пункта 12 Положения установлено, что предметом проверок при осуществлении федерального государственного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации, технических регламентов, ветеринарных правил и норм.

Соответствующие полномочия Россельхознадзора предусмотрены следующими постановлениями Правительства Российской Федерации:

- от 28 августа 2013 г. N 745 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции";

- от 21 мая 2014 г. N 474 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции";

- от 21 мая 2014 г. N 475 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции";

- от 3 июня 2013 г. N 468 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки".

Указанными техническими регламентами предусмотрен государственный надзор за соблюдением установленных требований не только в отношении продукции, но и процессов ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.

4. Обращаем внимание, что в приложении к письму КСИИ не указаны ссылки на пункты постановления Правительства от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", которые были нарушены при разработке приказа Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 648 "Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами" (далее - Приказ).

Одновременно сообщаем, что Приказ зарегистрирован Минюстом России 17 февраля 2016 г., регистрационный N 41118, что подтверждает соблюдение правил подготовки нормативных правовых актов при разработке данного Приказа.

В связи с чем, доводы КСИИ о разработке Приказа с нарушением законодательства Российской Федерации, считаем не обоснованными.

5. Обеспечение прослеживаемости по принципу "от поля до прилавка" не требует идентификации каждого животного. Для достижения заявленных целей достаточно располагать информацией о хозяйстве/ферме или группе хозяйств/ферм, ограниченных условным районом/местностью.

Формулировка о прослеживаемости, находящаяся в ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", полноценно отражает ее цели. В Российской Федерации единственным предложенным и согласованным всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти инструментом по обеспечению прослеживаемости подконтрольных товаров остается ветеринарный сопроводительный документ в электронном виде.

6. В виду отсутствия рабочих контактов предприятий представленных КСИИ с разработчиками ФГИС "Меркурий", в рамках подготовки к обязательной электронной ветеринарной сертификации, Россельхознадзор выражает сомнения в возможностях КСИИ оценивать систему электронной ветеринарной сертификации "с технической точки зрения".

Для участников оборота подконтрольной продукции разработаны разные интерфейсы для осуществления электронной ветеринарной сертификации. Для мелких предприятий с малым количеством партий подконтрольных товаров - это веб-интерфейс (не требующий установки дополнительного программного обеспечения), для крупных, имеющих свои собственные информационные системы, - API-интерфейс (универсальный интеграционный шлюз).

Возможность реализации интеграционного проекта (через API - интерфейс), доказана уже завершившимися интеграционными проектами, как на крупных животноводческих предприятиях, так и у отдельно взятых индивидуальных предпринимателей.